В оригинале заголовок был другой: «Под сенью дачного сада». Имелся также подзаголовок: «Образ дачи в нашем культурном сознании». Начиналась статья с вопросов: «Можно ли охватить несколькими предложениями дачный мир? И что же такое всё-таки дача, как глубоки её корни, как и когда удалось ей войти в культурно-бытовой обиход целой страны? И почему сама дачная атмосфера настолько ярко отразилась в русской литературе? Давайте поищем ответы вместе».
Итак…
Читатели помнят, конечно, как Ермолай Лопахин в пьесе «Вишнёвый сад» предлагает Раневской единственно рациональный, как ему представляется, шаг по спасению старинной усадьбы — «вишнёвый сад и землю по реке разбить на участки и отдавать потом в аренду под дачи». И в итоге иметь «самое малое двадцать пять тысяч дохода». Разумеется, Любовь Андреевна Раневская, Гаев, Варя и Аня никогда не согласятся торговать священным для них пространством, где всё дышит прошлым, всё родное — и детская, и беседка, и каждое деревцо, и даже «многоуважаемый шкаф». Сама мысль о том, что какие-то чужие люди будут являться сюда, суетиться, селиться на лето, бесцеремонно ходить, нарушать границы, — невозможна для Раневской и людей её семейного круга...