ЧЕМПИОНЫ МИРА - КОМПОЗИТОРЫ

Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.

Если практическая игра, можно сказать, входит в обязательную программу гроссмейстеров, то шахматную композицию, составление этюдов следует отнести к произвольной программе, это как бы сочинения на вольную тему. Данная статья посвящена творчеству чемпионов мира, выступающих в роли шахматных композиторов. Этюды чемпионов часто возникали при анализе сыгранных ими партий или отложенных позиций, при исследовании эндшпиля. Некоторые этюды представляют собой экспромт, плод вдохновения. Однако четверо шахматных королей: Эмануил Ласкер, Макс Эйве, Михаил Ботвинник и Василий Смыслов - вполне серьезно занимались шахматным сочинительством.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.
Илл. 11.
Илл. 12.
Илл. 13.
Илл. 14.
Илл. 15.
Илл. 16.
Илл. 17.

Начнем с первого чемпиона мира Вильгельма Стейница. В начале своей карьеры он опубликовал несколько интересных этюдов, вот самый известный из них.

Стейниц, 1862

(Иллюстрация 1)

Выигрыш

1. h7+ Крg7 2. h8Ф+! Кр:h8 3. Крf7 Лf1+ 4. Сf6+ Л:f6+ 5. Кр:f6 Крg8 6. g7, и пешка превращается в ферзя.

Забавно, что спустя 120 лет этот этюд усовершенствовал другой практик, американский гроссмейстер Пал Бенко.

Бенко, 1982

(Иллюстрация 2)

Ничья

1. Лd4! Единственный ход, но почему не 1. Крg1? Потому что в этом случае черные берут верх, пользуясь методом Стейница: 1...h2+ 2. Крg2 (2. Крh1 Сg6 3. Лd4 Крe3) 2...Сh5 3. Лh8 h1Ф+! 4. Кр:h1 Крf2! 5. Лf8+ Сf3+ 6. Л:f3+ Кр:f3 или 3. Лf8 Сf3+ 4. Л:f3 h1Ф+ 5. Кр:h1 Кр:f3 6. Крg1 g2. А вот при ладье на d4 белым удается спастись.

1...Сh5 2. Лh4. Можно и 2. Ле4+. 2...Крf2! 3. Лg4! Вот на чем строится защита - на доске взаимный цугцванг. 3...g2+ 4. Крh2 С:g4 пат.

Следующий этюд принадлежит второму чемпиону мира Эмануилу Ласкеру. Это классическое произведение, которое входит в учебники по эндшпилю, высока и его художественная ценность.

Ласкер, 1895

(Иллюстрация 3)

Выигрыш

1. Крb8 Лb2+ 2. Крa8 Лс2 3. Лf6+ Кра5. Нельзя загораживать линию "b", она понадобится для шахов ладьей. 4. Крb7 Лb2+ 5. Кра7 Лс2 6. Лf5+ Крa4 7. Крb7 Лb2+ 8. Кра6 Лс2 9. Лf4+ Крa3 10. Крb6 Лb2+ 11. Крa5. Короли перемещаются с одной горизонтали на другую, но бесконечно это продолжаться не может. 11...Лс2 12. Лf3+ Крa2. Предводителя черных фигур удалось увлечь на одну линию с ладьей, что и решает дело. 13. Л:f2! Л:f2 14. c8Ф!, и белые берут верх.

Идея систематического движения нескольких фигур одновременно получила глубокое развитие в ХХ веке, когда появились и этюдные и практические примеры. Таким образом, этюд Ласкера намного опередил время. Любопытно, что Ласкер посвятил его Стейницу, словно предчувствуя, что ему суждено стать его преемником.

Еще два изящных этюда второго чемпиона мира.

Ласкер, 1892

(Иллюстрация 4)

Выигрыш

1. f7 Л:е6+. Очевидно, на 1...Лс8 последует 2. Кс7+! и 3. Ке8.

2. Крg5 Ле5+ 3. Крg4 Ле4+ 4. Крg3 Ле3+ 5. Крf2, и все кончено.

Ласкер, 1894

(Иллюстрация 5)

Выигрыш

1. с4 Кd2 2. c5 Кb3 3. c6 Кd4 4. c7 Кb5 5. c8К! В этом редком окончании три коня легко справляются с одним.

Всего Ласкер составил около десяти этюдов, а также шесть задач. Впрочем, шахматные задачи мы здесь опускаем - к практике они имеют лишь косвенное отношение.

