Возвращение чёрной смородины

Венедикт Дадыкин

По свидетельству Николая Михайловича Карамзина, во времена княжеской Руси заливные берега рек даже в средней полосе сплошь утопали в смородиновых зарослях, в том числе и берега Москвы-реки, которая когда-то называлась Смородинкой. С тех пор за смородиной прочно закрепилась слава самого доступного природного снадобья, которое круглый год «под рукой», ведь использовали не только свежие, но и сушёные ягоды, листочки, почки, веточки, кору, даже корни, и это положительно сказывалось на работе сердца, желудка, кишечника, лёгких.

Цветущая ветка чёрной смородины. Фото: SPanikratov/ru.depositphotos.com.
Молодой куст чёрной смородины. Фото: hsagencia/ru.depositphotos.com.
Сорта чёрной смородины, наиболее устойчивые к болезням и вредителям (ВНИИ селекции плодовых культур, г. Орёл): 1. Искушение (селекционеры Т. П. Огольцова, С. Д. Князев); 2. Монисто (селекционеры Т. П. Огольцова, С. Д. Князев, Л. В. Баянова); 3. Муравушка (селекционеры Т. П. Огольцова, С. Д. Князев); 4. Чудное мгновение (селекционеры Т. П. Огольцова, С. Д. Князев, Л. В. Баянова). Фото из архива ВНИИ селекции плодовых культур.

Во времена СССР полезное воздействие смородины получило научное подтверждение, пройдя проверку в клиниках и санаториях, а изучение биохимического состава смородины продолжается и по сей день. В частности, в ягодах и листьях обнаружено много магния, который способствует нормализации артериального давления. В немалом количестве накапливается железо, что помогает устранять анемию. В смородине больше, чем в других растениях, фосфора, калия, кальция, йода, цинка. Однако основная ценность ягод — это наличие в них витаминов и эфирных масел, по накоплению которых чёрная смородина занимает третье место среди плодово-ягодных культур, уступая лишь шиповнику и актинидии.

Ещё менее века назад в наших садах выращивали преимущественно западноевропейские сорта. Даже в известной своими садами усадьбе Л. Н. Толстого Ясная поляна были высажены английские сорта — Кент, Голиаф и Лия плодородная. Кстати, в приусадебном саду моего деда Ивана в уездном городке Щёкино (под Тулой) старые кусты «иностранцев» сохранялись до конца 1950-х годов. Всей семьёй собирали с них довольно мелкие ягоды...

И только в течение пяти—семи последних десятилетий «кенты» были полностью вытеснены отечественными сортами, более крупноплодными и приспособленными к нашим природно-климатическим условиям. Чёрная смородина стала в СССР основной ягодной культурой, занимая в общей сложности 45 тысяч гектаров в промышленных и любительских садах. В среднем на каждом садовом и приусадебном участке насчитывалось от 5 до 10—15 взрослых кустов — неприхотливых в уходе, скороплодных, самоплодных и зимостойких, на которых в течение многих лет не было болезней и вредителей, по-этому никаких опрыскиваний и не требовалось.

Все напасти сразу

Речь идёт не просто о болезнях, а об эпидемии, или, говоря языком фитопатологов, эпитофии — сильном поражении растений болезнями и вредителями. В начале 1970-х годов посадки чёрной смородины первой «атаковала» мучнистая роса, завезённая по недосмотру вместе с саженцами из США. В последующие десятилетия грибная зараза широко распространилась в европей-ской части страны, чему способствовали мягкие тёплые зимы и дождливая погода летом. Заражённые растения нельзя не заметить: на весеннем приросте, включая побеги и молодые листочки, а потом на завязях появляется белая бахрома, которая быстро разрастается и губит урожай, что ускоряет как дождливая влажная погода, так и загущённые, заросшие сорняками, плохо проветриваемые посадки.

Возможно, с одной этой напастью садоводы сумели бы справиться, но к ней присоединилось несколько других грибных болезней — столбчатая ржавчина, листовые пятности (антрактоз и септориоз), вызывающие преждевременное опадение листвы, из-за чего смородина теряет зимостойкость и подмерзает.

Наравне с перечисленными болезнями в последние годы ускорилось распространение вредителей чёрной смородины — почковых клещей — микроскопических (по 0,2 мм), незаметных насекомых, которые всё чаще становятся причиной гибели смородиновых посадок. Выедая почки изнутри, самки клеща не только их губят, но и превращают в переполненные гнёзда, где в период цветения, в мае, появляется от 3 до 30 тысяч новых прожорливых особей. За неделю они расползаются по всей округе.

Непоправимый ущерб от этих насекомых состоит в том, что они переносят вирусную болезнь, от которой пока нет спасения: колокольчатые цветки смородины становятся махровыми, а кусты — бесплодными. Почковые клещи — источник распространения и сохранения вируса, а значит, дальнейшего заражения соседних кустов.

Терзают смородину и другие, столь же незаметные нахлебники — личинки мелких бабочек — стеклянницы и златки, выедающие середину побегов изнутри до тех пор, пока они не засохнут. А ещё одна бабочка — огнёвка — откладывает яйца внутри цветков и опутывает цветочную кисть коконом из паутины, где десятки отродившихся гусениц выедают все завязи.

Обычно садоводы замечают и вовремя реагируют на куда более заметного вредителя — вездесущую тлю, которая расселяется на молодых побегах в первой половине лета, в июне—июле. Повреждённые листья на верхушках побегов скручиваются, как бы сбиваясь в комок, а побеги перестают развиваться и искривляются. За лето тля даёт несколько поколений вредителей.

Как же справиться с одновременным натиском многочисленных вредителей и болезней?

Ревизия посадок

Одна из первых обстоятельных проверок состояния посадок была проведена в Тамбовской области извест-ным селекционером, доктором сельскохозяйственных наук К. Д. Сергеевой ещё в 1981 году, когда в Центральном Черноземье произошло массовое поражение смородины мучнистой росой. По подсчётам Клавдии Дмитриевны из 180 сортообразцов в коллекции опытного хозяйства ВНИИ генетики и селекции плодовых культур им. И. В. Мичурина заболевших кустов оказалось 173, то есть 97%. В дальнейшем подобные бедствия в той или иной степени повторялись после тёплой зимы и дождливого лета. Распространение мучнистой росы и других грибных заболеваний (антрактоза и септориоза) приводило к потере 35% урожая, ослабляло и снижало зимостойкость растений.

Обследования промышленных и любительских посадок (более 500 га) неоднократно повторяли научные сотрудники ВНИИ садовод-ства им. И. В. Мичурина. Учёные определили и самые уязвимые к вредителям сорта, с повреждением 30—46% почек: это Созвездие, Чаровница, Зелёная дымка. Наиболее же устойчивыми к почковому клещу оказались сорта Багира и Белорусская сладкая (поражается соответственно 7% и 8% почек). Последний сорт показал себя более стойким и к паутинному клещу, стекляннице, септориозу. Однако относительная устойчивость оказалась только у молодых кустов, с возрастом они повреждались сильнее.

Впрочем, не только учёные, но и садоводы-любители давно убедились на собственном опыте, что в наше время сильно болеют, медленно и плохо растут, задолго до осени теряют рано пожелтевшую листву, а главное — слабо плодоносят многие, некогда популярные сорта ленинградской и сибирской селекции, которые широко распространены повсюду в стране. Это сорта Велой, Ленинградский великан, Голубка, Сеянец голубки, Диковинка и Ядрёная с рекордно крупной ягодой.

Сорта, которые редко болеют

Пока большинство районированных российских сортов, в том числе и современных, созданных за последние 20 лет, в той или иной степени нуждаются в средствах защиты — химических или альтернативных — биологических, агротехнических и прочих. Но среди мирового генофонда чёрной смородины, насчитывающего 1200 сор-тов и форм, селекционеры нашли единичные исходные формы, не восприимчивые к грибным болезням и почковому клещу. В европейской части страны это в первую очередь скандинавские сор-та Оджебин, Сюндербюн-2 и дикорастущая смородина клейкая, а в Сибири и на Урале — Бредторп и другие.

Первой новинкой, удачно сочетающей иммунитет к мучнистой росе и почковому клещу с высокой устойчивостью к столбчатой ржавчине, стал сорт Кипиана, полученный доктором сельскохозяйственных наук С. Д. Князевым во ВНИИ селекции плодовых культур в Орле.

