Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.
Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: "А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее". Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.
Начнем по порядку.
Дерево - самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился - в деревянную зыбку кладут, умер - в деревянном гробу хоронят. При жизни человека - кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове "здравствуй", кстати, корень "драв" (от "древ"). И все мы родом вышли из деревни.
Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали "характер" деревянной заготовки: оно - дерево - как человек, не любит, когда против "шерсти". Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на "красно", то есть на яркость, на "свет". За это мастера и получили звание "краснодеревщиков".
Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины - все это, естественно, для изделия из дерева, как и для "яркого" человека, недостатки. Уберем их - получим хорошую форму без содержания.
Весь секрет в стружке. Стружка рубанка - тонкая яркая спираль. Спираль - это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.
Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит "туман" на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы покорили, но служить по-настоящему заставить не смогли. В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.
Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия - нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.
Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на "красно" рубанками с профильными ножами (калевками), которые:
- не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;
- при соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;
- для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.
На данный рубанок я получил патент на изобретение.
Свое слово о "красном" строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.