Десятого сентября 2021 года я шла по знакомому московскому маршруту на семинар. Ясное сентябрьское утро, лёгкая осенняя прохлада. Свернула с проспекта Андропова на Нагатинскую набережную, и мне открылся привычный вид на Москва-реку: чёрный заборчик справа, за ним — полупрозрачная водная гладь, вдалеке новостройки. Иду, вижу: что-то желтеет на воде. Наверняка, кубышки! И всё же подойду-ка поближе — подумала я и чуть склонилась над водой. Да, кубышки. А рядом… Едва переведя взгляд, я ахнула: рядом была эйхорния! Та самая, которую показывают в тропической оранжерее Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» на экскурсиях! Которую мы рассматривали со слабовидящими и незрячими детьми в большом чане в сенсорном саду!
Да, на воде покачивается чудо природы эйхорния! Ярко-зелёные, блестящие, гладкие листья со вздутыми черешками собраны в розетки, воздушные полости в тканях этих «поплавков» удерживают растение на поверхности воды.
Иду дальше. Снова небольшие плавучие островки из кубышек, рдестов, ряски, стрелолиста, и эйхорния — среди них, отдельными вкраплениями. Чем ближе к плавному повороту Нагатинской набережной в сторону Новоданиловской, тем спокойнее водная гладь, а пятен эйхорнии вдоль стены набережной всё больше и больше, и сами пятна всё крупнее по площади. Теперь это уже почти чистые заросли, окружённые листьями кубышек и кувшинок. На тихой воде прекрасно разрастается и ряска — можно наблюдать почти чистые ковры.
Вот пятно рдеста, и эйхорния стремительно «окружает» его. И здесь, около поворота набережной, заросли эйхорнии самые большие: размер их примерно 5 на 10 или даже 7 на 12 метров, с неровными контурами. А какие мощные экземпляры! Как хорошо развиты! Моему удивлению не было предела. Мне нужно было спешить, но я снова и снова нацеливала фотоаппарат…
Возвращалась с семинара я той же дорогой во второй половине дня. Вышло солнце, и стали заметны беловатые цветы кувшинок, но их было совсем немного. Оживились и утки, они плавали по окраинкам зарослей с эйхорнией, чуть «заходя» внутрь плавучих ковров.
Множество вопросов обдумывала я по дороге домой. Откуда появилась тропическая гостья на Москве-реке? Почему так необычайно активно разрослась? Что будет с ней дальше? Как это явление повлияет на жизнь в реке? Эти вопросы я обсудила с моим постоянным соавтором, экологом Григорием Станиславовичем Ерёмкиным. И вот к каким предварительным выводам мы пришли.
Одна из явных причин ускоренного вегетативного размножения эйхорнии — аномально жаркое лето 2021 года. Однако из-за низкой холодоустойчивости уже в конце сентября — начале октября её листья будут увядать, и растения погибнут…
Эйхорния интенсивно разрастается и покрывает сплошным слоем стоячие водоёмы, но на быстром течении она всё же не способна затянуть собою всё русло. Вероятна конкуренция между нею и другими водными растениями — кубышками, рдестами. При этом в условиях высоких температур соревнование она, скорее всего, выигрывает. Но поскольку для её развития требуется время, в умеренных широтах «ковёр» из эйхорнии формируется только к концу лета или даже осенью, поэтому полностью вытеснить местные, более холодостойкие, растения она не сможет…
Водоплавающие птицы охотно посещают заросли эйхорнии. Так что, возможно, утки станут поедать её зелёные части и плавающие корни. Кроме того, на корнях могут быть улитки и водные насекомые, которые уток тоже привлекают — они собирают клювом мелких животных с поверхности листьев и стеблей. Корни и зелёные фрагменты эйхорнии могут наматываться на лапы водоплавающих птиц, и таким образом они, возможно, перенесут растение из водоёма в водоём…
Не очень ясен вопрос, насколько «ковёр» из эйхорнии затрудняет обмен кислородом между атмосферой и водной толщей. Представляется, что такое явление может иметь место главным образом в стоячих водоёмах…
Проблематичен и вопрос о сохранении семян или вегетативных побегов этого растения в зимнее время. Но исключить такой возможности нельзя, поскольку тепловодные незамерзающие водоёмы, куда попадают бытовые стоки, в городе достаточно многочисленны. Однако в ряде мест (отстойники в Измайлово и Марьино, копаные пруды в Захарьино) эйхорния восстанавливается достоверно за счёт искусственных посадок. Что касается природных водоёмов, то эйхорния с небольшой вероятностью сможет в них сохраняться без участия человека, только если отрицательные температуры воздуха станут редкими или исчезнут в регионе вовсе, а эти водоёмы перестанут замерзать…
Москва-река в нижнем течении (начиная от Курьяновской плотины и ниже) — незамерзающий водоём, но будет ли достаточно зимней температуры воды в +3—5°С для выживания семян или вегетативных частей эйхорнии — вопрос спорный. Однако, например, в пруду у железнодорожной платформы «Битца», куда попадают тёплые стоки Южной ТЭЦ, она, при температуре воды в +13—15°С, возможно, смогла бы выжить (но пока туда эйхорнию ещё не занесли). Этот водоём интересен тем, что из-за тёплой воды в нём зелёные лягушки не засыпают и в оттепели среди зимы квакают. Они голодные и тощие, поскольку водных насекомых там зимой всё-таки мало. Не исключено, что водоём с такими зимними температурами воды в Москве и Подмосковье не единственный. Мы имеем одиннадцать крупных городских ТЭЦ, четыре областных ГРЭС, и каждая сбрасывает избыток тёплой воды. Так что «лакуны» для зимнего проживания эйхорнии имеются, но насколько это будет возможно практически — вопрос требует дальнейших наблюдений и специального изучения.
Немного истории
В Московской области и в областях Центральной России эйхорнию в летнее время культивируют как декоративное растение. На некоторых очистных сооружениях используют для биологической очистки вод. Как беглец из культуры, она попадает в другие водоёмы.
В ноябре 1997 года в здании Геологического музея имени В. И. Вернадского проходило совещание по природе Москвы, посвящённое 850-летию города. Там выступал ботаник, профессор МГУ Вадим Николаевич Тихомиров. Он говорил о возможности появления водяного гиацинта как дичающего растения в Москве и Подмосковье, а также о связанной с этим опасности ускоренного зарастания водоёмов. В то время слушателям это казалось маловероятным, но последующие наблюдения подтвердили предположения специалиста.
В начале 2000-х годов старейший ивановский ботаник, профессор Михаил Петрович Шилов собрал водяной гиацинт в реке Яузе близ Свиблова, на территории Москвы (образец хранится в Гербарии Ивановского государственного университета).
1 сентября 2001 года сотрудники Главного ботанического сада РАН И. А. Шанцер и М. Н. Иванов обнаружили эйхорнию в Сухановском пруду на территории Ленинского района Московской области, в 5,5 км южнее МКАД (собранные ими образцы хранятся в Гербарии Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина РАН).
11 сентября 2006 года эйхорнию увидели Г. С. Ерёмкин и Ю. А. Насимович в Южном Бутове, западнее села Захарьино (в настоящее время на территории Новой Москвы). Здесь она в массе плавала на поверхности воды в копаных водоёмах поймы реки Лопенки близ шоссе вместе с другим тропическим инвазивным растением — пистией (Pistia stratiotes L.). По словам хозяина посадок, экзотические растения были привезены из Южной Америки (Амазонии), чтобы кормить ими павлинов. Высаживали эйхорнию и пистию весной, они активно размножались вегетативно и разрастались, давали много поколений, а осенью погибали. Часть растений выдерживали в комнатных условиях до следующей весны. По-видимому, дикие водоплавающие птицы могли перенести «зачатки» из основной плантации в соседние водоёмы. Собранные около села Захарьино экземпляры эйхорнии находятся в Гербарии Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина РАН (Г. С. Ерёмкин и Ю. А. Насимович).
В 2013 году водяной гиацинт был обнаружен ботаником А. В. Любченко в канаве около рыборазводного пруда близ реки Клязьмы, на территории подмосковного города Королёв (данные интернет-сообщества «Плантариум», 2020 г.).
В 2015—2017 годах заросли эйхорнии были отмечены в заметном количестве в Ивановских отстойниках на территории Измайловского лесопарка и некоторых прудах-отстойниках в Марьино, куда её, видимо, подсаживали специально с целью очистки воды, попадающей из ливневой канализации и загрязнённых городских грунтов. В 2017 году небольшие куртины водяного гиацинта замечены среди прибрежной растительности левобережья Москвы-реки в Марьино, куда попали, скорее всего, из расположенных поблизости Марьинских отстойников. Агентами переноса, вероятно, опять послужили многочисленные здесь водоплавающие птицы — утки или чайки. (Наблюдения А. Е. Варламова и Г. С. Ерёмкина.)
8 сентября 2018 года во время экскурсии московского клуба любителей природы «Природа — всем» эйхорния была найдена в зарослях тростника на песчаном мелководье у берега озера Белое близ деревни Дубасово Шатурского района Московской области (образец — в Гербарии Главного ботанического сада, собрал К. Ю. Теплов). Растение произрастало компактно, отмечено 22 «розетки», из которых две — цветущие. На следующий год эйхорнии здесь обнаружено не было.
Подробности для любознательных
Напоминающая гиацинт
Эйхорния утолщённая, или Водяной гиацинт (Eichhornia crassipes (Mart.) Solms) — многолетнее растение, относится к семейству Понтедериевые (Pontederiaceae Kunth). Это субтропическо-тропический вид. Его родина — тропическая Южная Америка, от Бразилии до Аргентины, Большие и Малые Антильские острова. Произрастает в прудах, озёрах, болотах. Растение широко распространилось по всему миру, проникло во все тропические страны. В субтропиках и тропиках — инвазионное, карантинный сорняк.
У взрослых растений до десяти широких листьев, со вздутыми черешками. Необычно выглядят и корни. Корневая система мочковатая, под водой плавает настоящая чёрная «борода» из корней.
Эйхорния красиво цветёт, поэтому её используют для украшения аквариумов и прудов. Цветки шестилепестковые, по 5—12 в колосовидном соцветии, чем-то действительно напоминают гиацинт. Они довольно крупные, светло-лиловые, голубоватые, с фиолетовыми тычинками. В середине верхнего лепестка заметно тёмно-жёлтое пятно. Цветёт с июня-июля по сентябрь. Аквариумисты культивируют это эффектное растение на поверхности воды или в илистой почве.
Эйхорния — настоящий рекордсмен вегетативного размножения. В подходящих условиях от одного растения за год может получиться до двадцати миллионов особей. Побеги отходят из пазух листьев и образуют новые и новые растения. Эйхорния может сплошным ковром покрыть поверхность водоёма, вытесняя другие растения. Описаны случаи, когда такие плавучие ковры даже препятствуют судоходству на мелких реках.
В условиях оранжерей растение размножают и семенами. Высевают их весной в чашки Петри с водой и держат при температуре 22—25°C. Зимой в искусственных условиях растения нередко загнивают и даже погибают — часто из-за недостатка света. Весной их пересаживают в водоёмы, где они быстро трогаются в рост. При температуре воды не менее 22°C и солнечном освещении они вскоре покрывают водную поверхность. Хорошо растут в мягкой воде. Если влажность воздуха недостаточна, начинают формироваться мелкие листья, другие подсыхают по краям.