Мои любимцы - многообразное, разномастное семейство камнеломковых - растут по всему саду: и в цветнике, и вдоль дорожек, и на берегу небольшого прудика, и под деревьями. В первую очередь - это камнеломки, те самые малютки, которые дали название всему семейству. Их выносливость, кажется, не знает предела. Они могут выживать на самых бедных почвах. Да не просто выживать, а образовывать разноцветные колонии, подушки из маленьких розеток, головок, иголок, удачно сочетающихся с большинством растений более крупных размеров.
Многие садоводы уже давно дружны и с другими представителями семейства камнеломковых, например с неприхотливыми астильбами различных видов и сортов, размеров, окрасок, форм и фактуры соцветий.
Уверенно обосновались в подмосковных садах баданы. Помимо привычного бадана толстолистного появились и совсем крошечные "баданчики", и огромные "баданищи" с листьями всевозможных оттенков зеленого и пурпурного цвета. Весной они выбрасывают стрелки соцветий, от белых до густо-лиловых и красных.
Пельтифиллум и почвопокровная тиарелла тоже родственники камнеломок. Вряд ли можно отказаться от них в своем саду, если в нем достаточно места. Пельтифиллум - великан (см. "Наука и жизнь" № 8, 2003 г.), а тиарелла очень любит осваивать свободные пространства.
Еще одно растение из этого семейства с загадочным "характером" - гейхера. Необъяснимо ее свойство превращать садоводов в заядлых коллекционеров и преданных поклонников, которые каждый сезон с замиранием сердца заказывают и разыскивают на цветочных ярмарках все новые и новые изумительные по красоте сорта. У искушенных цветоводов на почетных местах в саду можно увидеть ближайших, но малоизвестных родственников гейхеры: гейхереллу, телиму, толмию и мителлу.
Но жемчужиной семейства камнеломковых является конечно же роджерсия. Знакомство с этим растением началось с восторгов и огорчений, надежд и тревог.
Мой отец был искренним любителем растительного царства и хорошим знатоком его жителей, населяющих леса, луга и сады. С детства помню походы с ним в лес, первые уроки садоводства и большое количество книг и журналов о растениях. От отца передалась мне привычка обращаться за советами не только к новым, но и к старым публикациям. Перебирая как-то журналы со статьями о тенистых садах, я остановила внимание на черно-белом рисунке растения с причудливо изрезанными листьями. Его название "роджерсия" крутилось еще несколько дней в голове, а картинка долго стояла перед глазами.
Однажды в саду у знакомых я обратила внимание на куртину крупных элегантных растений, с достоинством покачивающих своими жесткими пальчатыми листьями. "Это роджерсия", - сказала не без гордости хозяйка сада. Как она, эта роджерсия, была хороша и как непохожа на свое черно-белое изображение!
И в один из ненастных сентябрьских дней я посадила в своем саду под яблоней в рыхлую плодородную землю подаренную мне роджерсию. Ее мощные корневища располагаются параллельно поверхности земли и не проникают глубоко в землю, поэтому роджерсия много лет может жить по соседству с любым деревом или кустарником, не мешая ему и не ущемляя себя. Мне казалось, что при посадке я все сделала правильно. Оставалось ждать весны.
Вот уже заиграли разноцветными солнечными зайчиками на черной, тучной от талой воды земле крокусы. Вот уже первомайское тепло раззадорило сад, появились ростки таких неспешных к пробуждению растений, как астильба и хоста. Зацвели, пытаясь развеселить меня, баданы, а надежды увидеть у себя в саду роджерсию оставалось все меньше и меньше. И вот наконец появился бронзовый росток, похожий на сложенную щепоткой кисть руки, который затем стал стремительно расти, раскрываться и превращаться в то чудесное создание, ради которого стоило пережить столько волнений.
В июне над глянцевым, покачивающимся на прочном, высоком черешке листом поднялся плотный султан из кремовых душистых цветков. Восторгу не было предела не только у меня, но и у всей жужжащей братии. Казалось, что все представители "Энциклопедии насекомых" желали попробовать нектара "от роджерсии". Вот так счастливо закончилось мое знакомство с жемчужиной семейства камнеломковых.
С тех пор в моем саду появилось еще несколько роджерсий. Различаются они в большей степени по форме листьев, которые часто похожи на листья других растений. Отсюда и названия некоторых видов: роджерсия каштанолистная, подофилловая, бузинолистная. Часть видов уже имеют сорта с бронзовой или краснеющей к осени листвой и соцветиями розового цвета. Все они довольно крупные растения, но разрастаются умеренно. Самая шустрая - роджерсия перистая (с которой и началось мое знакомство), ей лучше отвести в саду место попросторнее.
Несмотря на свой изысканный внешний вид, роджерсии неприхотливы и требуют минимум ухода, была бы плодородная почва (ведь для ежегодного развития такой зеленой массы нужно много питательных веществ) и достаточно воды летом. В засушливые годы роджерсии не так страдают, как пельтифиллумы и бузульники, листья которых буквально обвисают от недостатка влаги.
А вот составить удачную компанию роджерсиям - не очень просто. В моем саду они удачно сочетаются с хостами, баданами, горянками, листвой тысячелистников и высокорослых влаголюбивых ирисов.
Роджерсия - не частый гость на прилавках цветочных магазинов и ярмарках. Но, встретив это растение, не откажите себе в удовольствии приобрести его для своего сада.