№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах (Часть 2)

Академик Владимир Малахов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Продолжение. Начало см. «Наука и жизнь» № 2, 2024 г..

Литосферные плиты Земли в современный период, красными стрелками показаны направления движения на их стыках. Рисунок с изменениями: USGS/Wikimedia Commons/PD.

Решение загадки, как питаются погонофоры, оказалось связанным с открытиями в совсем другой области. Географы давно заметили, что контуры некоторых материков на карте легко совмещаются друг с другом (как, например, Африка и Южная Америка). Возникла догадка, что когда-то это были части единого сверхматерика — Пангеи. Сверхматерик раскололся на несколько фрагментов, которые стали перемещаться по поверхности Земли, о чём ещё в XIX веке писали немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт (1769—1859) и русский астроном Евграф Васильевич Быханов (1839—1915). В начале ХХ века эти взгляды были оформлены в теорию дрейфа материков, подробно разработанную немецким геологом и метеорологом Альфредом Вегенером (1880—1930). Правда, оставалось непонятным, какая сила движет материками.

Только в 1960—1970-е годы стал понятен механизм движения материков и была сформулирована новая геологическая парадигма — так называемая тектоника плит. Согласно этой концепции самая верхняя геологическая оболочка нашей планеты — литосфера разбита на полтора десятка больших и малых плит, которые находятся в постоянном движении относительно друг друга. Эти движения представляют собой отражения глубинных конвективных процессов в мантии Земли. Там, где поток нагретого мантийного материала поднимается от ядра нашей планеты к поверхности, литосферные плиты расходятся. По дну Мирового океана тянется система срединно-океанических хребтов — это районы, где литосферные плиты раздвигаются, а изливающийся из глубин мантийный материал формирует новую океаническую кору. Относительно тонкие океанические литосферные плиты движутся по направлению к материкам, сталкиваются с ними и погружаются под толстые континентальные плиты. Здесь по окраинам материков в Мировом океане формируется система глубоководных желобов, где глубина моря достигает почти 11 км, как в Марианском жёлобе. Там, где сталкиваются одинаковые по толщине континентальные плиты, формируются не впадины, а горные хребты. Так, например, высочайшие горы нашей планеты — Гималаи выросли и продолжают расти, потому что продолжается встречное движение столкнувшихся около 50 млн лет назад Индостанской и Евразийской континентальных плит.

На стыках литосферных плит происходят землетрясения и извержения вулканов, здесь формируются рудные залежи — в общем, для геологов эти районы всегда были очень интересны. На суше можно исследовать горные хребты, образовавшиеся на стыках континентальных плит. Но как проникнуть в районы стыков океанских литосферных плит? Нужны были подводные пилотируемые аппараты — миниатюрные подводные лодки с небольшим экипажем, способные погружаться на несколько километров и снабжённые иллюминаторами (на военных подводных лодках их нет) и манипуляторами для отбора образцов. Такие аппараты появились во второй половине ХХ века, но сначала они работали не на учёных, а на военных...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее