После того как в 2009 году этнографы открыли в джунглях ранее неизвестную деревню яномами, у трёх десятков её жителей взяли пробы микробов с кожи и из экскрементов. Оказалось, что у индейцев присутствуют целые категории бактерий, никогда не отмечавшиеся в кишечнике человека из промышленно развитых стран. И, что ещё интереснее, у среднего жителя западных стран (или стран с типично западным, то есть современным, рационом питания) разнообразие микробов в пищеварительном тракте почти вдвое меньше, чем у яномами. Каждый из нас носит в кишечнике примерно 1,5 кг бактерий, и количество бактериальных клеток в пищеварительном тракте в десять раз превышает количество клеток во всём теле (а общая длина кишечника — 4 м, что тоже много больше роста человека). Между тем, в последние годы стало ясно, что от состава кишечной флоры зависит не только пищеварение, но даже настроение носителя этих микробов. И выясняется, что микробные сообщества играют роль в широком наборе болезней — от ожирения и диабета до астмы и болезни Альцгеймера. Глобальные расходы только на лечение и предотвращение ожирения (вместе с потерями от ранней смерти «тяжеловесов») сейчас оцениваются в два триллиона долларов в год. Этих болезней нет в джунглях Амазонки. Хорошо бы выяснить, какие особенности кишечной микрофлоры яномами предохраняют этот народ от болезней цивилизации.
Но с выяснением этих деталей надо торопиться. Мир так быстро урбанизируется, стандартизируется, усредняется, что скоро негде будет укрыться от всеобщего типового набора кишечных микробов. Недавние исследования показали, что при переселении граждан Таиланда в промышленно развитую страну мигранты очень быстро начинают терять свою обычную микрофлору и приобретают местную.
Племя яномами, конечно, уникально, но существует ещё немало особенностей кишечной флоры у других народов, живущих в самых разных условиях. Поэтому международная группа микробиологов основала в 2018 году «Глобальный фонд сохранения микробиомов» (микробиом — другое название для сообщества микрофлоры). На начало мая 2020 года в коллекции микробов содержится 15 591 культура из 28 человеческих популяций со всего мира. Пока коллекция размещается в США, но есть проекты перевести её в Швейцарию или Норвегию, может быть, даже в то специальное хранилище на Шпицбергене, где собраны семена сельскохозяйственных культур (см. «Наука и жизнь» № 1, 2018 г., «Особая кладовая»).