Отличаются высокой устойчивостью к болезням, почковому клещу, хотя и уступают в этом сорту Кипиа-на, следующие орловские новинки: Арабка, Грация, Искушение, Креолка, Монисто, Муравушка, Надина, Чудное мгновение.

Целый ряд сортов с аналогичными свойствами созданы в наукограде Мичуринск (Тамбовская область). Это сорта Кармелита, Любава, Маленький принц, Тамерлан, Чернавка, Шалунья, Элевеста. В Алтайском крае и республике Алтай — сорта Лама, Чёрный аист, Геркулес, Лучия, Спас, Руслан, Плотнокистная. На Урале: Воевода, Добрый джин, Мушкетёр, Пилот.

Самая витаминная

Мнение о том, что любая чёрная смородина одинаково полезна, не верно, это ещё в 1970-х убедительно доказал после 20-летних экспериментов в Свердловске (нынешний Екатеринбург) основоположник лечебного садоводства, профессор Л. И. Вигоров. Изучив большую коллекцию этого ягодника, он пришёл к выводу, что по степени насыщенности витамином С различные сор-та сильно отличаются друг от друга. Причём разница четырёх-пятикратная. Так, ягоды большинства распространённых в те годы сортов накапливали по 50—75 мг витамина С в каждых 100 г ягод. И лишь некоторые — 200—250 мг.

А вот результаты нынешних исследований доктора сельскохозяйственных наук М. А. Макаркиной в биохимической лаборатории ВНИИ селекции плодовых культур в Орле: минимальное количество витамина С — у сорта Памятная (89 мг/100 г), максимальное — у сорта Отелло (295 мг/100 г).

Учёными найдены и два кандидата в сорта, которые могут побить рекорд, пока они без названий. Так, ягоды на кустах № 3172-43-125 имеют 329 мг витамина С в 100 г ягод, № 3007-3-179 — 405 мг в 100 г!

По данным орловских учёных, максимум витамина С (свыше 250 мг/100 г) накапливают очень немногие сорта, буквально 5% сор-тимента: кроме Отелло это Кипиана, Севчанка, Сумрак, Сюита киевская, Купалинка. Более 200 мг/100 г — такие сорта, как Грация, Орловская серенада, Фаворит, Муравушка, Глобус, Нестор Козин, Надина, Бинар (всего 15% сортимента).

Подобные сорта-уникумы, накапливающие много витамина С, получены в последние годы и в других научных центрах: во Всероссийском институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (Санкт-Петербург) — сорт Олеша (272,5 мг/100 г); в Федеральном научном центре им. И. В. Мичурина (г. Мичуринск) — сорта Любава, Навля, Сладка ягода (205—218 мг/100 г); в Кокинском опорном пункте ВСТИСП (Брянская область) — сорта Дебрянск, Брянский агат (около 200 мг/100 г).

Однако специалисты по питанию наиболее полезными для здоровья считают сорта, в которых большое содержание не только витамина С, но и Р, что, как известно, усиливает оздоравливающее действие на наш организм. Среди них сорта Бинар, Муравушка, Надина, Орловская серенада и Кипиана. Все они высокоурожайные, зимостойкие, крупноплодные, с хорошим качеством плодов.

Несколько новинок, удачно сочетающих способность накапливать большое количество витамина С (220—320 мг/100 г) с устойчивостью к почковому клещу и септориозу (сорта Воевода и другие) получены на Урале (в Екатеринбурге) учёными Свердловской селекционной станции садоводства Т. В. Шагиной и Е. М. Батмановой.

Акцент на профилактику

Увы, пока в наших садах идеальных сортов мало, поэтому приходится искать наилучшие способы защиты от опасных вредителей растущих кустов. Испытав множество вариантов, я с коллегами-садоводами пришёл к выводу, что самый эффективный и безопасный для здоровья способ защиты от трудноискоренимых насекомых — стеклянницы и златки — клеевые ловушки. Эти насекомые-вредители обитают преимущественно не снаружи, а внутри ветвей, прогрызая сердцевину. Любые инсектициды против них бесполезны, а если и помогают, то лишь в очень короткий промежуток времени. Уязвимы они в тот момент, когда личинки златки превращаются в крылатых жуков, а стеклянница — в усатых мух, похожих на ос. Но достаточно развесить на кустах во время цветения смородины несколько картонных экранов-липучек, и к ним в течение двух-трёх последующих недель приклеются все крылатые и ползающие вредители, включая огнёвку и моль.

При массовом нападении вездесущей тли попробуйте окунуть гибкие верхушки молодых побегов, поражённых насекомыми, в ведро с водным раствором инсектицида «ФАС». Эффективно и практически безопасно.

Мои соседи по садовому товариществу уже третий год высаживают в междурядья смородины кусты томатов. Из-за специфического запаха листочков крылатые вредители облетают их сады стороной.

Нельзя игнорировать и ещё одну профилактическую меру от грибных заболеваний — ежегодную обрезку кустов: ранневесеннюю, апрельскую, и осеннюю, после листопада. При обрезке у самого основания кустов, без пенька, «под ноль», удаляют старые пятилетние (самые толстые, до 3 см в диаметре, почти чёрного цвета) и подсыхающие ветки, а заодно — все слабые, искривлённые, перекрещивающиеся, больные, склонившиеся до земли, а также с коротким приростом (до 5 см). Причём с таким расчётом, чтобы у каждого куста оставалось не более 10—15 самых сильных, не загущающих друг друга и не перекрещивающихся побегов.

Впрочем, первый шаг к успеху — разреженная схема посадки саженцев, которая в дальнейшем исключит загущение, соприкосновение друг с другом веток соседних взрослых кустов (в ряду они не должны смыкаться в виде сплошных зарослей). Хорошее проветривание в свою очередь сведёт к минимуму вероятность заражения вредителями и болезнями. Оптимальная схема разреженной посадки, по моему опыту — 2,5 х 2,5 м.

Хотя чёрная смородина считается культурой теневыносливой, в затенённом месте её урожайность снижается, ягоды мельчают, риск заболеваний повышается. Для посадки чёрной смородины предпочтительно хорошо освещённое солнечное, но не засушливое место. Больше всего подходит суглинистая, плодородная, умеренно влажная почва. На песчаной почве в посадочную яму размером 50 х 50 см добавляют компост или перегной с торфом, а лучше — их смесь, которую равномерно перемешивают с 0,5 кг (полной литровой банкой) древесной золы.

Сажают кустики непременно на 5—10 см глубже, чем они росли в питомнике, что стимулирует отрастание дополнительного, верхнего яруса корней. После посадки саженцы обильно поливают водой и мульчируют толстым слоем торфа, мха, скошенной травы или специальным мульчирующим нетканым материалом. Это надолго сохраняет влагу и препятствует буйству сорняков.

Предупреждаем: срок весенней посадки и пересадки чёрной смородины с открытыми корнями короткий — ограничен неделей до момента набухания почек. А вот осенью времени обычно достаточно: последняя декада сентября — середина октября. Да и летом можно высаживать растения с закрытой корневой системой (из горшков с почвой). Сразу после посадки крону саженцев сильно обрезают, оставляя над землёй короткие побеги с 2—4 сильными почками.

Повышение урожайности взрослых кустов (до 30%) обеспечивают две подкормки — после окончания цветения и после сбора урожая. Для этого в неглубокую траншейку под проекцией кроны заделывают по 30 г комплексных минеральных удобрений в сухом виде, сверху присыпают компостом и обильно поливают. Ещё проще использовать слабый раствор тех же удобрений. Эффективность подкормок заметно повышается при чередовании «минералки» с подкормками жидкой органикой. В конце апреля, перед цветением, желательна дополнительная подкормка удобрением, содержащим магний и бор, что способствует образованию завязи.

Интересный факт: сотрудники Мичуринского государственного аграрного университета изучили влияние внекорневых подкормок (опрыскивание листочков) растворимыми комплексными удобрениями в концентрации 0,25—0,5% перед цветением и при интенсивном отрастании побегов. Такие подкормки повлияли на насыщенность растений микроэлементами, как следствие — на интенсивное развитие кустов, размер ягод и их насыщенность витамином С.

Плодоношение кустов смородины обычно продолжается до двадцатилетнего возраста и больше, но обновлять сорта рекомендуется каждые 8—10 лет.

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее