Ледовая жизнь Арктики

Анна Тимченко, Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН; Ярослава Процюк, Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт

Когда говорят о живом мире Арктики, зачастую представляют белых медведей, оленьи пастбища, лежбища тюленей и моржей, но мало кто знает, какая разнообразная жизнь скрывается во льдах Северного Ледовитого океана.

Фото Александра Семёнова, ББС МГУ.

Обитатели морского льда на протяжении долгого времени оставались вне поля зрения исследователей. О том, что морские льды Арктики не безжизненны, стало известно только с середины XIX века. Основным объектом исследования в то время была ледовая флора. Немецкий натуралист Христиан Эренберг (Christian Ehrenberg) первым описал диатомовые водоросли из арктических многолетних льдов. А в конце XIX века во время трёхлетнего дрейфа норвежской полярной экспедиции (1893—1896 годы) на шхуне «Фрам» в Северном Ледовитом океане норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен впервые обнаружил простейших. Также он зафиксировал «цветение» диатомовых водорослей, которые придавали поверхности льда коричневато-красный оттенок, и сообщил о скоплении водорослей в снежницах. После этих открытий изучением ледовых водорослей и фитопланктона стали заниматься многие полярные исследователи и биологи во всём мире.

Гидробиолог и полярный исследователь Пётр Петрович Ширшов, будучи участником первой советской научно-исследовательской экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-1» (СП–1, 1937 год), впервые обратил внимание на высокую продуктивность в прикромочной ледовой зоне и положил начало изучению сообществ, связанных с морским льдом. С 1969 года на станции «Северный полюс-18» (СП-18) начались первые в мире погружения с аквалангом под многолетний морской лёд толщиной от 2 до 5 м по пути дрейфа в Арктическом бассейне. Во время дрейфа станции СП-22 (1980 год) были обнаружены «подлёдные леса», представленные диатомовыми водорослями Melosira arctica. Обширный материал по криофлоре на основе многолетних наблюдений получили и обобщили Пётр Иванович Усачёв и Игорь Алексеевич Мельников.

Такие находки микроскопических организмов натолкнули учёных на мысль о том, что морской лёд представляет собой среду, где происходят сложные взаимодействия между теми, кто производит органическое вещество, и теми, кто его потребляет и разлагает. Но только с середины XX века биологи начали изучать разнообразную ледовую и подлёдную фауну и описывать новые виды, что стало следующим важным шагом в исследовании сообщества морского льда...