№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

КОСМОС ИНДУСТРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПОЛЕТОВ

Р. Сворень специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь».

Рождение нового космического аппарата - процесс сложный. И на всем пути от первой идеи до первого запуска в нем участвует большая, и сложная индустрия макетирования, проверок, испытаний. Этот снимок иллюстрирует те совершенно новые возможности, которые от
"Придет время, и мы будем проводить наши конгрессы на орбите", - шутит президент Международной астронавтической федерации профессор Луиджи Наполитано. Ну_ что ж, в этой шутке, как в любой другой, есть доля правды. Может быть, даже большая, чем в любой дру
После старта (1) космический "челнок" ("шатл") сначала сбросит опустошенные двигателем топливные баки первой ступени (2), затем бак второй ступени (3) совершит многодневный орбитальный полет (4), войдет в атмосферу (5) и приземлится "по самолетному" (6).
Внимание прессы к ученому всегда отражает интерес широкой публики, и его научным проблемам.
Профессор И. Шкловскии (СССР), руководитель астрофизического отдела Института космических исследований (верхний снимок), профессор У. Пикеринг (США), глава крупнейшего космического объединения "Джэт прополшн лэбратори" (средний снимок)
и профессор С. Мандельштам (СССР), научный руководитель от советской стороны ряда программ "Интеркосмос" (нижний снимок), отвечают на вопросы корреспондентов.
Прежде чем технологическое оборудование попадет на космическую орбиту, оно пройдет большой комплекс испытаний в летающей лаборатории, разместившейся на борту самолета. Б. Патон. Д. Дудко. В. Вернадский, В. Ланчинскнй. В. Стесни. А Загребельный, О. Цыганко
Спуститься в буфет - это еще не означает уйти от дискуссии.
Спутник, свободный от сноса, и схема стабилизации его орбиты 1 - корпус, 2 - "шарик", 3 - датчики положения "шарика", 4 - электронный блок следящей системы, 5 - корректирующие двигатели. Е Ротс (ФРГ). Априорная ошибка в программе "Сорел". (Иллюстрация к д
Один из участников дискуссии о международной орбитальной лаборатории, врач Ю. Сенкевич, побывав в экспедициях на папирусной лодке "Ра", уже не только теоретик, но, и практик в проблеме психологии интернациональных экипажей.
С докладом выступает человек, который сам побывал в космосе. Тема научных исследований летчика-космонавта Г. Берегового - безопасность космических полетов.
Звезда, дающая нам жизнь, - наше Солнце. Таким сфотографировал его с космической орбиты рентгеновский телескоп "Скайлэба".

     Почти четверть века назад - в 1950 году - несколько групп мечтателей, энтузиастов космонавтики, образовали Международную астронавтическую федерацию и собрали первый ее конгресс. Помимо обсуждения организационных, учредительских вопросов, на конгрессе было заслушано несколько докладов по существу проблемы. Все они, конечно, касались того, что хотелось бы сделать, сказуемые фигурировали, как правило, в сослагательном наклонении - «если бы.», а сами доклады, докладчики да, и вообще весь конгресс практически остались незамеченными, не привлекли общественного внимания. Кто же мог тогда знать, что очень скоро сумасшедшие идеи космических полетов приведут в движение гигантские научные и промышленные комплексы, что под огромными сенсационными заголовками они выйдут на первые полосы всех газет мира. Кто мог знать, что уже через, каких-то семь лет будет первый спутник. Что после него пойдет одно за другим - лунники, луноходы, автоматы в небе Венеры и Марса, космический полет человека, выход в открытый космос, люди на Луне, космические метеостанции, большие орбитальные лаборатории, где человек работает месяц, два.

     Первый астронавтический конгресс проходил в Лондоне. Затем были Афины, Стокгольм, Белград, Вена, Рим, Париж. И вот теперь Баку - теплый, приветливый огромный город. Конгресс стал для бакинцев событием «номер один», ответственным и торжественным экзаменом на гостеприимство. Мотоциклетные эскорты сопровождали автобусы участников конгресса, торжественной медью оркестров встречали их легендарные Нефтяные Камни, на горной дороге в Шемахинскую обсерваторию забрасывали цветами пионеры в белой праздничной форме. Толпы людей часами дежурили у гостиниц, чтобы увидеть космонавтов - наших В. Шаталова, Г. Берегового, В. Севастьянова и американца Т. Стаффорда, а, когда человек с большим синим значком участника конгресса просто выходил погулять по шумным бакинским улицам, он сразу же становился центром внимания - ему улыбались, приветливо махали рукой, уступали дорогу.

     Работа конгресса, как правило, проходила одновременно в шести залах, расположенных в трех разных районах города. Это, в частности, определило ритм работы большой армии прибывших на конгресс журналистов, в том числе и зарубежных (многие из них называют себя «спейс-рипортерами», репортерами космических тем). Непрерывно заглядывая в программу и делая в ней исключительной важности пометки, которые вскоре сами переставали понимать, мы энергично и беспорядочно, как частицы в броуновском движении, перемещались с одного доклада на другой, с одной дискуссии на другую.

     5 000 «ЖИГУЛЕЙ» В КОСМОСЕ

     Пытаясь подытожить все, что удалось увидеть и услышать, сформулировать свои главные впечатления от конгресса, вспоминаешь, что он показал наиболее, по-видимому, характерные черты современной космонавтики. В частности, такие:

     - Широкий размах исследований, их индустриальный характер. Иллюстрация на 1 июля 1973 года только в Советском Союзе на космические орбиты выведено 742 аппарата. Их общий вес - 2 233 тонны. С учетом вышедших на орбиты конечных ступеней ракет-носителей общий вес космического груза - 4 388 тонн, а это почти 5 тысяч «Жигулей». Представьте себе картину - десять дней подряд все машины с одного из гигантских конвейеров ВАЗа выходят прямо на орбиту.

     - Сложность и совершенство техники. Иллюстрация первая за время полета автоматической станции «Луна-16», доставившей на Землю образцы лунного грунта, ее автоматика самостоятельно выполнила сотни операций управления, контроля, корректировки; аппаратура, которая входит в эту систему, содержит многие тысячи электронных элементов. Иллюстрация вторая на снимках районов города Чикаго, сделанных американскими специалистами из космоса, можно обнаружить по 7 - 8 миллионов отдельных деталей.

     - Сложность задач и высокая точность их решения. Иллюстрация в ряде случаев для точного определения траектории спутника в числе множества других факторов учитывается сила отдачи, которую испытывает аппарат в момент излучения радиоволн бортовым передатчиком. Это примерно то же самое, что учитывать отдачу, из-за излучения звуковых волн, которую испытывает пароход, когда один из его пассажиров, стоя на палубе, разговаривает шепотом.

     - Широкий диапазон проблем. Эту особенность можно проиллюстрировать коротким списком докладов и сообщений из числа представленных на конгресс:

     «Оптимальное управление космическими аппаратами при последовательном аэро и ракетодинамическом торможении в атмосфере Марса»

     «Вопросы стоимости при конструировании челночных космических аппаратов»

     «Правовые проблемы освоения Луны и других небесных тел»

     «Плазменный движитель с металлическим рабочим телом»

     «Влияние французской космической программы на развитие техники»

     «Психическая модель пониженной весомости»

     «Уравнения возмущений для гибких спутников»

     «Совместимость космических кораблей» «Радиационное убежище для длительных полетов»

     «Оптимальные траектории зонда для поиска внеземных цивилизаций»

     «Роль ООН в использовании космоса»

     «Влияние атмосферы на спектральные яркости природных образований»

     «Межзвездные релятивистские ракетные траектории при ограниченных тяге и ускорении»

     «Воздушное и космическое пиратство» «Спутник с ядерной силовой станцией» «Почтовое ракетостроение в Югославии» «Водоокисляющие бактерии, как перспективный продуцент белка для систем жизнеобеспечения»

     «Из истории создания первого искусственного спутника Земли»

     «Спасание экипажей после их вынужденного приземления в безлюдной местности»

     «Использование спутников для наблюдения за авиационными и морскими коммуникациями»

     «Применение радио интерферометрии в международных исследованиях механизма землетрясений»

     «Техника безопасности при работе с подростками по ракетно-космическому моделизму»

     «Исследование вторично-электронного разряда на станции «Салют»

     «Резервуары с капиллярным заполнением для ракетного топлива»

     «Проект договора о Луне»

     «Рассеяние света космическим кораблем, как помеха астрономическим наблюдениям»

     «Результаты полета ионосферной лаборатории «Янтарь-4»

     «Оптимальные траектории входа в атмосферу»

     «Телескоп «Аполлона» на «Скайлэбе»

     «Усвоение атмосферного азота живыми организмами»

     «Проблемы создания посадочных аппаратов «Венера»

     «Анализ ракетных конструкций, описанных в трудах XVI - XVII веков»

     «Наземные исследования лунных аппаратов»

     «Новые формы крыльев для гиперзвуковых полетов»

     К этому списку нужно добавить, что на конгрессе работало много тематических секций («Астродинамика», «Процессы в реактивных двигателях», «Космическое право», «Биоастронавтика», «Космический транспорт» и еще около 15 других), было прочитано около 300 докладов, прошло несколько специальных симпозиумов и дискуссий, в частности о международной лаборатории на Марсе, о международной орбитальной лаборатории, о верхней атмосфере (влияние полетов на состав стратосферы).

     И, наконец, еще одна особенность нынешней космонавтики, она больше всех других ощущалась в работе бакинского конгресса.

     - Максимальное использование космических исследований в решении земных проблем.

     Об этой особенности стоит, пожалуй, поговорить подробнее. С нее мы начнем несколько более детальное знакомство с некоторыми обсуждавшимися в Баку проблемами, просматривая для этого доклады, прочитанные на конгрессе, беседуя с его участниками.

     Прежде всего о тех больших надеждах, которые возлагают сейчас специалисты на спутники вращающиеся

     ВОКРУГ ЗАГАДОЧНОЙ ПЛАНЕТЫ

     В этом имени - «загадочная планета», - которым часто называют нашу Землю в научно-популярных книжках, нет преувеличения. Вряд ли можно считать, что, закрасив белые пятна на географических картах, мы уже познали свой дом, свою Землю. Как формируются в океане циклоны? Что находится под тонким слоем земной коры? Как изменяется запыленность атмосферы и, как она влияет на климат? Насколько сильно загрязняется Мировой океан? К каким биологическим последствиям приводит это загрязнение? Где, когда, и, как возникают лесные пожары? Каковы полные запасы необходимых человеку природных ресурсов? Где они спрятаны? Таких вопросов тысячи. Ответить на них поможет космический патруль - спутники и орбитальные лаборатории, которые могут месяцами, годами «бесплатно» висеть над планетой. Не случайно нынешний этап развития космонавтики чаще всего называют эпохой орбитальных станций.

     К. Кондратьев, Г. Береговой, А. Бузников, О. Васильев, А. Григорьев, А. Николаев, В. Севастьянов, О. Смоктий, Е. Хрунов, В. Шаталов (СССР). ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ДИСТАНЦИОННАЯ ИНДИКАЦИЯ ИЗ КОСМОСА. (Реферат доклада).

     В ряде научных исследований последнего времени можно найти предостережения о надвигающихся на человечество опасностях, связанных с загрязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов. Одно из слабых мест таких предостерегающих прогнозов и рекомендаций, которые следуют из них, - отсутствие многих важных данных о реальном состоянии среды. В масштабах планеты эти данные так же, как и глобальная оценка природных ресурсов, реально могут быть получены только одним способом - с орбиты искусственного спутника Земли. Преимущества охват всей территории земного шара, быстрота, оперативность, возможность повторного получения данных, качественно новая информация (например, о макроструктуре облачных образований или о планетарных тектонических структурах).

     На протяжении последнего десятилетия в СССР ведутся планомерные и систематические эксперименты по дистанционной космической индикации, а советские ученые внесли важный вклад в разработку космического землеведения. Во время полета «Союза-7» (1969 год) впервые проведены одновременно космические, самолетные и наземные наблюдения типичных участков суши и моря - ключевых участков, которые могут служить эталонами при расшифровке космических наблюдений. Решается сложная задача определения так называемой передаточной функции атмосферы, которая позволит исключить влияние атмосферы на результаты наблюдений. Найден ряд перспективных методик, как, например, регистрация спектров сумеречного ореола Земли, позволяющая оценить запыленность атмосферы, сдувание поверхностного слоя грунта, вулканическую деятельность, индустриальное загрязнение воздуха. Методика очень важна для оценки теплового режима Земли, возможных изменений климата.

     В числе неотложных задач интерпретация изображений Земли в разных участках спектра; применение радиолокации для зондирования атмосферы и подстилающей поверхности (есть успешный опыт спутников «Космос-243», и «Нимбус-5»); спектрофотометрия горизонта для исследований распределения атмосферного аэрозоля (проблема воздействия человека на климат); длительные измерения солнечной постоянной (проблема влияния солнечной активности на погоду); дальнейшее изучение возможностей индикации состояния растительного покрова, свойств почвы, снежного и ледяного покрова, форм облачности, и т. п.; сопоставление возможностей различных видов орбитальных аппаратов для индикации из космоса; изучение перспективы создания лунной обсерватории для изучения Земли.

     Многочисленность задач свидетельствует, что проблема находится на экспериментальной стадии поисковых разработок, и, что особое значение имеет координация усилий, прилагаемых разными странами для ее решения.

    С еще одной возможностью изучать Землю из космоса вас познакомит короткое интервью с профессором Р. Муром (США). Его рассказ можно было бы назвать

     КОСМИЧЕСКИЙ РАДАР

     - На этот конгресс, профессор, вы привезли доклад об измерении скорости ветра у самой поверхности Земли с борта орбитальных станций. Объясните, пожалуйста, хотя бы в самом общем виде, как это возможно измерять скорость ветра, находясь на высоте в несколько сот километров.

     - Прежде всего маленькое уточнение - речь пока идет об измерении скорости ветра не вообще у Земли, а над поверхностью морей и океанов. Это, кстати, наиболее важные для метеорологов области. И в то же время в океане дорого и трудно организовать сеть метеорологических станций.

     Теперь о сущности метода. Помимо хорошо знакомых больших волн, по поверхности воды проходят меленькие волны высотой в несколько миллиметров. Это рябь, которую создает ветер. Параметры этой ряби - скорость, высота «гребней», расстояния между ними и другие - зависят от скорости ветра. Если направить на водную поверхность радиолуч, а затем принять и исследовать сигнал, отраженный от воды, то по некоторым характеристикам этого отраженного сигнала можно оценить состояние «зеркала». В том числе можно оценить направление и скорость ветра, создающего на воде рябь. Как видите, для измерения скорости ветра используются традиционные методы радиолокации.

     - Оказывается, все довольно просто.

     - О, это только внешне. Реальная электронная аппаратура для таких измерений достаточно сложна. Особенно та ее часть, которая скрупулезно анализирует отраженный от воды сигнал и буквально вытягивает из него информацию о состоянии мореной поверхности.

     - Прошел ли ваш метод практические испытания?

     - Да, прошел. В частности, на «Скайлэбе»

     - И каковы результаты?

     - Измерения, которые проводил второй экипаж станции, пока еще изучаются. Результаты измерений первого экипажа вполне удовлетворительны.

     - С какой точностью с борта орбитальной станции измерялась скорость ветра над океаном?

    - Для того, чтобы определить это, следовало бы провести достаточно большую серию контрольных замеров одновременно в небесах, и у самой воды. Пока это еще не сделано. Но думаю, что ошибка не превышает плюс-минус десять процентов.

     - Кан вы, профессор, представляете себе практическое применение метода в обозримом будущем?

     - Думаю, что должна быть создана сеть космических станций, скорее всего международная, которые будут радиолокационными методами измерять скорость движения воздушных масс во всех районах Мирового океана. Это будет лишь одна из многих профессий космического радара. Его возможности в изучении Земли из космоса огромны. Я уверен, что даже в части получения «картинки» того или иного участка Земли радиолокационные методы (радисты давно умеют получать «радиокартинки», снимки местности, сделанные остронаправленным радиолучом радарной станции, ощупывающим Землю точка за точной) по информативности будут успешно конкурировать с фотографией. Не говоря уже о том, что в части обработки отраженного от Земли сигнала, в части извлечения полезной информации, которая скрыта в тех или иных его параметрах, возможности радиоэлектроники поистине фантастичны.

     Человек воспринимает электромагнитные волны (видит) в сравнительно узком диапазоне длин волн - примерно от 4 000 до 7 000 ангстрем. Эволюция, как всегда, распорядилась мудро - этот диапазон нам нужней всего, в этом диапазоне ярче всего светит Солнце. Но разум, созданный эволюцией, оказался мудрее ее. Мы научились видеть невидимое, видеть картины, созданные волнами более короткими, чем свет (ультрафиолет, гамма-лучи, рентгеновское излучение), и волнами более длинными (инфракрасные лучи, радиоволны). Теперь с высоты космических орбит,

     ПРИСМАТРИВАЯСЬ К НЕВИДИМОМУ

     специалисты получили новые интересные возможности изучать планету.

     В. Артемов, А. Башаринов, Л. Бородин, В. Булатников, С. Егоров, В. Мишенев (СССР). РАДИОЯРКОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ ОБРАЗОВАНИИ. (Реферат доклада).

     Летом 1972 года с небольших высот исследовалась интенсивность радио излучения (радиояркость) зон горения торфяников и леса. Длина волны - 8 мм, направленность антенны, «ощупывающей». Землю, - 1°. Установлено, что температура горящих штабелей торфа превышает температуру подстилающей поверхности на 300°, горящих торфяных болот - на 400°, не горящих штабелей - на 50 - 70°. Обнаружена «мозаичная» структура лесных пожаров, чередуются участии с интенсивным горением, и с низкими температурами. Измерение радиояркости позволяет под слоем облаков, под покровом дыма обнаруживать участки горящего леса, болот, торфоразработок, находить участии с критическим нагревом.

     А. Башаринов, Л. Митнин, М. Крылова, Н. Кухарская, А. Цветное (СССР). ЗОНДИРОВАНИЕ ОБЛАЧНОЙ АТМОСФЕРЫ в СВЧ ДИАПАЗОНЕ. (Реферат доклада).

     Измеряя радиояркость облаков в трех точках спектра, можно определить полную массу водяного пара в атмосфере, водозапас и эффективную структуру облаков, а также определить вертикальный профиль температуры и влажности. Возможности измерения яркости ИК (инфракрасного) излучения для решения этих задач весьма ограничены из-за сильного поглощения ИК лучей в облаках.

     В. Лапшин. Г. Лебедева, Б. Нелепо (СССР). ВОПРОСЫ КОСМИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ИНДИКАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИИ В ОКЕАНЕ. (Реферат доклада).

     Проведены исследования электрических характеристик мореной воды, покрытой нефтью. Показано, что выполненные со спутника измерения радиояркости позволяют не только обнаруживать загрязненные участии океана, но, и судить о природе загрязнений и их концентрации.

     Наряду с изучением природной среды есть еще одна область, в которой космос оказывает эффективную помощь Земле, - достижения передовой космической техники передаются другим отраслям. Одновременно ведется разработка технологических процессов, которые целесообразно осуществлять в космосе. Пройдет время, и

     СУММА КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 

     займет свое место на гигантском конвейере земного производства.

     Б. Патон (СССР). ПРОБЛЕМЫ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НАУКУ И ТЕХНИКУ. (Реферат доклада).

     Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений, что в ближайшем будущем в космосе будут вестись многие технологические операции, например, при строительстве больших орбитальных станций или (.а производственных участках, вынесенных на орбиту. В числе таких операций - сварка и плавление металлов.

     Обостренный интерес технологов к расплавлению металла в космосе связан с невоспроизводимыми на Земле космическими условиями. Такими, как:

     - невесомость (отсутствие конвекции, плывучести и других явлений, связанных с различием в плотности материалов),

     - глубокий вакуум и связанная с ним очень высокая скорость «откачни» паров и газов из рабочей зоны,

     - широкий интервал температур, при которых длительное время может находиться расплавленный металл.

     Необходимо тщательно изучить поведение жидкого металла в этих условиях, в частности изучить процессы его охлаждения и кристаллизации, как в свободном состоянии, так, и с принудительным теплоотводом; разделение фаз (жидкость, газ, твердая фаза); действие сил поверхностного натяжения; смачиваемость при различных сочетаниях фаз и материалов.

     Одновременно нужно изучить и физиологические возможности человека при выполнении в космосе таких работ, как сварка, монтаж металлоконструкций, плавна металлов, заделка отверстий, зазоров, стыковочных соединений. Общеизвестно, что проведение каждого эксперимента в космосе требует больших затрат. Поэтому целесообразно все первоначальные отработки производить на Земле с использованием имитаторов космических условий.

     Для изучения технологических процессов в условиях, имитирующих невесомость, нами была создана летающая лаборатория на борту самолета.

     В числе других работ в этой лаборатории исследовалось влияние кратковременной невесомости на разные способы нагрева металлов - плазменный, электронным лучом, дуговой, при гелиевой сварке и другие. Было обнаружено, в частности, что расплавленный металл, если он хорошо смачивает стенки кокиля, в невесомости легко расползается по стенкам; при плохом смачивании металл собирается в каплю, которая уходит из кокиля, вероятно, под действием электростатического поля. Сварные швы, сделанные в невесомости и на Земле, в основном идентичны, хотя в некоторых случаях в невесомости получались более пористые швы и специфическая микроструктура переплавленного металла.

     Первый эксперимент по сварке и резке металлов в космосе был проведен летчиками-космонавтами В. Кубасовым и Г. Шониным на корабле «Союз-6» в 1969 году. Американские космонавты осуществили эксперимент по сварке и плавке металла на борту станции «Скайлэб» летом 1973 года. В экспериментах на «Союзе-6» использовалась установка «Вулкан» (общий вес - 50 кг), включающая устройство для трех видов сварки - электронным лучом, сжатой дугой и плавящим электродом. В процессе разработки аппаратуры были найдены принципиально новые технические решения, которые в дальнейшем легли в основу конструирования мощных малогабаритных ускорителей электронов. (В ближайшее время, кстати, планируется провести совместный советско-французский эксперимент «Араке», где подобные ускорители будут «впрыскивать» мощные потоки электронов в атмосферу на больших высотах.) Были найдены также новые способы пайки, сварки и резки металлов, которые уже нашли применение в земной металлообрабатывающей промышленности. В ряде отраслей промышленности, в частности в радиоэлектронной, находит применение аппаратура, вобравшая в себя многие технические решения, а поэтому и важные качества космического оборудования для горячей обработки металлов (высокая надежность, безопасность; малые габариты, вес, энергопотребление; работа в глубоком вакууме). Если удастся снизить стоимость такого оборудования, то оно найдет широкое применение во многих отраслях промышленности на Земле.

     Космические исследования дали мощный толчок исследованиям в области сварки и металлургии. Сейчас завершены первые испытания разработанных для космоса новых эффективных технологических процессов и надежного малогабаритного оборудования, как в нашей стране, так, судя по сообщениям печати и в США. По-видимому, в ближайшее время следует ожидать новых экспериментов по металлургии, сварке, резке, имеющих уже практическое значение, как для космических полетов, так и для получения новых материалов. (В числе изделий, которые в будущем можно будет производить на орбитальных станциях, прежде всего следует назвать различные композитивные материалы на основе легких сплавов, армированные высокопрочными нитями или «усами»; пенометаллы, отличающиеся прочностью, легкостью и низкой теплопроводностью; монокристаллы для электронной промышленности со свойствами, недостижимыми для земного производства; некоторые виды отливок.)

     Наряду с этим уже сегодня успешно решается наша основная задача - достижения космической техники и технологии максимально используются для повышения благосостояния человека на Земле.

     Невесомость не может повлиять на силы, с которыми действуют электрические и магнитные поля, повлиять на работу, которую они могут выполнить. И вполне вероятно, что в космических аппаратах будущего, в технологическом оборудовании орбитальных заводов электрические и магнитные поля будут играть важную роль, подменяя силу земного тяготения. А иногда, быть может, делая в космосе то, что было невозможно на Земле. Действуя, наконец, самостоятельно

     БЕЗ ЭТОЙ МЕШАЮЩЕЙ ГРАВИТАЦИИ.

    И. Кирко (СССР). МАГНИТНЫЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОЛЯ КАК КОНСТРУКЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НА ОРБИТЕ. (Реферат доклада).

     Расчеты и эксперименты показали, что электрическое поле позволяет полностью отделить жидкую фазу вещества (например, топлива) от газовой в больших баках, что в условиях невесомости является очень сложной задачей. В небольших сосудах разделение фаз происходит в скрещенных электрическом и магнитном полях. Электрическую природу имеет, по-видимому, «капиллярная игра в мяч», когда за счет запаса поверхностной энергии капля ртути подпрыгивает при переходе в состояние невесомости, а затем отскакивает от поверхности раздела жидкости и воздуха.

     Сферический бесстенный бассейн, созданный в невесомости электрическим полем сферического конденсатора, может служить резервуаром для плавки или хранения жидкого металла при температуре 2000° - 3000' С, а также конструктивной основой реактора на быстрых нейтронах. С помощью электрических и магнитных полей могут быть созданы бесстенные трубы. Можно представить себе мощную орбитальную атомную электростанцию (бесстенный реактор, бесстенный бассейн для теплоносителя - жидкого металла), которая остронаправленным лучом сантиметровых радиоволн передает электроэнергию на Землю.

     Вклад космонавтики в нашу земную жизнь - это не только решение практических задач сегодняшнего дня. Космонавтика еще работает на завтра, помогая добывать ценнейший для человека продукт - знания. Уже много раз отправлялись люди в космос

     В ЭКСПЕДИЦИИ ЗА ЗНАНИЯМИ 

     и всегда возвращались с богатой добычей. Некоторые особенности одной из таких будущих экспедиций затрагивает в своем интервью корреспонденту журнала профессор Э. Стулингер, научный руководитель Центра космических исследований имени Маршалла (США).

