В творчестве международного гроссмейстера Эрнеста Погосянца имеется множество шахматных композиций, посвященных не только футбольным вратарям, но и легендарным форвардам. Вот одна из них.
№ 9. Э. ПОГОСЯНЦ, 1984 #1#Мат в 3 хода
1.b7 (если 1.bax, то 1... Ке3! и 2.Кр:с6 Кр:а7!) 1... Сb5 (1... С:b7 2.Сb4! и 3.Ла5x) 2.Сb4 (2.Сd2x или 2.Се1x Кс3!) 2... К~ 3.b8Кx. На старте фигуры вверху диаграммы образуют букву «Н», которая после первого хода белых трансформируется в «П», а после ответа черных возникает литера «С»: редкостная динамическая скахография с инициалами заслуженного мастера спорта, голеадора московского «Спартака» Никиты Павловича Симоняна...
Итак, ворота установлены, мяч уже в центральном круге, звучит марш, и команды в полных составах выходят на поле. Однако зрители на трибунах слегка обескуражены, поскольку все 22 персонажа оказались в одинаковой светлой форме:
№ 10. ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ #2#Раскрасить фигуры
Арбитр матча предлагает хозяевам поля облачиться в футболки темного цвета. И такое требование вполне закономерно: все должно проходить в соответствии с кодексом шахматной игры и правилами футбола.
Прежде всего обратим внимание, что конь b8 и ферзь с8 должны быть одинакового цвета (иначе оба короля одновременно находились бы под шахом). Если они черные, то двойной шах любому королю оказался бы невозможным. Следовательно, Кb8 и Фс8 - белые, а король а6 - черный, и последним ходом было превращение пешки - b7-b8K++! Теперь ясно, что второй король (на d7) белый, и все восемь ферзей плюс конь b6, удары которых сконцентрированы на поле d7, тоже белые. Иначе опять-таки оба короля оказались бы под шахом.
В начале партии у белых был один ферзь, и остальные семь ферзей - превращенные, а восьмая белая пешка превращалась в коня на b8. Лимит белых пешек исчерпан, и, значит, оставшиеся на доске пехотинцы - черные. Их конфигурация на вертикалях «е», «f» и «g» потребовала взятия минимум пяти белых фигур - d:е, с:d:е, g:f и h:g, и материальный баланс белых закрыт: 11 (уже раскрашено) + 5 (взято пешками) = 16. Поэтому четырем оставшимся «игрокам» - дуэту ладей и паре слонов - тоже необходимо предоставить форму темного колорита:
№ 10а
#3#Итог раскраски
Вот наконец-то ситуация и прояснилась.
Перипетии и футбольных и шахматных состязаний непредсказуемы... Рассмотрим, например, весьма незамысловатую мизансцену. В команде черных один игрок удален с поля, и они остались вдесятером. Соперники же играют в полном составе, и один из них, получивший травму, должен сейчас вернуться на поле. «Мы в большинстве. Нападаем и выигрываем!» - говорит капитан белых - король а7.
№ 11. Н. ХЭГ, 1935 #4#Добавить белого коня и дать мат в 2 хода
В данной позиции у черных два белопольных слона, а у белых девять коней. После добавления еще одного белого коня (согласно заданию) их на доске окажется 10. Восемь из них - превращенные. Превращение белых пешек в коней (и одной черной пешки - в белопольного слона) происходило при соблюдении общего баланса фигур. У белых - 10 (фигур на диа-грамме) + 1 (добавляемый на какое-то свободное поле конь) + 2 (было взято d7:е6 и е7:d6, что позволило белой пешке d2 пройти на d8 или пешке е2 - на е8) + 2 (взято g:h или g:f и еще h7:g6, пропуская белые пешки g2 и B на g8 и h8, или же взято b:а и а7:b6, открывая путь пешкам b2 и а2 к полям превращения на b8 и а8) = 15. У черных - 10 (на диаграмме) + 2 (взято с6:b7 или с6:d7 и f6:g7 или f6:е7) + 1 (взято е:d, проходя на d8, или d:е, продвигаясь далее на е8) + 2 (взято а6:b7 и b:а или h6:g7 и g:h - в зависимости от того, на каком фланге выполняли взятия черные пешки) = 15. Как видим, балансы обеих сторон не превышают исходного количества фигур шахматной партии, но заметим, что при любом варианте взятий превращение черной пешки в слона происходило либо на белом поле B, либо на f1.
При перекрестном бое белых или черных пешек на вертикалях «а» и «b» или «h» и «g» один из коней, превращенный на а8 или h8, даже с учетом еще одного дополнительного взятия а7:b8K или h7:g8K, останется в углу - на поле h8 (стреноженный черными пешками f7 и g6) или на а8 (запертый пешками с7 и b7). Следовательно, десятого белого коня можно добавлять только на два из 42 свободных полей - на а8 или h8. Если коня поставить на а8, то нельзя будет выполнить вторую часть задания - дать мат в два хода. Поэтому возвращаем коня на h8, играем 1.Kh8:f7, и черные бессильны ускользнуть от поражения - 2.Kg4-f2x! Да, на выдумку шахматная муза Каисса таровата... А вот футбольная - Фортуна - причудлива и капризна. Например, в одном из матчей чемпионата России 2001 года защитники команды ЦСКА ухитрились забить два мяча в свои ворота - случай почти уникальный. На шахматных же подмостках подобные сюжеты инсценировались неоднократно и весьма непринужденно. В следующей позиции белые стараются проиграть и заставляют черных дать мат белому королю:
№ 12. М. КАЙО, 1993 #5#Обратный мат в 2 хода
Перед нами так называемая задача-кипергань (от французского gui perde gane - проигравший выигрывает). После 1.Ka6! белые угрожают дать шах - 2.Kb4+, получая в ответ на него желанный мат - 2... abx или 2... Л:b4x. Черные продвигают пешку f2, расчищая для белой ладьи B вторую горизонталь, и возникает квартет вариантов: 1... f1Ф 2.Фd3+ K:d3 (или Ф:d3)x, 1... f1Л 2.Лd2+ Л:d2x, 1... f1C 2.Фf3+ K:f3x, а на превращение в коня - 1... f1K - белые играют 2.Сg2+!, и черные вновь вынуждены «забивать гол» - 2... Л:g2x.
Пешечные превращения происходят и в решении задачи № 13, где черные начинают и кооперативно помогают белым заматовать черного короля.
№ 13. Г. СЦЕХ, 2000 #6#Коопмат в 9 ходов
1.B d8Ф! 2.BC! Фg5 3.Cg2+ Ф:g2 4.fg+ Kpe2 5.f1Л! e7 6.Лf8 efK! 7.g1Ф! Ke6 8.Ф:g8 9.Ф:b3 K:b3x - превращенный конь взял превращенного ферзя, и многоходовая перестройка, позволяющая черным своевременно проиграть, завершена.
Подобное согласованное маневрирование напоминает тренировочную разминку мастеров кожаного мяча при игре в одни ворота... Ну, а в официальных состязаниях картина иная, и там особенно драматична напряженность, возникающая при выполнении одиннадцатиметровых штрафных ударов без защиты. Представим, что идет последняя минута матча, на табло счет 0:0, и тут судья назначает пенальти. И замер стадион...
№ 14. Л. ЧЕРИАНИ, 1940 #7#Мат в 1 ход
Вряд ли сейчас белые промахнутся: ведь их ферзь, даже без разбега, может нанести точный решающий удар в угол. Не так ли - Фh7-h8xx Однако, почему бы «пенальти» не выполнить черным конем - Kd8-e6xx Вот и возникает дилемма: чей ходx
Если сейчас очередь хода за белыми, то, значит, только что ходили черные. А какой же именно ход они могли сделать: Kpg8-f8 или Kpg7-f8x Но тогда предыдущий шах от белого ферзя h7 оказался бы нелегален! g7:h6x Но этот ход вообще был невозможен, так как привел бы к дисбалансу белых фигур: 12 (на диаграмме) + 2 (белые ладьи не могли выйти из-за барьера белых пешек и взяты на первой горизонтали или на полях а2, d2, g2) + 3 (взято пешками d7:c6, h7:g6 и g7:h6) = 17 - перебор! g7-g6x Но в этом случае белый король не прошел бы на восьмую горизонталь, поскольку проникнуть за барьер черных пешек он мог лишь через поля h6 и g7! Фd7-e8 или Ke6-d8x Но тогда белый король с8 находился бы шахом черного ферзя при ходе черных, а такое в шахматах исключено! Ke6:d8x Увы, опять неувязка: из четырех отсутствующих на доске белых фигур две ладьи погибли в своем лагере и не могли попасть на d8, как не мог там оказаться и белый чернопольный слон (мешают черные пешки с7 и е7), а белый конь был взят на белом поле с6!
Наконец, еще одна попытка: а почему последним ходом черных не могло быть взятие d7:Kc6x В этом случае черный белопольный слон был бы взят на своем исходном поле с8 (пешки b7 и d7!), а черная ладья не выбралась бы из-за барьера черных пешек. И тогда своим предшествующим ходом белые не смогли бы взять единственную оставшуюся «на скамейке запасных» черную фигуру - чернопольного слона - ни конем (на белом поле с6), ни белопольным слоном (на g1). И вновь нельзя указать никакого предыдущего легального хода черных!
Обратимся теперь к легко достижимой предварительной позиции:
№ 14а #8#После хода Лh8-g8
Далее игра развивалась так: 1.Фf6-h8 h7-h6 2.Фh8-h7 Лg8-h8, и все фигуры, запертые в ретроузле на трех верхних горизонталях (кроме ладьи h8), выключены из дальнейших перестроений. Осталось лишь спрятать ключ - черную ладью, которую может взять только белый чернопольный слон - 3.Се5:h8. А белый чернополь ный слон может исчезнуть только под напором его черного визави - 3... Cd4:h8. А до черного чернопольного слона в состоянии дотянуться только белая ладья: 4.Лa1-b1 Ch8-c3 5.Лb1-c1 Cc3-e1 6.Лc1:e1. Белую ладью удаляет с доски черный белопольный слон: 6... Cd5-g2 7.Лe1-g1 Cg2:f1. И наконец, черного слона бьет на белом поле белый слон - 8.CB:f1! Это последний ход. Цепочка последовательных взятий завершена: перед нами возникла позиция № 14, и очередь хода в ней за черными. Они и выигрывают - Kd8-e6x!
Автор этой задачи - профессор математики Миланского университета - впервые реализовал популярную в шахматной композиции тему «катеначчио» (от итальянского catenaccio - замок). Позднее таким же термином назвали систему игры защитных линий футбольной команды «Интер» (Милан). А пока, в ожидании предстоящего в этом году очередного чемпионата мира по футболу, предлагаем самостоятельно выполнить удар и не промахнуться:
№ 15. А. КИСЛЯК, 1980 #9#Мат в 1 ход
Фa8-a5 или Фb2-b5x Вот в чем вопрос... Кстати, в 2002 году 24 арбитра из разных стран подведут итоги очередного чемпионата мира по составлению шахматных композиций... А решение одноходовки № 15 «болельщики» смогут проверить в этом номере журнала.