Проблемой ночного освещения улиц были озабочены еще древние. В Афинах, например, разжигали по ночам костры на городских площадях, а в Древнем Риме прикрепляли к стенам зданий факелы.
В России уличное освещение появилось при Петре I: первые четыре уличных фонаря на конопляном масле были установлены осенью 1718 года в Петербурге - возле Зимнего дворца. Но уже через три года их насчитывалось в северной столице около шестисот, а еще через двенадцать лет масляные уличные фонари впервые зажглись в Москве - по случаю приезда в Белокаменную императорской фамилии (см. "Наука и жизнь" № 7, 1990 г.). Однако и после этого их в течение некоторого времени зажигали лишь по праздникам, пока в конце концов не был установлен определенный режим освещения московских улиц. Осветительный сезон продолжался восемь месяцев - с 1 сентября по 1 мая, причем в каждом - только по восемнадцать ночей: в лунные ночи освещение не производили даже в том случае, если небо было затянуто тучами.
Впрочем, с 1842 года число таких ночей увеличили до двадцати четырех, а с 1845-го - присовокупили к ним и августовские. А через двадцать лет Москву перевели на освещение керосином - горючим более легким и дешевым, чем конопляное масло. В городе к тому времени функционировало уже 9200 фонарей. Еще более дешевым обещало стать газовое освещение, и потому уже через три года Первопрестольная пополнилась тремя тысячами новых фонарей - газовых. Но, к сожалению, ни те, ни другие особой яркостью не отличались, и на улицах города было темновато.
#2# Экспонаты столичного музея "Огни Москвы": керосиновый (вверху) и газовый (внизу) фонари. Последние экземпляры таких светильников освещали город еще в начале минувшего века. #3#Но вот в конце XIX века в Австрии была изобретена газокалильная сетка, испускавшая относительно яркий (до 40-50 свечей) свет. Появились такие фонари и в Москве, причем русским инженерам удалось их усовершенствовать. Полученный в результате фонарь "Россия" был двух-, трех- и четырехрожковым и обладал силой света в 100-130 свечей. К тому же он был снабжен особым краном, который позволял выключать часть горелок. Это давало возможность ослабить освещение во вторую половину ночи, когда основное движение экипажей затихало.
Первые электрические фонари со свечами Яблочкова были установлены в Москве в 1880 году, и количество их исчислялось десятками. А всего через три года - в дни коронации Александра III - в Кремле состоялась первая электрическая иллюминация: на колокольне Ивана Великого загорелись 3500 лампочек накаливания.
И все же в начале XX века электричеством в Москве освещалось лишь несколько центральных улиц, да и в целом она серьезно отставала в развитии уличного освещения от других европейских городов. Ситуация начала меняться только в конце 20-х годов: в 1928-м были заменены электрическими керосиновые фонари, в 1932-м - газовые. А с конца 30-х годов в столице появилась система централизованного управления освещением, и тогда же московские ученые под руководством С. И. Вавилова создали первые образцы газоразрядных люминесцентных ламп. Правда, всерьез их производство удалось наладить лишь после войны, и с 1954 года столицу начали оснащать именно ими.
Что же касается современного освещения Москвы, то каких только светильников в ней теперь нет! На Комсомольской площади, в Лужниках, на транспортных развязках МКАД и у храма Христа Спасителя уже несколько лет функционируют высокомачтовые опоры с "коронами" из десяти светильников мощностью по 1000 Вт. В Новокутузовском туннеле установлена система встречного освещения, улучшающая условия видимости при въезде, а в мостовых на пешеходных переходах через городские магистрали - специальные системы с использованием протяженных зеркальных световодов.
Москва сегодня, подобно другим европейским городам, пылает по ночам огнями, причем не только рекламными, но и просто уличным освещением. Впрочем, относится все это, как и в прежние времена, в основном к центру: на окраинах - увы! - темновато до сих пор.
Н. ПОТАПОВА. Городское освещение. "Империя света" № 7, 2002, стр. 58-62.