Без темно-красной, кисловатой клюквы, которую иногда называют “сибирским виноградом”, русский стол просто немыслим. Но, к сожалению, ее не так просто добывать — ведь растет она лишь в диком виде на болотах. В США и Канаде клюкву уже более 100 лет выращивают на плантациях и получают не по 300 кг с гектара, сколько дикой клюквы в урожайные годы собирают в России, а по 10 т.
Первые попытки создать сельскохозяйственную культуру клюквы предпринимались в России в 80-х годах ХХ века в Горьковской, Рязанской и Псковской областях. Стали проводить селекцию. В 1995—1998 годах зарегистрированы семь отечественных сортов клюквы, устойчивых к заморозкам.
Для дальнейшей работы нужны были средства. И они нашлись: американский Институт устойчивых сообществ дал Костромской опытной станции 8500 долларов, а местные власти помогли техникой, помещениями и материалами на сумму 4600 долларов. Этого хватило, чтобы заложить плантацию клюквы площадью 1 га. В 2003 году на ней высадили 140 тыс. черенков. Теперь растениеводы надеются на четвертый год получить урожай до 10 т.
В развитие клюквенных плантаций готовы вкладывать деньги и отечественные компании “Вимм-Билль-Дан”, “Грант-Вест” и “Русское бистро-Волга”. Расчеты показывают, что для создания плантации площадью 10 га необходим начальный капитал 1 млн 800 тыс. рублей. Кроме того, до получения первого урожая ежегодно придется тратить еще по 150 тыс. рублей. Вложения могут окупиться через 6—7 лет, ведь клюква — растение многолетнее и начинает плодоносить не сразу.
Разведение клюквы на плантациях должно принести не только материальную выгоду. Оно поможет решить и другие проблемы: даст новые рабочие места, снизит пожароопасность торфяников.