     - В мировой печати периодически появляются рассказы о программах полетов человека на Марс. Не можете ли вы, профессор, прокомментировать эти программы.

     - К сожалению, не могу. И только по одной, надеюсь, уважительной причине никаких детально разработанных или, тем более, согласованных и утвержденных проектов такого рода пока нет. Есть лишь некоторые соображения, в основном личного характера.

     - Тогда, если это возможно, расскажите, пожалуйста, как представляется марсианская экспедиция в таких «личных соображениях». Прежде всего, конечно, в ваших. Когда, как, откуда человек полетит на Марс?

     - Сейчас уже не видно принципиальных препятствий для таких экспедиций, но есть немало конкретных технических задач, которые просто физически нельзя решить сразу. Это касается, например, энергетики - понадобятся, по-видимому, новые двигатели - ядерные, ионные, - о которых на нашем конгрессе пока говорят лишь, как о перспективных. Нужно, вероятно, пройти и через эпоху больших сборных орбитальных станций, с которых смогут стартовать марсолеты. Нужно создать большие космические корабли с искусственной силой тяжести. Думаю, что это будет проще, чем переделывать человеческую природу. Дело в том, что после длительного пребывания в невесомости (и это, в частности, подтвердил опыт «Скайлэба») космонавты должны находиться в особых условиях, в полном покое, под наблюдением врачей. Но, прибыв на Марс после восьмимесячного перелета, космонавты не смогут рассчитывать на санаторий, они должны будут сразу же приступить к нелегкой своей работе. Есть и другие проблемы, связанные с самой человеческой природой, например, защита от радиации. И, наконец, есть проблема надежности, которую, по-видимому, комментировать не нужно. Думаю, что одним из ее решений будет то, что и Марсу полетит не один корабль, а одновременно два корабля, которые смогут при необходимости помочь друг другу. Или даже сразу три, четыре корабля.

     - Одним словом, настоящая марсианская эскадра.

     - Но, и автоматы обычно летают к Марсу такими эскадрами, как бы подстраховывая друг друга. Правда, не для взаимопомощи, а потому, что на Марс нельзя запускать аппараты, когда заблагорассудится. Это можно, как известно, делать лишь раз в два года. Вместе запускались к Марсу наши «Маринер-6» и «Маринер-7», затем «Маринер-8», и «Маринер-9», советские «Марс-2» и «Марс-3» И, наконец, сейчас в пути самая большая эскадра из четырех советских «Марсов», запущенных в последнее удобное «окно» летом 1973 года.

     - Кстати, почему американские ученые пропустили это «окно», не запустили в этот раз на Марс ни одной машины?

     - Ответ будет очень коротким деньги. Мы не получили необходимых ассигнований. Вам это непонятно? Мне тоже.

     В последнее время все чаще можно услышать о космических исследованиях объединенными усилиями разных стран. И это понятно такие исследования - дело дорогое, многое проще делать «в складчину». Но если даже отбросить финансовую сторону, оставить чисто научную, то такое объединение, несомненно, ускорит реализацию больших проектов. У нас уже, кстати, есть хороший опыт работы с советскими коллегами, который отразился в многотомном совместном труде по космической биологии и медицине. В недалеком будущем - совместный полет «Аполлона» и «Союза». Хочется надеяться, что и на Марс наши корабли полетят вместе в составе большой марсианской эскадры.

     Длительные многомесячные, а затем многолетние полеты человека к другим планетам потребуют не только решения грандиозных технических и организационных задач. Свое «добро» на такие полеты должны еще дать биологи и медики. В связи с этим для них сейчас очень большой интерес представляют научные работы, в которых

     ИССЛЕДУЕТСЯ НЕПОДВИЖНОСТЬ

     Гипокинезия (или гиподинамия), то есть резко пониженная подвижность, которая может быть исследована в земных условиях, непосредственно связана с пребыванием в невесомости, с отсутствием гравитационных нагрузок на организм, на живые структуры.

     С. Бараньски, В. Бараньска, М. Куява (ПНР). «ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ ГИПОКИНЕЗИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИЮ И МОРФОЛОГИЮ СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ. (Реферат доклада).

     Исследования проводились в Военном институте авиационной медицины и Институте биологических структур Медицинской академии в Варшаве. Объект исследований - 3 группы по 30 водоплавающих крыс-самцов контрольная группа, группа, которая в течение 6 - 7 месяцев находилась в условиях резко ограниченной подвижности и группа, которая после такого же режима получала дозированную физическую нагрузку - плавание в течение 1 - 2 часов. В ранее проведенных аналогичных экспериментах наблюдались серьезные морфологические изменения некоторых мышц, уменьшение скорости проведения нервного импульса. В последних опытах отмечено уменьшение, особенно после физической нагрузки, «клеточного горючего» - гликогена в клетках сердечных мышц. Отмечено также трудно объяснимое пока резкое уменьшение химической активности одного из ферментов - дегидрогеназы янтарной кислоты. И еще разрушение внутренней структуры некоторых митохондрий в районах, далеких от кровеносных сосудов и поэтому плохо снабжаемых кислородом.

     И в то же время анализ кардиограмм, микроскопические исследования тканей, биохимические тесты показали, что при гипокинезии, жертвуя, может быть, другими тканями, организм тщательно оберегает сердечную мышцу. Но он не может уберечь ее от тяжелых последствий при резкой нагрузке после длительного перерыва.

     Б. Федоров (СССР). ВЛИЯНИЕ СНИЖЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ АКТИВНОСТИ НА СЕРДЕЧНОСОСУДИСТУЮ СИСТЕМУ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ. (Реферат доклада).

     Снижение двигательной активности, характерное для значительной части населения высокоразвитых стран, - важный фактор роста сердечно-сосудистых заболеваний. В изучении проблемы принципы гуманности резко ограничивают возможность экспериментов на человеке. В докладе рассказано о проведенных в Институте медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР серии экспериментов на 350 кроликах. Еще раз подтверждено, что снижение двигательной активности приводит к серьезнейшим сдвигам в организме, в частности в системе нервной регуляции кровообращения; в системе гормонального обмена (резко снижается активность норы надпочечников и щитовидной железы; в частности, уже через месяц содержание адреналина в коре надпочечников уменьшается с 240 мкг/r до 90 мкг/г, то есть в 2,5 раза); в сердечной мышце (разрушаются мышечные волокна, меняется структура митохондрий). В этих условиях ранее легко переносимые нагрузки становятся чрезмерными, вызывают стресс, организм становится предрасположенным и кризисным явлениям, к срыву приспособительных реакций.

     Качественные и особенно количественные выводы из подобных исследований могут стать основой для практических рекомендаций в части режима космонавтов при длительных межпланетных перелетах.

     В числе научных исследований, осуществляемых с помощью космических аппаратов, есть и такие, которые могут пролить свет на самые сокровенные тайны природы. О том, каким образом

     КОСМОНАВТИКА ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ, КАК УСТРОЕНА ВСЕЛЕННАЯ

     рассказывает один из организаторов проходившего на конгрессе симпозиума по вопросам теории относительности в космосе, доктор физико-математических наук, профессор Московского университета В. Б. Брагинский.

     - Поясните, пожалуйста, Владимир Борисович, почему на астронавтическом конгрессе проводится симпозиум по столь специальной физической тематике, чем вызван взаимный интерес специалистов в области космонавтики и теории относительности.

     - Для начала нужно оговориться, что взаимность здесь пока еще весьма несимметричная - теория относительности толь-но начинает работать на практику космоплавания. Она станет необходимым рабочим инструментом при дальних межпланетных и межзвездных перелетах, при скоростях космических аппаратов, соизмеримых со скоростью света. В этих случаях, в частности, релятивистские поправки и классическим расчетам траекторий или корректирующих воздействий окажутся уже настолько большими, что специалисты по астронавигации просто не смогут обойтись без ОТО, без общей теории относительности. Так же, скажем, как сегодня без специальной теории относительности не смогут обойтись создатели атомных реакторов или ускорителей.

     Что же касается интереса физиков и космонавтике, то он связан с новыми возможностями вести экспериментальные работы в нескольких очень важных направлениях. Одно из них - экспериментальная проверка общей теории относительности.

   - Но разве она нуждается в проверке? Ведь уже давно проведены эксперименты, доказавшие, что Эйнштейн был прав.

     - Прав в принципе, если можно так сказать, идейно. Однако количественные выводы ОТО удавалось подтвердить со сравнительно невысокой точностью. Хорошо известен один из основных экспериментальных аргументов в пользу ОТО - искривление световых лучей под действием гравитационного поля Солнца. Обнаружить это отклонение и измерить его величину до недавнего времени можно было в редких случаях во время солнечного затмения, когда для земного наблюдателя из-за искривления световых лучей некоторые звезды оказываются несколько смещенными со своего истинного места на небосводе. Идея эксперимента была предложена еще самим Эйнштейном, а в 1919 году удалось впервые измерить этот эффект, правда, весьма приближенно. В дальнейшем лучшие результаты этого эксперимента подтвердили количественные соотношения ОТО с точностью плюс-минус 20 процентов. А этого недостаточно.

     - Почему?

     - Хотя бы потому, что существуют конкурирующие с ОТО теории, как, например, теория Брэнс-Дини, которые признают выводы теории относительности, но предсказывают другие количественные проявления релятивистских эффектов. И это не просто из-за того, что не согласованы, какие-то второстепенные коэффициенты. Конкурирующие теории по-иному представляют многие важные детали в созданной Эйнштейном картине мира. Последнее слово, как всегда бывает, принадлежит эксперименту - достаточно точной количественной проверке эффектов ОТО. И именно космическая техника дает возможность произвести такую проверну.

     - Несколько слов, пожалуйста, о том, как это делается.

     - Экспериментов несколько некоторые уже проведены, другие детально разрабатываются, третьи пока еще планируются, обсуждаются. Главная идея многих новых экспериментов состоит в том, что проще мерить запаздывание луча из-за его искривления, чем само это искривление. Измерения можно проводить не в световом, а в радиодиапазоне. С точки зрения физики, это безразлично и свет, и радиоволны имеют одну и ту же электромагнитную природу.

     Вначале измерения проводились радиолокационными методами - измерялось дополнительное, вызванное искривлением радиолуча, запаздывание импульсного сигнала, который был послан земным радиопередатчиком на Марс и, отразившись от него, вернулся обратно. Измерения, естественно, проводились в момент, когда Марс, Солнце и Земля находились на одной прямой. Чтобы оценить все трудности эксперимента, достаточно вспомнить, что при прохождении светового или радиолуча от Марса к Земле мимо Солнца все релятивистские эффекты эквивалентны отклонению этого луча всего на 10 километров, в момент, когда расстояние между планетами около 350 миллионов километров! Путешествие радио импульса «туда - обратно» длится чуть ли не целый час и при этом нужно уловить дополнительное запаздывание сигнала всего на несколько тысячных долей секунды. Тонкие методы радиотехнических измерений позволили в этих экспериментах подтвердить количественные выводы ОТО с точностью до 10 процентов. Следующий шаг был сделан, когда измерялось отклонение Солнцем радиолуча, посланного на Землю с борта космического аппарата.

     - И какую же точность при этом получили?..

     - В программе нашего симпозиума есть доклад известных специалистов по экспериментальной проверке ОТО профессоров Массачусетского технологического института Р. Розенберга и И. Шапиро о самых последних результатах, полученных во время полета «Маринера-9» по орбите вокруг Марса. Докладчики и сожалению, на конгресс не приехали (они завершают обработку результатов измерений), но профессор У. Ригли, зачитавший их доклад, в частной беседе сообщил уже ясно, что точность последнего эксперимента составит два процента. Это очень хороший и важный результат. Двух процентов, например, вполне достаточно, чтобы похоронить теорию Брэнс-Дики. Однако, судя по тем экспериментам, которые сейчас готовятся и обсуждаются, два процента - далеко не предел.

     - За счет чего же может быть улучшен этот показатель? И на сколько?

     - Прежде чем отвечать, нужно объяснить, почему в этих экспериментах нужно, чтобы космический аппарат вращался вокруг Марса (или, какой-либо другой планеты), почему нельзя принимать контрольные сигналы с аппарата, который находится в свободном космическом пространстве на более близком расстоянии к Земле. Все дело здесь в ветре, в солнечном ветре. Потони солнечных частиц и излучений сдувают аппарат, сдувают неравномерно, образно говоря, бросают его из стороны в сторону. В этих условиях невозможно уловить (да еще с высокой точностью!) релятивистское отклонение радиолуча на, каких-то 10 километров. Для того, чтобы космический аппарат не сдувало, его «привязывают» к большой массе далекой планеты. Например, выводят его на орбиту спутника Марса. Предполагается, что дальнейшее совершенствование этой методики повысит точность измерений в несколько десятков раз.

     Но известен и принципиально другой путь использование космических аппаратов, которые не будут сноситься солнечным ветром. Термин - «аппарат, свободный от сноса» - сейчас один из самых модных; появились уже и сами свободные от сноса спутники, пока, правда, на околоземной орбите. Возможно, что уже в ближайшие годы удастся провести эксперименты по проверке ОТО, принимая радиоволны со свободной от сноса межпланетной станции и регистрируя, как обычно, их отклонение Солнцем. Предполагается, что в этих экспериментах количественные выводы ОТО удастся проверить с точностью до сотых долей процента.

     - Какие еще эксперименты, связанные с проверкой ОТО, позволяет осуществить космическая техника?

     - На нашем симпозиуме кандидат физико-математических наук Н. Колосницын рассказал о своей совместно с К. Станюковичем и В. Московкиным разработке эксперимента по проверке уже не следствий, а одного из главных оснований ОТО - принципа эквивалентности, который, как известно, гласит, что в одном и том же гравитационном поле все тела ускоряются одинаково. Эйнштейн, обосновав принцип эквивалентности теоретически, в то же время прекрасно понимал, что фундаментальный постулат должен проверяться с максимально возможной тщательностью. На протяжении десятилетий в разных странах разные исследователи разными наземными методами проверяли принцип эквивалентности и подтвердили его справедливость с точностью до 12-го знача после запятой. Н. Колосницын с соавторами предполагают продвинуться еще дальше, с высокой точностью измеряя на борту космического аппарата поворот своеобразной гантели по отношению к Земле при разных положениях Солнца относительно системы гантель - Земля.

     Оригинальный метод проверни количественных соотношений ОТО предложил профессор М. Широков. В его эксперименте нет таких далеких участников, как Солнце и искусственный спутник Марса. Все измерения проводятся на борту спутника Земли, свободного от сноса.

     Уже, по-видимому, настал момент пояснить, разумеется, в самых общих чертах, как устроен спутник, свободный от сноса. Каким образом космический аппарат, эта одинокая, оторвавшаяся от всего песчинка, может сопротивляться порывам солнечного ветра.

     Сразу же отметим - с точки зрения энергетики здесь проблемы нет маломощные бортовые реактивные двигатели легко скорректируют траекторию корабля, скомпенсируют толчки солнечного ветра и таким образом не дадут аппарату сместиться с расчетного пути.

     Но, как управлять корректирующими двигателями? Как почувствовать смещающие силы, привязаться к невидимой линии, по которой должен двигаться корабль? О том, чтобы управлять аппаратом с Земли, не может быть и речи - попробуйте, например, с расстояния в миллионы и десятки миллионов километров уловить смещение аппарата на несколько угловых секунд, которое, кстати, в итоге приведет к траекторной ошибке в сотни и тысячи километров.

     После многолетних исследований и разработок решение было найдено. Внешне оно выглядит довольно просто. Представьте себе, что в центре аппарата находится ни с чем не связанный шарик. По отношению к стенкам аппарата - он в невесомости. В самом начале пути вместе с аппаратом шарик получил необходимое ускорение и сейчас они вместе и в то же время практически независимо друг от друга летят по расчетной траектории. Солнечный ветер - это внешняя сила, она давит лишь на корпус корабля и смещает только его. А шарик продолжает лететь своим путем, практически никуда не отклоняясь. Если вокруг шарика разместить датчики положения, например, емкостные или лазерные, то они при порывах солнечного ветра будут мгновенно регистрировать смещение шарика из центра аппарата (более справедливо сказать - смещение аппарата относительно шарика). Получив сигнал об этом, бортовая следящая система определит необходимые корректирующие импульсы и подаст соответствующие команды на реактивные двигатели коррекции.

     Такая система чем-то напоминает человека, который в ненастную погоду уверенно идет по улице и лишь изредка поправляет сдуваемую ветром шляпу. Но пусть это сравнение не создает иллюзий, что стабилизировать спутник так же легко и просто, как поправить шляпу на ветру. Космический аппарат, свободный от сноса, - инструмент чрезвычайно сложный. Эта сложность, правда, многократно окупается высокой точностью измерений, которые можно таким инструментом сделать. О некоторых из них уже было рассказано, о некоторых - будет. Мы продолжаем беседу с профессором В. Брагинским.

     - Вы говорили о нескольких важных экспериментальных направлениях, открытых перед физиками космической техникой. Проверка ОТО - одно из них. Что бы вы поставили на второе место? На третье?

     - Ответ на подобный вопрос не может, наверное, не быть субъективным. Мне кажется исключительно важным поставить эксперименты по обнаружению гравитационных волн, этого предсказанного теорией относительности, но никем еще пока не обнаруженного особого вида материи. Гравитационные волны должны появляться при космических событиях такого масштаба, как столкновение двух звезд или пролет одной звезды вблизи другой. Несмотря на многочисленные попытки, пока не удалось обнаружить гравитационные волны специально созданными для этого наземными приборами, в том числе очень совершенными. Сейчас уже можно предложить космический эксперимент, который позволит выйти из тупика. В его основе - два свободных от сноса космических аппарата, летящих в одном направлении на не очень-то большом расстоянии (1 - 5 миллионов километров), и связанных между собой радиосистемой измерения относительной скорости (передатчик, приемник, измеритель изменения частоты за счет допплер-эффекта). Расчеты, выполненные специалистами Московского университета, показывают, что в таком эксперименте, при точности аппаратуры, достижимой в принципе, гравитационные волны могут быть обнаружены.

     Но важна не только сама возможность такого обнаружения. Со временем система поиска источников гравитационных волн будет поставлять исключительно важную информацию о событиях во Вселенной. Особенно если, как это предлагает академии В. Гинзбург, будут созданы космические комплексы для синхронной регистрации излучений разного вида - рентгеновского, светового радио, гравитационного, гамма-лучей, корпускулярных потоков.

     Уже первые эксперименты изучения Вселенной с помощью космической техники дали поистине сенсационные результаты. Такие, например, как обнаружение ряда очень интересных источников рентгеновского излучения, некоторые из которых могут оказаться «черными дырами». Но, конечно, мы сейчас видим лишь самое начало. Могучая индустрия научных космических исследований значительно углубит наши фундаментальные знания об окружающем мире.

     Есть научная проблема, над которой человечество задумывается уже много тысячелетий, но реалистический подход к которой стал возможен только в наше время, в эпоху космонавтики и электроники. Проблема эта - поиск внеземных цивилизаций. Как следует из некоторых вероятных оценок, они должны все же где-нибудь существовать в бескрайних просторах Вселенной (примечание к слову «где-нибудь» размеры известной нам части Вселенной - 10 миллиардов световых лет, нашей Галактики - 100 000 световых лет, Солнечной системы - 6 световых часов, Земли - 0,04 световой секунды). Не теряя надежды, что братья по разуму сами нас найдут (существует, правда, мнение, что это уже было, что уже находили), отдельные группы исследователей в США, и СССР предпринимают попытки поймать радиосигналы, которые можно было бы связать с деятельностью высокоразвитых, разумных существ.

     Об одной из таких работ было рассказано на конгрессе.

     РАДИОГРАММА ОТ «ПРИШЕЛЬЦЕВ»!

     Л. Гиндилис, Н. Кардашов, В. Мировский, В. Согласное, Е. Спагенсберг, В. Этнин (СССР). ПОИСК СИГНАЛОВ ВНЕЗЕМНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕТОДОМ СИНХРОННОГО ПРИЕМА. (Реферат доклада).

     Сущность метода состоит в том, что прием сигналов ведется на сантиметровых и дециметровых волнах (длины волн - 55 - 90 см, и 20 - 22 см), причем одновременно в двух точках, разнесенных на большое расстояние - в первой серии экспериментов - 3 000 км. Такой большой разнос исключает одновременный прием в обоих пунктах сигналов земного происхождения - волны выбранного диапазона распространяются лишь на расстояние прямой видимости и, если помеха появляется в районе одного приемника, до второго она не доберется.

     Наряду с разного рода естественными всплесками радио излучения были обнаружены сигналы явно искусственного происхождения - ровные прямоугольные импульсы. Тщательное их исследование показало источник сигналов находится в пределах Солнечной системы. А поскольку в этом районе никакими другими исследованиями (в частности регулярным контролем за радио излучением планет) цивилизации не обнаружены, то осталось прийти к выводу, что случайно были приняты сигналы с одного из земных космических аппаратов, скажем, сигналы телеметрии.

     Разработанная методика и аппаратура используются в следующих сериях экспериментов.

     Проблемы установления контактов с внеземными цивилизациями, конечно, захватывающе интересны (мы не знаем, как все устроено там «где-нибудь», но у нас, на Земле, без здорового любопытства не были бы возможны ни наука, ни сама жизнь), но все же в программе конгресса им уделялось сравнительно небольшое внимание. Что поделаешь - «делу время.»

     Доктор А. Мутунаягам, руководитель отдела реактивных двигателей индийского космического центра в Тривандруме, в беседе с корреспондентом «Науки и жизни» энергично напоминает, что есть

     ВАЖНЕЙШЕЕ ДЛЯ ПЛАНЕТЫ ДЕЛО

     которому специалисты по космической технике должны отдавать максимум времени, энергии, средств.

     - Позвольте попросить Вас, доктор Мутунаягам, вначале сказать несколько слов об индийской космической программе вообще.

     - Еще в 1962 году в Индии был введен в строй ракетный центр в Тхумбе с пусковыми установками, радарами слежения, заводами исследовательских ракет и ракетного топлива. За первые десять лет в этом центре было изготовлено 440 ракет «Рохини-125», 20 ранет «Рохини-100», 5 ранет «Центавр», 30 метеорологических ракет. Проводятся регулярные запуски исследовательских ранет, в том числе совместные с Советским Союзом, Англией, Францией, Японией. В 1974 году войдет в строй третий в Индии космический центр в Срихарикоте, рассчитанный на запуск спутников. Кроме того, советской ракетой с советского стартового комплекса планируется запустить первый индийский спутник. Завершается разработка собственной четырехступенчатой ранеты, которая для начала сможет вывести на орбиту спутник весом 40 килограммов. Расширяется сеть наземных станций слежения.

     - Все знают, какое тяжелое наследство Индия получила от колониализма, какие сложные экономические проблемы перед ней стоят. Целесообразно ли в этих условиях расходовать средства на космос?

     - Я отношусь к числу людей, которые считают, что не только целесообразно, но, и необходимо. Страна, которая не думает о завтрашнем дне, - обречена. Общеизвестно, что сегодня эффективно работать на всех участках космического фронта могут только две страны - Советский Союз и Соединенные Штаты. В своих реальных делах и возможностях они далеко оторвались от всех других. А за счет чего? За счет большого населения? Природных богатств? Огромной территории? Конечно, нет! Все определил научный и промышленный потенциал этих стран, а успехи в космосе стали лишь своеобразным индикатором этого потенциала. Индикатором, на который смотрит весь мир. И дальше - эти успехи оказались стимулятором научного и технического прогресса.

     Для Индии с работами в области космической техники, но всему еще связана возможность резко ускорить решение земных проблем, в частности в сельском хозяйстве, в промышленности, в здравоохранении.

     - Что Вы имеете в виду?

    - Народное образование, повышение культурного уровня людей, подготовку специалистов. Разве не от этого прежде всего зависят успехи во всех областях человеческой деятельности». Население Индии - почти 550 миллионов человек. И всем им нужно учиться на разных ступенях лестницы познания. А где взять необходимое для этого число учителей?

     Выход только один - космические системы для образовательных и учебных телевизионных передач через спутники. Образование через спутники - дело жизненно важное не только для Индии, но и для многих других стран.

     Народное образование, связь, метеорология, изучение природных ресурсов, контроль за окружающей средой, телевизионное вещание - по-моему, уже этого списка достаточно, чтобы понять, почему все больше стран изыскивает возможности работать в области космической техники, начать запуск космических аппаратов, начать двигаться по пути, на который 16 лет назад первой вступила ваша страна.

     Путь, на который первой вступила наша страна.

     Вот уже несколько столетий многие тысячи кораблей пересекают Атлантику, курсируют между Америкой и Европой. Вряд ли кто-нибудь ведет счет всем этим рейсам, знает имена всех капитанов. Трансатлантической индустрии не до этого. Она работает. Но имя человека. который впервые провел корабль через Океан, известно каждому школьнику, - история умеет щедро платить за смелость, за первые шаги в незнаемое.

     Шестнадцать лет назад запуском первого спутника наша страна открыла человечеству путь в космос. И еще много раз планета рукоплескала нашим космическим «первым в мире» - первому космонавту, первому луннику, первому облету Луны, первому межпланетному перелету, первой орбитальной лаборатории.

     От этих уникальных экспериментов начался путь человечества к нынешней могучей индустрии космических исследований и полетов.

     Главные успехи этой индустрии еще впереди и им суждено, быть может, сильнейшим образом повлиять на жизнь людей, на наши знания об устройстве мира. Но уже сегодня космическая индустрия, получившая в свое время от общества огромный аванс внимания, использует все возможности, чтобы отработать его и вносит все больший вклад в решение житейских, земных задач.

     Эта едва ли не самая главная особенность космонавтики наших дней четко отразилась в программе, в работе и в самом духе XXIV Международного астронавтического конгресса.

 


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее