№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

СОКРОВИЩА НИЖНЕЙ СИНЯЧИХИ

А. АКИМОВ (г. Алапаевск Свердловской области). Фото А. Грахова. Снимки предоставлены редакцией журнала "Веси" (г. Екатеринбург).

В реконструированной старинной кузнице можно создавать художественные изделия.
Якорь с речной барки демидовских времен. Перевезен в музей-заповедник с галечной отмели реки Реж.
Иван Данилович Самойлов обозревает свои творения.
Часовня Савватия и Зосимы Соловецких. На переднем плане - воспетые некогда Пушкиным 'версты полосаты' вдоль дороги на Ирбит.
Спасо-Преображенский храм, памятник архитектуры республиканского значения. XVIII век. Реставрирован в 1967-1977 годах. Автор проекта реставрации и руководитель работ - И. Д. Самойлов.
Реконструкция дома из села Лучинкино. Старинный конек деревянной крыши (охлупень) обрабатывают современными электроинструментами.
Интерьер 'белой горницы', перевезенной из деревни Мезень .
Купеческий дом ХIХ века у дороги, ведущей на Ирбитскую ярмарку.
Окрестности села Нижняя Синячиха.

Старинное село с незатейливым названием Нижняя Синячиха издавна стоит возле дороги на Ирбит, в пятнадцати километрах от районного центра - города Алапаевска в Свердловской области (см. "Наука и жизнь" № 9, 1996 г.).

До недавнего времени вывеска на здании администрации музея сообщала посетителям о том, что они - гости Нижнесинячихинского музея-заповедника народного искусства и деревянного зодчества. Теперь появилась новая строка, гласящая, что окрестности села в пойме речки Синячихи - еще и заповедные места среднеуральс кого ландшафта. Над замыслом музея и его созданием Иван Данилович Самойлов работал несколько десятилетий, будучи главным инженером-землеустроителем Алапаевского района.

Каждый отпуск Самойлов проводил в поездках по стране; освоил опыт реставрации церквей в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, побывал в Витославлице под Новгородом, Соловецком монастыре, в других местах, славных старинным русским зодчеством.

В Суздале обучился тонкому искусству покрывать церковные главы сусальной позолотой.

Иван Данилович широко известен как коллекционер предметов народного искусства и быта, знаток уральской старины и этнографии, реставратор старинных строений. Самойловым и созданными им бригадами плотников, каменщиков, кровельщиков, художников-реставраторов буквально из руин поднят памятник архитектуры XVIII века - здание Спасо-Преображенской церкви, построенной на средства прихожан.

Десять лет шла реставрация изумительного по архитектурным пропорциям девятиглавого, 64-метровой высоты храма, сооруженного в стиле так называемого тобольского барокко. Одни лишь строительные леса перед реставрацией наружной его части возводились два года.

Сейчас на двух этажах возрожденного каменного храма, ставшего главным зданием музея-заповедника, разместились несколько десятков коллекций предметов народного быта и искусства, собранных И. Д. Самойловым за сорок лет и безвозмездно переданных им государству. Не только описание, но простое их перечисление поразит воображение.

…Вернемся к новой строке на вывеске Нижнесинячихинского музея-заповедника. В ней неспроста подчеркивается, что старинное (1680-го "года рождения") село на полпути от Верхотурья к Ирбиту - заповедное место среднеуральского ландшафта.

Окрестности Нижней Синячихи и вправду удивительно красивы. Но надо добавить, что примечатель ны не только природный, но и рукотворный ландшафт, та гармония, с которой вписались старинные дома и усадьбы в современность. И опять нельзя не восхититься бережным отношением к старине, энергией и упорством Самойлова "со товарищи".

Вот пример: без малого восемьдесят лет назад из-за напора весеннего половодья не выдержала стоявшая с демидовских времен заводская плотина на речке Синячиха, и пруд возле села "убежал". Теперь плотина восстановлена, а пруд - около двадцати гектаров водного зеркала, - как и прежде, украшает ландшафт вблизи Нижней Синячихи.

Берясь за эти заметки, автор загодя дал себе слово не злоупотреблять эпитетом "уникальный", хотя он уместен во многих эпизодах. Но удержаться от превосходных степеней хотя бы в трех случаях невозможно.

Итак, уникум первый. Это коллекция образцов уральской домовой росписи. В экспозицию вошли расписанные сказочно яркими цветами, травами, ягодами двери, простенки, целые стены и потолки крестьянских изб и домов, образцы расписной мебели и домашней утвари.

Изюминка экспозиции - "белая горница" в полном интерьере, перевезенная в музей из деревни Мезень Алапаевского района. Расписана чудо-горница мастерами из Тугулымского района в 1910 году.

Целые династии народных мастеров домовой росписи - потомков выходцев из северных областей европейской части России - исстари жили в поселках и деревнях по реке Кармак, на границе с Тюменской областью. Для тамошних народных живописцев, чаще всего скромно именовавших себя "красильщиками", домовая роспись стала своеобразным отхожим промыслом. Во многих селах и деревнях - на запад, восток, юг от Кармака - любили и привечали "петушатников", получивших прозвище из-за традиционного персонажа своих росписей. Например, в небольшой деревушке Чебаки Сухоложского района расписаны интерьеры всех тридцати деревенских изб и домов.

Уральская домовая роспись представляет собой редкостное явление, целый пласт народного творчества, а сама экспозиция, собранная и описанная И. Д. Самойловым, по заключению специалистов Московского НИИ художественной промышленности, сделанному еще в 1967 году, не имеет аналогов ни в одном из музеев мира. Экспонаты коллекции не только собраны, но зачастую просто спасены Иваном Даниловичем от уничтожения в 217(!) крестьянских домах восьми районов Свердловской области; на самом раннем из достоверно датированных образцов - расписной прялке - есть надпись: "1869 год".

Теперь о втором уникуме Нижней Синячихи - музее деревянного зодчества под открытым небом.

Мысль о его создании возникла у И. Д. Самойлова во время бесконечных землеустроительных поездок по Алапаевскому району. Часто приходилось видеть, как рушатся от времени старинные деревянные часовни, дома, надворные постройки в глухих углах, спрятанных за бездорожьем, лесами и болотами в так называемых неперспективных деревнях и селах. Чаще всего памятники старинной деревянной архитектуры вполне обыденно сгорали в печах как дрова…

И началась вторая многолетняя музейная эпопея (более приземленное слово в данном случае не годится) Ивана Даниловича Самойлова. Сейчас в музее деревянного зодчества в Нижней Синячихе собраны 24 образца старинной деревянной архитектуры - часовни, дома, усадебные и общественные постройки, кузница, пожарная; воссозданы рубленные из бревен башни - сторожевая и башня острога, ветряная мельница, постройки малых архитектурных форм - колодцы, изгороди-тыны, изгороди-палисадники.

Неизменный интерес и восхищение посетителей музея вызывают реконструкции крестьянских домов и изб XVII, XVIII, XIX веков, украшенных деревянной резьбой, с тщательно и любовно оформленными старинными интерьерами.

Многие экспонаты музея перед реконструкцией проделали немалый, в несколько сотен километров, путь. Можно только догадываться, какого гигантского труда это стоило! Ведь старинные срубы предстояло вначале разобрать, "распятнать", то есть пронумеровать бревна для сборки на новом месте, перевезти, зачастую по бездорожью, на территорию музея, восстановить утраченные части строений, вновь собрать…

Ветряная мельница, стоящая сейчас на высоком берегу речки Синячихи, "приехала" из деревни Мочищенск, с самого севера области. В оба конца работники музея, плотники-реставраторы проделали 600-километровый путь. Иной раз даже мощные "Уралы" приходилось буксировать гусеничным трактором до паромной переправы через северную реку Сосьву.

Все старинные строения, будучи экспонатами музея деревянного зодчества, служат ныне экспозиционными площадками для ряда коллекций, собранных в разные годы И. Д. Самойловым. К примеру, часовня Александра Невского стала маленьким музеем старинной резьбы по дереву. В помещении часовни Вознесения развернута выставка работ народной мастерицы Христины Денисовны Чупраковой - удивительная экспозиция ковров, выполненных в технике машинной аппликации.

Часовня Савватия и Зосимы Соловецких стала выставочным залом местной художницы Анны Ивановны Трофимовой. Многие ее акварели высоко оценены уральскими художниками Г. Мосиным, А. Бурлаковым, М. Брусиловским, а некоторые работы внесены в республиканские каталоги.

И наконец - о третьем уникуме Нижней Синячихи.

Пятнадцать лет преподаватели и студенты Свердловского архитектурного института (ныне - Уральская государственная архитектурно-художественная академия) провели в научных экспедициях на территориях Свердловской, Пермской, Курганской и Тюменской областей по программе "Каменный Пояс".

Целью этих экспедиций являлось обнаружение и исследование памятников архитектуры, в частности деревянного зодчества. Было открыто немало объектов, достойных этого статуса. А во время экспедиции 1986 года исследователей ждало открытие, поразившее не только восторженных студентов, но и их многоопытных наставников.

На участке старого Сибирского тракта в селе Лучинкино Тугулымского района Свердловской области был обнаружен деревянный двухэтажный дом, построенный в традициях плотницкого искусства конца XVIII - начала XIX века.

Особая конструкция перекрытий, интерьеры внутренних помещений, балкончик с объемным балясником, окна, украшенные карнизными досками с долбленым геометрическим орнаментом, свидетельство вали о высокой архитектурно-художественной ценности старинного сооружения.

Такие дома в России называли хоромами. Возраст здания установлен способом дендро-хронологического анализа (по годичным кольцам прироста древесины). Ранее апробированный археологами при раскопках в Новгороде и Пскове, этот способ для архитектурных исследований был применен впервые.

Выяснилось, что архитектурный шедевр на границе тогдашних Пермской и Тобольской губерний был создан в 1802-1807 годах.

По мнению советника Российской академии архитектуры и строительных наук, заведующего кафедрой реставрации, директора института "УралНИИпроект" А. В. Долгова, из сохранившихся деревянных строений столь высоких архитектурных достоинств дом в Лучинкино, безусловно, самый замечательный. Это часть достояния культуры не только Урала, но и всей России.

Для профессора А. В. Долгова и его аспирантки Н. Н. Митиной исследования шедевра надолго стали основным направлением научной работы. Анализ конструктивных особенностей дома, мотивов архитектурного декора, наконец, старинных плотницких приемов позволил сделать вывод, что срубили чудо-хоромы не местные, а пришлые мастера - скорее всего, с Верхнего Поволжья; возможно, из города Гороховец Владимирской области - мест, хранящих традиции русского деревянного зодчества с XIII века.

Не менее интересные выводы сделаны историками. По одной из версий, появление у "государе вой дороги" в Сибирь уникального деревянного строения связано с Сибирским трактом. В середине XVIII века Сибирский тракт достиг пределов нынешнего Тугулымского района Свердловской области, где жили старообрядцы. Строительство нарушило их уединение. Возможно, в чем-то были ущемлены права ревнителей "древлего благочестия". И более 270 старообрядцев совершили близ Лучинкино акт самосожжения.

Весть о страшном событии облетела Россию. Огненная гибель почти трех сотен старообрядцев в Пермской губернии обсуждалась в Санкт-Петербурге на заседании Священного Синода. И полвека спустя, как предполагают исследователи, на месте трагедии XVIII века был построен этот дом, на первом этаже которого расположилась старообрядческая молельня.

Историкам, краеведам, этнографам еще предстоит детальное изучение "биографии" дома в селе Лучинкино. Трудно представить, сколько выдающихся людей минувших веков, россиян и иноземцев, проезжали мимо него по Сибирскому тракту, останавливались под его крышей…

Одним из первых, вслед за учеными-архитекторами, заинтересовался феноменом старинного зодчества в селе Лучинкино Самойлов. Не просто заинтересовался - обеспокоился за судьбу памятника: попавший в недобрые руки дом бездумно разрушался и вот-вот мог пойти на дрова. Именно по цене обыкновенных дров и купил директор музея сохранившиеся части конструкции, старинные оконные колоды, балконные балясины, элементы резного декора - и перевез в Нижнюю Синячиху.

Появилась задумка-мечта: реконструировать редкостный памятник деревянного зодчества на территории музея. Мечта стала обретать реальные очертания после того, как музей заключил договор о его реконструкции с екатеринбургским архитектурно-реставрационным объединением "Ордер". В окрестностях Нижней Синячихи не нашлось подходящих древостоев - прямослойных, не поврежденных лесными вредителями. Нужные материалы приобрели за сотню километров от музея. Специалисты объединения "Ордер" заготовили 10-12-метровые сосновые бревна для двухэтажного сруба, лиственницу для нижних венцов и перекрытий, на месте собрали сруб, потом перевезли на территорию музея.

Основой эскизного и рабочего проектов стали архитектурные обмеры, рисунки, фото- и видеоматериалы, собранные участником экспедиции 1986 года, тогдашним аспирантом из Москвы Александром Долговым, избравшим темой кандидатской диссертации исследование форм деревянного зодчества Урала.

Сейчас трехметровый по высоте сруб стоит на прочном фундаменте, влитом в травянистый косогор на территории музея. Собрали его плотники-виртуозы из "музейной" бригады, созданной И. Д. Самойловым.

- На моей памяти это уже третье поколение нижнесинячихинских мастеров, - заметил Иван Данилович.

Вскоре реконструированные старинные хоромы во всей красе резного убранства предстанут перед посетителями Нижнесинячихинского музея-заповедника.

Несколько лет минуло с того времени, когда село Нижняя Синячиха стало одним из главных пунктов туристского маршрута ЮНЕСКО по Каменному Поясу.

Удивительно ли, что уральская глубинка заинтересовала столь знаменитую европейскую организацию?

Отнюдь нет. Основа деятельности ЮНЕСКО - укрепление связей всех стран планеты в деле просвещения, науки и культуры. В последние годы эта организация переместила центр своего внимания в регионы самобытной духовной культуры, в том числе - на Урал.

Урал принимал тогда делегатов V конгресса Всемирной ассоциации федераций и клубов (ВФАК) ЮНЕСКО из почти 100 стран планеты.

На пленарном заседании конгресса присутствовали всего два почетных гостя. И первым, по личному приглашению Генерального секретаря ЮНЕСКО, профессора Сорбонны Патрика Галло, был директор Нижнесинячихинского музея-заповедника Иван Данилович Самойлов. А потом делегаты конгресса из Европы, Америки, Азии, Африки стали посетителями музея и гостями Ивана Даниловича.

Недавно я встретился с президентом Урало-Сибирской федерации ЮНЕСКО Ю. С. Борисихиным. Он сказал:

- Историко-культурное значение Уральского региона, и в частности Алапаевского района Свердловской области, рассматривается сейчас в контексте мировой культуры, в списке 700 исследуемых ЮНЕСКО объектов в 110 странах мира.

Известно, что Алапаевск - город детских лет великого русского композитора П. И. Чайковского. Биографы и ценители его творчества, широко известного за рубежами нашего Отечества, имеют все основания полагать, что среднеуральские ландшафты, народные гулянья в окрестных селах и деревнях, особенно в Нижней Синячихе, явились источниками его вдохновения при создании знаменитого музыкального цикла "Времена года".

Среди многочисленных публикаций, посвященных музею, обязательно стоит упомянуть о главной из них - книге самого И. Д. Самойлова "Сокровища Нижней Синячихи". Книга, изданная десять лет назад, настоятельно требует переиздания, поскольку за ней теперь буквально охотятся и профессионалы - музейные работники, искусствоведы, реставраторы, и просто ценители старины. Она вместила всю историю создания музея в Нижней Синячихе, многие десятилетия поистине подвижнического труда Ивана Даниловича и его единомышленников.

Предисловие к "Сокровищам…" написал в конце 1994 года всемирно известный деятель русской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: "Если мы живем сейчас надеждой возродить деревню, русское крестьянство, то И. Д. Самойлов давно уже работает над тем, чтобы она сбылась, ибо знает - без возрождения народной культуры, лучших ее обычаев и традиций невозможно нравственное оздоровление общества".

Надо ли говорить, что слова Д. С. Лихачева с каждым годом звучат все более актуально?

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Музей»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее