Скворцы прилетели

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «New Scientist», «The Economist» (Великобритания), «Spektrum der Wissenschaft» (Германия), «PNAS Nexus» (США)

Европейцы, колонизируя новые для них страны, обычно стремились завезти туда привычные виды растений и животных, иногда по хозяйственным соображениям, иногда по чисто сентиментальным, чтобы не слишком скучать по оставленной отчизне. В 1834 году во Франции по инициативе известного естествоиспытателя Этьенна Жоффруа Сент-Илера (1772—1844) возникло Общество по акклиматизации животных, и многие страны последовали его примеру.

Восточные сиалии Sialia sialis, сфотографированные в Мичигане, США. Фото: Sandysphotos2009/Wikimedia Commons/CC BY 2.0.
Стая скворцов над Калифорнией. Фото: Brocken Inaglory/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.
Поющий скворец на крыше дома в Калифорнии. Кроме своих характерных щёлкающих криков и свиста, скворцы прекрасно имитируют голоса других птиц, и даже отмечен случай, когда у дачного окна, за которым то и дело печатали на машинке, скворец талантливо изображал её треск. Поддаётся и обучению человеческой речи. Фото: David Corby/Wikimedia Commons/CC BY 2.5.

В 1871 году в Нью-Йорке было создано Американское общество акклиматизации, которое ставило своей задачей переселить на Североамериканский континент как можно больше представителей европей-ской флоры и фауны. В 1877 году Общество возглавил орнитолог-любитель Юджин Шиффелин (1827—1906) и, естественно, сосредоточился на птицах. Особенный его интерес вызывали скворцы.

В марте 1890 году энтузиаст выпустил в Центральном парке Нью-Йорка партию из 60 скворцов, доставленных из Англии. На следующий год к ним добавились ещё 40 особей. Вскоре в водосточном жёлобе на крыше Музея натуральной истории была замечена первая загнездившаяся пара, а там появились и птенцы. Шиффелин тем временем уговорил сочувствующего переселению птиц мецената профинансировать установку скворечников в Центральном парке.

С тех пор скворцы прочно обосновались на американской земле. Потомки тех, что были выпущены Шиффелином, в первые годы не залетали за пределы Манхеттена. В 1928 году скворцов впервые заметили в штате Миссисипи (расстояние от Нью-Йорка по прямой около 1700 км). А к 1942 году этот чужеродный вид уже обосновался в Калифорнии, на противоположном, западном побережье континента. Впрочем, не исключено, что скворцов привозили и выпускали в разных местах другие любители птиц.

В 1950-е годы скворцов, по оценкам, было порядка 50 миллионов. Они начали вытеснять местные виды, в том числе редкие. А в настоящее время их насчитывается уже 200 миллионов. Причиняемый ими ущерб оценивается в 800 миллионов долларов ежегодно. Расселились они, перелетая через границы, ещё и в Мексике и Канаде. Некоторое время опасались, что пришельцы вытеснят местные виды, но причины сокращения и обратного возрастания численности тех или иных видов часто бывает трудно распознать. Пока, во всяком случае, считается, что европейские скворцы ответственны за падение численности местного американского вида дятлов, отбирая у них выдолбленные в деревьях дупла. И не исключено, что они угрожают красивым мелким птичкам Sialia sialis (восточная сиалия из рода лазурных птиц).

Широко распространена легенда, что Шиффелин был поклонником творчества Шекспира и выбирал для переселения птиц, которые упоминаются в произведениях английского классика. В частности, скворец фигурирует как говорящая ручная птица в пьесе «Генрих IV», написанной в 1598 году, о жаворонке и соловье говорится в сцене расставания влюблённых в «Ромео и Джульетте», в других произведениях встречаются стрижи, певчие дрозды, снегири, зяблики. Правда, никаких письменных свидетельств того, что Шиффелин отбирал птиц под влиянием Шекспира, не найдено, и многие исследователи склоняются к тому, что эта история не более чем миф.