В "Науке и жизни" № 8, 2003 г. мы начали рассказ о сеансе одновременной игры - форме соревнований, возможной только в шахматах, когда один человек способен успешно сражаться одновременно с десятками противников. Завершая эту тему, приведем еще несколько интересных случаев, посвященных сеансам одновременной игры.
Сильные шахматисты имеют хорошую память и часто помнят не только свои турнирные партии, но и сеансовые. Вот один уникальный случай, произошедший давным-давно...
Однажды гроссмейстер Найдорф сделал в турнире ничью с Алехиным. "Поздравлю вас, молодой человек, - протянул ему руку Алехин. - Теперь вы можете гордиться почетной ничьей с чемпионом мира". - "Извините, но счет наших встреч 1,5:0,5 в мою пользу", - улыбнулся Мигель. "Что за шутки?" - удивился шахматный король. "Да, да, в 20-е годы вы проиграли мне в сеансе одновременной игры в Варшаве". - "Этого не может быть, вы ошиблись, - твердо сказал Алехин. - Я помню в лицо всех шахматистов, которые когда-либо выигрывали у меня, в том числе и в сеансах одновременной игры". - "Разрешите напомнить вам обстоятельства, при которых это произошло, - сказал Найдорф. - В сеансе было запланировано 25 досок, но вас попросили допустить еще двух подростков, жаждущих сразиться с такой знаменитос тью. Однако число 25 было оговорено заранее, и вы сначала отказались. Когда вас упрекнули, что вы испугались мальчишек, вы возмутились и сказали, что готовы играть с ними вслепую! И ребят посадили в сторонке, вдали от столиков, так, что вы не могли их видеть. Сеанс закончился со счетом 24:1 в вашу пользу, а единственную победу над вами одержал один из мальчиков, с которым вы играли вслепую. Хотите верьте, хотите нет, но этим мальчиком был я!" - "Так это вы пожертвовали мне ладью на B?! - воскликнул Алехин, который сразу вспомнил тот давний сеанс. - А я уже двадцать лет мучаюсь, что так и не увидел соперника, столь искусно обыгравшего меня тогда в Варшаве!"
*
Алехин охотно проводил сеансы одновременной игры, в том числе вслепую. В прежние времена призы в турнирах были скромными и сеансы одновременной игры являлись одним из главных средств существования гроссмейстеров. Но для Алехина всегда важна была эстетическая сторона, и многие комбинации, осуществленные им в сеансах, отличались особой красотой и даже вошли в сборники его партий. Вот несколько популярных примеров.
АЛЕХИН - ФРИМЭННью-Йорк, 1924
Центральный гамбит
1. е4 е5 2. d4 ed 3. c3 d5 4. ed Ф:d5 5. сd Сb4+ 6. Кc3 Кc6 7. Кf3 Кf6 8. Сe2 0-0 9. 0-0 С:c3. Любительский ход: кто же добровольно укрепляет центр противника? Правильно было 9...Фа5.
10. bc b6 11. c4 Фd8 12. d5 Кe7 13. Кd4 Сb7 14. Сb2 c6 15. Сf3 cd 16. Лfe1 Лfe8 17. Фd2 Лab8 18. Фg5. С угрозой 19. Ке6!
18...Кg6 19. Кf5 Л:e1+ 20. Л:е1 dc 21. С:b7 Л:b7 22. С:f6 Ф:f6. Матом завершалось дело и в случае 22...gf 23. Фh6 Фf8 24. Лe8!
#1#23. Ле8+ Кf8 24. Кh6+! Ф:h6 25. Л:f8+! Кр:f8 26. Фd8x.
АЛЕХИН - МИНДЕНОГолландия, 1933
Испанская партия
1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 d6 4. d4 ed 5. Ф:d4 Сd7 6. С:c6 С:c6 7. Кc3 Кf6 8. Сg5 Сe7 9. 0-0-0 0-0 10. B h6 11. Кd5 hg? После 11...К:d5 12. ed Сd7 черные получали крепкую позицию, теперь же они не выдерживают натиска противника по крайней линии.
12. К:е7+ Ф:е7 13. hg К:e4 14. ЛB Фe6. Или 14...f5 15. g6 Фe6 16. Кe5! Кf6 17. Лh8+ Кр:h8 18. ФB+ Крg8 19. ЛB.
15. ЛdB f5.
#2#16. Кe5!! Жертвуя слона, Алехин предусмотрел этот элегантный маневр конем, цель которого - вынудить черную пешку "d" поменять свою вертикаль, предотвращая d6-d5.
16...de 17. g6! Ф:g6 18. Фc4+ с матом ладьей в углу доски.
АЛЕХИН - БРУКПлимут, 1938
Защита Каро-Канн
1. e4 c6 2. Кc3 d5 3. Кf3 de 4. К:e4 Сf5 5. Кg3 Сg6? Если бы белые сыграли 3. d4 вместо 3. Кf3, то сейчас на доске возникла бы популярная система Капабланки. Но они успели развить коня, и теперь неприятельскому слону несдобровать. Необходимо было перевести коня на g4.
6. B h6 7. Кe5 Сh7 8. ФB g6 9. Сc4! e6 10. Фe2 Кf6? Проигрывает в один ход. Продолжая 10...Фе7, черные могли уйти в глухую защиту.
#3#11.К:f7! Кр:f7 12. Ф:e6+. Черные сдались.
И, наконец, самый знаменитый эпизод из сеанса вслепую.
АЛЕХИН - ФЕЛЬДТТернаполь, 1916
Французская защита
1. e4 e6 2. d4 d5 3. Кc3 Кf6 4. ed К:d5 5. Кe4 f5? 6. Кg5! Сe7 7. К5f3 c6 8. Кe5 0-0 9. Кgf3 b6 10. Сd3 Сb7 11. 0-0 Лe8? 12. c4 Кf6 13. Сf4 Кbd7 14. Фe2 c5?! В случае 14...Кf8 или 14...Сf8 шахматный мир не досчитался бы одной изумительной комбинации.
#4#15. Кf7!! Кр:f7. При 15...Фс8 16. Ф:е6 трудно избежать спертый мат: 17. Кh6++ Крh8 18. Фg8+ и 19. Кf7x.
16.Ф:e6+! Крg6. Или 16...Кр:е6 17. Кg5x!
17. g4! Сe4 18. КBx.
*
Случается, что против сеансера садятся люди, едва передвигающие фигуры. Один из партнеров Капабланки, быстро получив мат, спросил чемпиона мира, что он думает о его игре. "Играете вы свежо, нестандартно, - со свойственным ему тактом ответил Хосе Рауль, - но почему вы так и не вывели своих коней?" - "Дело в том, что меня только вчера познакомили с шахматами, - последовало объяснение, - а как ходить конем, показать забыли".
*
Обычно сеансеры не стремятся к максимальному результату: проигрывать не любят, но против одной-двух ничьих, особенно, если среди участников есть симпатичные девушки, никогда не возражают. Но есть и принципиальные гроссмейстеры, например Виктор Корчной. Однажды он давал сеанс одновременной игры в шахматном клубе города Сараево.
- Не согласитесь ли вы на ничью с директором нашего клуба? - спросили его организаторы. - Он будет счастлив.
Однако Корчной был непреклонен:
- Я могу выдать товарищу директору справку, что он играет в силу гроссмейстера, но на ничью без игры никогда не соглашусь!
Сеанс закончился со счетом 20:0 в пользу Корчного.
*
Веселая "уголовная история", связанная с сеансом одновременной игры, описана в повести А. и Г. Вайнеров "Гонки по вертикали". О том, как дантист Зубакин, по совместительству опытный валютчик, погорел на своем пристрастии к шахматам...
Зубопротезный кабинет Зубакина был расположен на Гоголевском бульваре, рядом с Центральным шахматным клубом. И вот однажды, занимаясь своей очередной пациенткой, он зацементировал ей протез и велел немного посидеть, не раскрывая рта, пока мост не просохнет. Сам же на минутку выскочил в соседний дом - в шахматный клуб. И надо же такому случиться - как раз в этот момент там начинался сеанс одновременной игры, который давал любимый гроссмейстер валютчика. Упустить такой шанс было бы непростительно, и Зубакин пристроился к одной из досок, закаменев, словно гипс у его пациентки. Поединок получился очень увлекательным, но когда спустя три часа дантист вернулся в свой кабинет, бедную женщину уже увезли в Институт Склифосовского, где ей чуть ли не ломом вышибали изо рта цемент. А у Зубакина тем временем милиция успела конфисковать все золото и валюту. И в результате этот страстный поклонник шахмат вынужден был на три года отправиться в не столь отдаленные места повышать свой рейтинг...
Недавно я спросил у Аркадия Вайнера:
- Зубакин - это плод вашей писательской фантазии или у шахматиста-дантиста был живой прототип?
- Вы будете смеяться, - ответил Аркадий Александрович, - но такой шахматист был, он и сейчас есть. Не стану называть его имя (оно широко известно в узких кругах), а прославился этот человек, так жестоко пострадавший из-за сеанса одновременной игры, еще и тем, что своей любимой собаке, побитой в какой-то уличной драке, вставил золотые зубы. Сейчас его рейтинг от подобного поступка только вырос бы, но в те далекие времена это выглядело немного вызывающе...
*
В 80-е годы прошлого века резко выросла популярность компьютерных шахмат - в связи с бурным развитием индустрии микрокомпьютеров. Среди гроссмейстеров в те годы доминировали А. Карпов и Г. Каспаров, им и приходилось чаще других проводить показательные встречи с компьютерами. Иногда это были обычные сеансы одновременной игры, в состав которых включался электронный соперник, иногда против гроссмейстеров сражались одни машины.
Еще в 1980 году организаторы международного турнира в Бад-Киссингене решили устроить увлекательное зрелище - сеанс одновременной игры четырех гроссмейстеров против 100 микрокомпьютеров. Цифра была выбрана специально для рекламных целей, на самом деле каждый играл против 25 машин. Сеансерами были участники турнира - Карпов, Спасский и сильнейшие немецкие шахматисты тех лет Хюбнер и Унцикер. У гроссмейстеров было широкое поле деятельности для экспериментов. Иногда они даже "злоупотребляли" своим положением. Спасский, например, так много жертвовал, что ему пришлось приложить немало усилий, чтобы не отстать от своих коллег и добиться стопроцентного результата. А вот Карпов шутки ради выиграл четыре одинаковые - ход в ход - партии. Правда, в одном поединке он зевнул целую ладью, и победа досталась лишь чудом.
В подобных сеансах и Карпов и Каспаров десятки раз расправлялись с шахматными роботами, а впервые машине повезло в 1983 году, также в Германии - на "родине" микрокороля "Мефисто". Сеанс на 25 досках проводил чемпион мира среди людей, а за одним из столиков примостился чемпион мира среди машин.
А. КАРПОВ - "МЕФИСТО"Испанская партия
1. e4 e5 2. Kf3 Kc6 3. Cb5 Kf6 4. 0-0 K:e4 5. d4 ed 6. Лe1 f5. Пощадим автомат (за прошедшие годы он серьезно прибавил в силе) и не будем снабжать его ходы вопросительными знаками: неточным было уже взятие на d4, предпочтительнее 5...Се7. А после "импульсивного" движения пешки "f" положение черных просто безнадежно. Но произошло непредвиденное.
7. K:d4 K:d4 8.Ф:d4 Kpf7.
Здесь решало 9. Фd5+ Kpg6 (9...Kpf6 10. Л:e4 fe 11. Cg5+) 10. Л:e4+ fe 11. Ф:e4+ Kpf7 (11...KpB 12. Ce2x, 11...Kpf6 12. ФB+) 12. Cc4+ d5 (12..Kpf6 13. Фf4+ Kpe7 14. Фe5X, 13...Kpg6 14. Cf7x) 13. C:d5+ Ce6 14. Ф:e6x. Хороший пример для начинающих!
Увы, белые последовали примеру соперника и тоже сыграли импульсивно - дали шах не той фигурой. Дальнейшая жертва качества привела лишь к вечному шаху.
9. Cc4+ d5 10. C:d5+ Ce6 11. C:e6+ Kp:e6 12. Л:e4+ fe 13. Ф:e4+ Kpf6 14. Kc3 c6 15. Ce3 Ce7 16. Лe1 Фd7 17. Фf4+ Kpg6 18. B Фf5 19. B+ Ф:B 20. Cd4 Cf6 21. g4 Фg5 22. Фe4+ Kpf7 23. Фe6+ Kpg6 24. Фe4+ Kpf7 25. Фe6+. Ничья. Услышав мирное предложение Карпова, машина, наверное, не поверила своим ушам.
С тех пор прошло двадцать лет, все сильно изменилось. Теперь уже шахматные короли радуются, если уносят ноги, сражаясь с компьютерами даже на равных. А "рядовым" гроссмейстерам роботы могут успешно давать сеанс одновременной игры.
*
Интересную разновидность сеанса одновременной игры придумал вице-чемпион мира Давид Бронштейн. Четверть века назад в Доме шахмат Армении при большом стечении зрителей был проведен необычный матч между Бронштейном и Ваганяном. Гроссмейстеры играли четыре партии с полноценным контролем времени, но... сразу все одновременно! Они как бы давали друг другу сеанс одновременной игры на четырех досках.
Трудно представить, чтобы пианист, исполняя сонату, вставал из-за рояля и, немного прогулявшись, возвращался к инструменту, чтобы завершить ее. А в шахматном искусстве такое происходит сплошь и рядом: пока один из партнеров думает над ходом, другой спокойно прохаживается между столиками, попусту теряя время. Видимо, это обстоятельство чрезвычайно угнетало Бронштейна, и тогда ему в голову пришла замечательная идея матчей-сеансов двух игроков. Здесь им уже не до прогулок, и их встреча превращается в полноценный поединок. В дальнейшем Давид Ионович увеличил число досок до шести, а затем сыграл исторический матч-сеанс с Михаилом Талем на восьми досках! Но, может быть, в ХХI веке будет побит и этот рекорд?
*
И в заключение один фантастический случай. Летом 2002 года исполнилось 75 лет со дня проведения легендарного сеанса одновременной игры Остапом Ибрагимовичем Бендером. В самом деле, вспомним "Двенадцать стульев".
22 июня 1927 г.
В помещении клуба "Картонажник" состоится лекция на тему:
"Плодотворная дебютная идея" и сеанс одновременной игры в шахматы на 160 досках гроссмейсте ра (старший мастер) О. Бендера.
Все приходят со своими досками.
Плата за игру - 50 коп. Плата за вход - 20 коп.
Начало ровно в 6 час. вечера.
Администрация
К. Михельсон
На вечер, посвященный юбилею, из Рио-де-Жанейро в Москву собственной персоной прибыл неувядаемый Остап Бендер. На вопрос, готов ли он провести второй в своей жизни сеанс одновременной игры, гроссмейстер скромно ответил: "Легко!" Участвовать в сеансе посчастливилось и автору этой статьи.
Наш поединок с Бендером стремительно приближался к апогею. И тут сеансер коснулся своими музыкальными пальцами слона, стоявшего в офсайде, - и мой король внезапно свалился на пол. А когда я извлек его из-под стола, моим глазам предстало нечто удивительное.
#5#Доска была абсолютно пуста.
- Убедились? - спросил гроссмейстер.
Я ошеломленно кивнул. Под гром рукоплесканий О. Бендер покинул помещение.