Третий чемпион мира Хосе Рауль Капабланка придумал всего один этюд.

Капабланка, 1908

(Иллюстрация 6)

Выигрыш

Однажды его спросили, почему он - такой виртуоз эндшпиля - не составляет больше этюдов. "Когда я был молодым, то придумал один этюд, - ответил Капабланка, имея в виду данную позицию. - Но с ним никто не сумел справиться. И тогда я бросил это бессмысленное занятие: зачем сочинять этюды, если они никому не под силу?!"

В дальнейшем позиция Капабланки неоднократно подвергалась исследованию аналитиков, но только в наше время было окончательно доказано, что этюд вообще не решается, и, значит, трудно было ожидать, что его кто-то одолеет...

Вот основной вариант авторского решения: 1. Крс4 Кра5 2. Кр:с5 Кра6 3. Кр:с6 Кра7 4. Кd5 Лh2 5. Кс3 f5 6. Лb7+ Крa6 7. Лb6+ Крa5 8. Лb5+ Крa6 9. Лb4 Крa7 10. Кb5+ Крb8 11. Кd6+ Крa8 12. Кc4 Лa2 13. Крc7 Лa7+ 14. Крc8 Лa6 15. Лb8+ Крa7 16. Лb7+ Крa8 17. Кb6+ Л:b6 18. Л:b6 Крa7 19. Лb2 f4 20. Крc7 Крa6 21. Крc6 Крa5 22. Крc5 Крa4 23. Крc4 Крa3 24. Лg2 с победой.

В шестидесятые годы гроссмейстер по композиции Генрих Каспарян указал, что вместо 13...Ла7+ черных спасает 13...g2. Вскоре был предложен другой выигрывающий вариант: 6. Кb5+ (а не 6. Лb7+) 6...Крb8 7. Кd6 Крa8 8. Лe1 Лh8 9. Кe8 Лf8 10. Лa1+ Крb8 11. Лb1+ Крa7 12. Кd6 Лh8 13. Лb6 Крa8 14. Кb5 Лc8+ 15. Кc7+ Л:c7+ 16. Кр:c7 Крa7 17. Лb3 Крa6 18. Kpc Kpa5 19. Kpc5 Kpa6 20. Л:g3 Крb7 21. Крd6 Крb6 22. Лb3+ Крa5 23. Крc5 Крa4 24. Лg3 f4 25. Л:g4 Крb3 26. Крd4, и белые берут верх.

И только в конце ХХ века, когда анализом занялся компьютер, было обнаружено, что у черных и здесь есть спасение: 12...Лf6!, и после 13. Ла1+ Крb8 14. Лb1+ Крa7 15. Лb3 Л:d6+ 16. Кр:d6 f4 17. Крc7 Крa6 18. Крc6 Крa7 19. Крc7 Крa6 20. Лb6+ Крa7 21. Лb3 Крa6 дело кончается миром.

Капабланка - Ласкер
Берлин, 1914

(Иллюстрация 7)

1. К:с7 К:с7 2. Ла8+!! Удивительная идея: 2. Кр:с7 вело к пату, а 2. Крс8 К:b5 - к простой ничьей.

2...К:а8. После 2...Кр:а8 3. Кр:с7 Кра7 4. Крс6 Кра8 5. Кр:b6 пешка проходит в ферзи.

3. Крс8! Черные сдались. На 3...Кра7 уже решает взятие на с7 (3...Кс7 4. Кр:с7 и т. д.).

Партия с таким пикантным финалом была сыграна в блиц-матче двух корифеев шахмат (закончившемся победой Капабланки со счетом 6,5:3,5), и позиция на диа-грамме, по существу, представляет собой готовый этюд и иногда приводится как совместное произведение двух чемпионов (при этом белый король стоит на d7, а черный конь с d5 переставлен на е6). А спустя двадцать лет идея Капабланки была усовершенствова на известным этюдистом Марком Либуркиным.

Либуркин, 1934

(Иллюстрация 8)

Выигрыш

1. Лh8 Кfd7 2. Крc7 Крa7 3. Ле8! Кf6! 4. Л:b8 Кe8+! 5. Крd7! Кc7! 6. Ла8+! К:а8 7. Крс8 со знакомой позицией, дальше все ясно.

Итак, к знаменитому финалу композитор добавил пять ходов. Однако на этом дело не кончилось, спустя почти полвека решение удалось еще удлинить!

Погосянц, 1981

(Иллюстрация 9)

Выигрыш

Эрнест Погосянц придумал остроумное вступление. 1. h7 Крg7 2. h8Ф+! Кр:h8 3. Кр:f7 Кe7 4. g5 Крh7 5. Лd8! На доске позиция после третьего хода в этюде Либуркина, только в данном случае все фигуры сосредоточены на противоположном фланге.

Вспомним еще одну эффектную комбинацию Капабланки.

Капабланка - Штейнер
Лос-Анджелес, 1933

(Иллюстрация 10)

1. Л:f6! Кр:f6 2. Лf1+ Кf5 3. К:f5! ef 4. Л:f5+ Крe7 5. Фf7+ Крd6 6. Лf6+ Крc5 7. Ф:b7 Фb6 8. Л:с6+! Ф:с6 9. Фb4.

Эта концовка вдохновила одного композитора, который отсек от позиции все лишнее...

Олимпиев, 1982

(Иллюстрация 11)

Выигрыш

1. Л:с6! Кр:с6 2. Л:с2+ Крd6 3. Фb6+ Крd5! Или 3...Кре7 4. Лс7+ Крf8 5. Ф:f6+.

4. Фb7+! Крd6! Не увильнуть королю и в самом центре доски: 4...Крd4 5. Лd2+ Крc5 6. Фс7+ Крb5 7. Лb2+.

5. Фс7+ Крd5 6. Лd2+ Крe6 7. Лd6+ Крf5 8. Фg7 Фg6 9. Л:f6+ Ф:f6 10. Фg4x.

Есть и другие варианты: 5...Кре6 (эта позиция могла возникнуть и раньше) 6. Лс6+ Крf5! 7. Фg7 Фg8! 8. Л:f6+ Крe4 9. Фb7+ Фd5 10. f3+ Крd4 11. Фb6+ Крc3 12. Лс6+ или 7...Л:h3 8. Л:f6+ Крe4 9. Фg2+ Крd4 10. Лd6+ Крc3 11. Ф:h3+ Крb4 12. Лb6+ Крc4 13. Фb3+, и черный король в матовой сети.

Недостаток материала потребовал от белых больших усилий. Интересно, пожертвовал бы Капабланка ладью, если бы в его партии возникла позиция, приведенная на диаграмме?

Алехин, 1933

(Иллюстрация 12)

Выигрыш

Похожая позиция получилась у четвертого чемпиона мира Александра Алехина, игравшего белыми в сеансе одновременной игры. Он ее немного отшлифовал, и получился занятный этюд. Решает, конечно, пешка "а", но без жертвы ладьи не обойтись...

1. а6 Лg1. Или 1...Лh4 2. Лd8! Кр:d8 3. a7.

2. a7 Ла1 3. Ла3! ba 4. a8Ф ab 5. Фb7+ и 6. Ф:b2.

Пятый чемпион мира Макс Эйве часто анализировал окончания, и некоторые из его находок носят этюдный характер. Но составлял он и настоящие этюды.

Эйве, 1924

(Иллюстрация 13)

Выигрыш

Пример пешечного энд-шпиля на тему полей соответствия. В ответ на Крb3 черные должны отвечать Крс5, а после f3-f4, разменов на f4 и появления короля на f3 надо успеть на g5. Тонкими маневрами белые запутывают противника.

1.Крg1! Крg7 2. Крf1! Крf7 3. Крe1! Но не 3. Крf2? Крg6! 4. Крe2 Крf6?, и белые в цугцванге - ничья.

3...Крe7 4. Крf2! А теперь не ведет к цели 4. Крd2? Крe6! 5. Крc2 Крd5 6. Крb3 Крc5 7. Крa4 Крc6 8. Крb4 Крd5.

4...Крf6 5. Крe2 Крe6. Или 5...Крg6 6. Крd2! Крf6 7. Крc2! Крe6 8. Крb3! Крd5 9. Крb4 с прорывом на ферзевом фланге.

6. f4! ef 7. gf gf 8. Крf3 Крe5 9. g5 Крf5 10. g6 Кр:g6 11. Кр:f4 c победой.

Эйве, 1940

(Иллюстрация 14)

Ничья

Еще один этюд Эйве, без которого не обходится ни одна книга по эндшпилю.

1. Ла1 Крg7 2. Крb7 Крf6 3. Крc6 Крe5 4. Крc5 Крe4 5. Крc4 Крe3 6. Лh1! Крf3 7. Крd3 Крg2 8. Крe2 Кр:h1 9. Крf1 пат.

Шестой чемпион мира Михаил Ботвинник внес немалый вклад в шахматную композицию. Десять составлен ных им этюдов весьма популярны, а свое первое этюдное произведение он опубликовал в четырнадцать лет!

Ботвинник, Каминер, 1925

(Иллюстрация 15)

Выигрыш

1. g4+ Крh4 2. Сh6! Ф:h6 3. Фh2+ Крg5 4. Фd2+ Кf4 5. Фd8ґ.

Аналитическое мастерство и увлечение композицией наверняка помогли Ботвиннику довести до блеска свой талант. Неслучайно многие его комбинации и сюрпризы в отложенных партиях носили этюдный характер.

Котов - Ботвинник
Москва, 1955

(Иллюстрация 16)

В процессе игры на доске возник настоящий этюд. 1...g5! 2. fg. При другом взятии решает рейд крайней пешки: 2. hg h4 3. Сd6 Сf5 4. g6 С:g6 5. f5 С:f5 6. Кр:b3 Крg2 и т. д.

2...d4+! Черным важно сохранить пешку "b". 3. ed. Не спасает и 3. С:d4 Крg3 4. g6 Кр:h4 5. Крd2 Крh3! 6. Сf6 h4 7. Крe2 Крg2.

3...Крg3 4. Сa3 Кр:h4 5. Крd3 Кр:g5 6. Крe4 h4 7. Крf3 Сd5+. Белые сдались.

Однажды югославское телевидение провело своеобразный конкурс красоты. Специалисты отобрали десять знаменитых партий ХХ века и показали их телезрителям. В качестве жюри выступили чуть ли не два миллиона любителей шахмат. И партией столетия был признан следующий знаменитый поединок.

Ботвинник - Капабланка
Роттердам, 1938

(Иллюстрация 17)

Это окончание представляет собой замечательный этюд! 30. Са3! Ф:а3 31. Кh5+! gh 32. Фg5+ Крf8 33. Ф:f6+ Крg8 34. e7 Фс1+ 35. Крf2 Фс2+ 36. Крg3 Фd3+ 37. Крh4 Фе4+ 38. Кр:h5 Фе2+ 39. Крh4 Фе4+ 40. g4 Фе1+ 41. Крh5. Черные сдались.

Блестящая комбинация Ботвинника исследуется уже 65 лет, причем обнаруживаются все новые и новые нюансы. Выяснилось, например, что кроме 40. g4 решало и 40. Крh3. Впрочем, здесь комбинацию уже можно считать завершенной. Другое дело, ситуация после 33-го хода черных. Один любитель обнаружил вариант, в котором белые побеждают, продвигая пешку "е" ходом позднее - 34. Фf7+ Крh8 35. e7 Фс1+ 36. Крf2 Фd2+ 37. Крg3 Ф:с3+ 38. Крh4 Ф:d4+ 39. Кр:h5 Фе5+ 40. Крg4 Фе4+ 41. Крh3 Фе3+ 42. g3 Фh6+ 43. Крg2 Фd2+ 44. Фf2, и пешка неудержима.

Однако вскоре другой любитель указал, что на 37-м ходу черные не должны прельщаться пешкой с3, а правильно 37...Фg5+! (вот где сказывается отсутствие ферзя на f6) 38. Крf3 К:d4+ 39. cd (в случае 39. Крf2 Фd2+ выигрывают уже черные) 39...Фg4+ 40. Крe3 Фе4+ 41. Крf2 Ф:d4+, и белому королю не уйти от преследования. Правда, позднее было установлено, что шах ферзем все-таки ведет к цели. Только после 34. Фf7+ Крh8 белым не надо спешить с движением проходной, а следует сделать тихий ход 35. g3! Похоже, черные беспомощны: 35...Кd2 (35...Фс1+ 36. Крg2 Фс2+ 37. Крh3) 36. e7 Кf3+ 37. Крg2 Фb2+ 38. Кр:f3 Ф:с3+ 39. Крg2 или 35...К:d4 36. е7 Кe2+ 37. Крf2 Фс5+ 38. Кр:e2 и т. д.

Вполне возможно, что это не последнее уточнение этюдной комбинации Ботвинника, но ее старт - Са3! и Кh5! вряд ли вызовет у кого-нибудь сомнения.

О художественном творчестве других чемпионов мира речь пойдет впереди.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Шахматы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее