НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА В ДЕЙСТВИИ
Жаркий июньский день. Юго-Запад столицы. Залитый светом, еще моложе и красивее кажется Ленинским проспект. Под яркими лучами солнца веселеют и серые невысокие здания-старожилы, где разместились институты Академии наук СССР. Среди них - Институт горючих ископаемых (ИГИ).
Зайдем в одну из его лабораторий - лабораторию газификации. Большая, немного вытянутая комната, вдоль стен различные химические приборы, сложные установки, столы, уставленные многочисленными пробирками. На первый взгляд лаборатория ничем не отличается от ей подобных. Может, только лица людей чуть сосредоточеннее. И в то же время это особенная лаборатория, известная на весь институт. Она первая в ИГИ поднялась на борьбу за звание коллектива коммунистического труда.
Все началось с января этого года, когда лаборатория газификации получила грамоту как одна из лучших в институте. Казалось бы, это немалый успех: реализованы все плановые задания, нет серьезных нарушений дисциплины. И все же работники лаборатории были недовольны: можно достичь большего, гораздо большего.
Настроения коллектива хорошо понял секретарь партийной организации института Владимир Васильевич Лебедев. Он тоже много раздумывал над тем, как мобилизовать творческие силы научных работников на новые замечательные свершения.
Остановились на одном - надо включаться в движение за коммунистический труд. Предложение обсуждал весь институт одни - с энтузиазмом, другие - с опаской (получится ли?), третьи - просто не веря в успех. По победу одержали оптимисты некоторое время спустя на расширенном заседании местного комитета разбиралась работа шести лучших лабораторий и мастерских. После долгих и горячих споров постановили считать борющимися за звание коммунистических лишь два коллектива. Одним из них была лаборатория газификации.
Еще до описанных событий заведующий лабораторией В. С. Альтшулер, секретарь цеховой партийной организации И. Г. Петренко, профорг Г. А. Шафир не один раз по душам поговорили с каждым из сотрудников. Не мудрено, что при выработке обязательств не оказалось равнодушных или отмалчивающихся. Снова и снова оценивались предложения, замечания, возражения, взвешивались все «за» и «против». И вот перед нами девять пунктов обязательства.
Досрочно закончить к 7 ноября все экспериментальные работы годового плана; досрочно, ко дню открытия XXII съезда КПСС, завершить лабораторную разработку нового процесса технологического газа; сдать две монографии...
Вроде все довольно буднично. Но это только «вроде». В лаборатории, где практически невозможно подсчитать производительность труда сотрудников, выполнение таких обязательств реально лишь при условии, если у каждого хорошо развито чувство локтя, если в коллективе царит дух взаимопомощи. А чего греха таить, ведь нередко случается, что научный работник занят своей темой и знать не знает, как обстоят дела у соседа. Такое бывало до недавнего времени и в лаборатории газификации. Когда, скажем, у одной группы шла ответственная работа, другая жила не спеша, «с прохладцей». Но это раньше. Теперь же, если выдалась свободная минутка, если у товарища более сложная работа, любой - будь то механик, лаборант, научный сотрудник - считает своим долгом помочь.
Всего несколько месяцев назад каждый механик лаборатории имел свои инструменты, которые ревностно охранял от «посягательств» товарищей. Теперь исчезли замки, а вместе с ними и прежние ссоры. Все семеро пользуются инструментами сообща, и тот, кто первый заметил неполадки, обязан исправить их, не дожидаясь, пока за него это сделает сосед. Ответственность перед товарищами приучила к аккуратности и людей, не очень заботившихся о своих «орудиях производства». А если инструменты в порядке, значит, не будет потеряно ни одной драгоценной минуты во время экспериментов.
Вступив в борьбу за звание коллектива коммунистического труда, сотрудники лаборатории обязались непрерывно пополнять свои знания. Здесь учится каждый, независимо от уже имеющегося образования. Помимо научных семинаров, организованы свои еженедельные «пятницы», на которых обсуждаются результаты проделанной работы, методика опытов, новейшая техническая литература.
Совсем недавно коллектив обсудил и выдал рекомендации для поступления в вуз двум механикам. Готовится в техникум одна из лаборанток. Проводятся в лаборатории и занятия по повышению квалификации механиков и лаборантов, организованные собственными силами. И если прежде каждый знал лишь свой участок работы, то теперь любой может заменить товарища. Сейчас никто не удивляется, когда и лаборанты, и механики активно участвуют в обсуждении хода опытов. И нередко научные сотрудники очень внимательно прислушиваются к советам «технического персонала».
Ни у одного члена лабораторного коллектива нет пассивного отношения к труду. В порученное дело люди вкладывают частичку своей души, огонек, инициативу. Нередко, не жалея сил, по нескольку раз переделывают тот или иной прибор, чтобы добиться большего эффекта. Вот одни из последних фактов. Издавна газовый анализ производился на несовершенном аппарате. Даже в лучшем случае удавалось выполнить всего 2 анализа в день. Это, конечно, тормозило проведение экспериментов. «Надо изменить устройство прибора», решили научный сотрудник лаборатории Г. П. Сеченов и лаборантка Нина Веденеева. Почти два месяца трудились они над новым аппаратом - комбинированным хроматографом. Недавно прибор был закончен, принят к работе, установлен в нескольких лабораториях института. Теперь каждый может сделать 4 - 5 анализов газа в день. Проведен в жизнь еще один пункт обязательства - производительность труда лаборанток увеличилась больше чем вдвое. Но Веденеева недовольна: хроматограф можно еще усовершенствовать. Ежедневно проводит Нина опыт за опытом, и можно не сомневаться она обязательно добьется своего.
Эта маленькая, хрупкая женщина с большими серьезными глазами и по-детски ласковой улыбкой очень верно определила дух коллектива лаборатории «Хорошо у нас!» Да, хорошо, с удовольствием работают здесь. Тридцать человек с разными характерами живут одной дружной семьей. Все праздники в году они встречают вместе, знают о домашних делах друг друга. Случается, приходит человек на работу хмурый личные неприятности. В таких случаях товарищи поговорят по душам с человеком, съездят домой, постараются помочь, уладить неурядицы, Чаще всего после таких бесед в лаборатории не видно грустных лиц.
Но если здесь умеют быть чуткими к сотруднику, когда у него неприятности или горе, то в такой же мере умеют быть требовательными и беспощадными к себе и другим, раз дело касается работы, дисциплины, поведения. Надолго запомнил механик Слава Сорокин тот день, когда «пропесочили» его на собрании за опоздания, небрежное отношение к рабочему времени. Парень дал слово, что это больше не повторится. И действительно, вот уже четыре месяца в лаборатории вообще нет ни одного опоздавшего. А когда нужно было поехать в подшефный колхоз, заявление Сорокина первым легло на стол заведующего.
О делах и днях лаборатории газификации, о ее радостях и буднях следовало бы рассказать еще много. Но все это можно выразить в одной фразе здесь борются за то, чтобы работать, жить и учиться некоммунистически. Теперь вместе с этим коллективом честь участвовать в благородном соревновании завоевали уже четыре лаборатории и группы. И пусть не все еще идет гладко, пусть пока даже неизвестно, как и когда будут присуждаться почетные звания, но молва о новом движении в научно-исследовательских институтах дотла даже до Сибири. Теперь и из далекого Новосибирска приходят письма на имя председателя институтского месткома Г. И. Делягина с просьбой поделиться опытом, посоветовать. С каждым днем растет в научных учреждениях число людей, кующих коммунистическое настоящее в своей повседневной деятельности.