Перегруженные автомобили, особенно внедорожники, легко переворачиваются. Отчего это происходит? Как избежать подобных аварий? Надо всего лишь выполнять ряд несложных рекомендаций.
Национальное управление безопасности движения на шоссейных дорогах США, проанализировав причины аварий, связанных с переворотом автомобилей, пришло к выводу, что с внедорожниками это случается вдвое чаще, чем с легковыми автомобилями. По статистике, аварии, связанные с переворотом обычных легковушек, заканчиваются смертельным исходом в 20% случаев, а внедорожников - более чем в 50% случаев. Причина в том, что дорожный просвет у них существенно больше, а центр тяжести выше, поэтому на крутых поворотах они легче теряют равновесие.
Увлечение небольшими грузовичками-пикапами и полноприводными внедорожниками сначала захлестнуло Америку. Было это в начале 70-х годов теперь уже прошлого, ХХ века. Чуть позже мода на вездеходы докатилась до Европы. Их распространение совпало с появлением здесь нашей "Нивы" ВАЗ 2121. Конкурентов у этого автомобиля тогда попросту не было. Недорогая, а по европейским меркам очень дешевая, и к тому же достаточно надежная и комфортабельная машина пользовалась спросом у студентов и фермеров, охотников и путешественников. Французы и бельгийцы сумели провести грамотную рекламную кампанию по продвижению машины на рынок, и дело пошло. Правда, очень быстро нас обогнали другие автопроизводители: в течение пяти лет европейский рынок пополнился как минимум шестью марками европейских и американских вездеходов (не считая модификаций). Они легко потеснили "Ниву", несмотря на то, что стоили подчас на порядок дороже.
С появлением внедорожников (на Западе их называют SUV - sport utility vehicle) автовладельцы очень быстро разделились на две категории: любителей езды по хорошим дорогам с твердым покрытием, их стали называть "паркетниками", и тех, кто не прочь помесить грязь, прозванных "джиперами" или "джиповодами". Первые предпочитают беречь машину и ездить без риска, вторые, напротив, полагают, что дорога нужна лишь для того, чтобы добраться до места, где можно поколесить по лесу и оврагам или форсировать вброд речку, даже если рядом есть мост. Большинство "джиперов" утверждают, что внешний вид машины их не интересует, важны лишь ее технические характеристики. Вездеход, говорят они, - машина, которая застрянет там, куда другая просто не доедет.
Кстати, применяемое ко всем без разбора внедорожникам слово "джип" формально относится только к продукции компании "Крайслер". Впрочем, слово это стало настолько привычным, что даже сотрудники ГИБДД в свидетельствах о регистрации в графе "Тип транспортного средства" называют джипом внедорожники японских и других производителей.
Но вернемся к авариям с переворотом и их причинам. Как правило, "паркетники" и "джиповоды" совершенно по-разному загружают свои машины. В багажнике "паркетной" легковушки редко возят тяжести. Кроме домкрата, насоса, запасного колеса да, изредка, канистры с "незамерзающей жидкостью" для омывателя стекол, там ничего нет. В вездеход зачастую загружают увесистый чемодан с таким количеством инструментов, что при желании с их помощью можно разобрать всю машину. Кроме этого в нем, как правило, лежат лопата, топор, пила, ручная лебедка, трос, большой, слегка смахивающий на железнодорожный, домкрат и множество других полезных вещей типа подкладных досок, блоков, устрашающего вида монтажек и кувалды. При этом во внедорожнике еще остается достаточно места для того, чтобы, отправляясь на природу, погрузить в него надувную лодку, палатку, ружья, рюкзаки, а если что-то не помещается, установить на крышу багажник и водрузить на него велосипед, серфинг, корзину, картину, картонку и... нет, собачонку все же лучше взять в салон.
Нагруженный "под завязку" внедорожник едет как ни в чем не бывало, ведь двигатель у полноприводного автомобиля очень мощный. В тех же случаях, когда мотор не слишком силен (как, например, у "Нивы" или УАЗа), выручает трансмиссия с понижающей передачей. Но бывает, что машину перегружают до такой степени, что езда на ней становится небезопасной: в крутом повороте она может перевернуться. Происходит это не только из-за смещения центра тяжести, но еще потому, что подвеска и рулевое управление перегруженной машины работают менее эффективно.
Что касается тормозов, то с ними дело обстоит еще хуже: ведь баланс тормозных усилий на колесах, отрегулированных под нормально загруженную машину, при перегрузке нарушается. Стоит слегка поменять развесовку (так называют распределение сил веса, действующих на переднюю и заднюю оси), как порядок срабатывания и эффективность тормозных механизмов меняется. Как правило, перегрузка приходится в большей мере на заднюю ось. Большинство автомобилей (и внедорожники не исключение) устроены так, что в случае экстренного торможения быстрее и эффективнее должны схватывать передние колодки. На перегруженной машине все по-другому: задние тормоза срабатывают раньше передних, отчего автомобиль может сорваться в занос. А отрегулировать тормоза на основательно груженной машине мало кому приходит в голову. Между тем сделать это совсем не сложно - надо настроить регулятор давления в тормозной магистрали, от которого зависит время срабатывания задних и передних тормозов. Правда, чтобы произвести регулировку, придется забраться под машину и поработать гаечным ключом. Но игра стоит свеч.
Причиной неустойчивости автомобиля может стать и неправильное давление воздуха в шинах. Шины с пониженным давлением быстро перегреваются, они могут проворачиваться относительно колесного диска и даже сорваться с него. Если же шины перекачаны, то за счет нагрева при движении давление в них повышается еще больше. Достаточно наехать на небольшой камень или выбоину, чтобы колесо лопнуло (см. "Наука и жизнь" № 6, 1997 г.). Удержать машину на дороге и в том и в другом случае будет трудно, особенно, если она неправильно и чрезмерно загружена.
Еще одна причина, по которой машины могут переворачиваться (в большей степени это относится к внедорожникам), - использование нестандартных колес. Для повышения проходимости или просто для придания машине экстравагантного вида на нее устанавливают колеса большего диаметра, чем предусмотрено конструкцией. Иногда автомобиль приподнимают путем замены элементов подвески, у "джиперов" это называется "лифтовка". В результате центр тяжести смещается вверх на 10-20 см. Геометрическая проходимость машины (она определяется расстоянием от земли до нижней точки подвески или рамы и максимальным радиусом преодолеваемого бруствера) возрастает, а устойчивость значительно ухудшается. Об этом нельзя забывать.
Водитель должен быть готов к изменению поведения перегруженного автомобиля на дороге. На мелких кочках, частых виражах его может, как говорят автомобилисты, размотать, и, если не ожидавший этого водитель не справится с управлением, машина окажется перевернутой в кювете.
Фото автора.