Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах (Часть 5)

Академик Владимир Малахов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Рисунки Владимира Малахова

Окончание. Начало см. «Наука и жизнь» № 2, 3, 4, 5, 2024 г..

Европа — спутник Юпитера: слева — изображение, сделанное космическим аппаратом NASA «Юнона» (хорошо видны трещины в ледяном панцире), справа — схема строения подлёдного океана Европы. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kevin M. Gill / Иcточник: Michael Carroll/NASA/JPL/Wikimedia Commons/PD.

Открытие гидротермальных оазисов на дне океана, где производителями первичной продукции являются хемоавтотрофные бактерии, изменило наши представления о возможности существования жизни в Солнечной системе. Живые организмы, по сути, — более или менее концентрированные водные растворы органических молекул. Вполне естественно поэтому искать жизнь в тех мирах, где имеется жидкая вода. Есть ли такие миры в Солнечной системе где-либо, кроме Земли?

Обычно, когда задумываются о жизни на других планетах, в первую очередь вспоминают о Марсе и Венере. Да, когда-то на Марсе были условия для существования жизни. Он сформировался в одно время с другими планетами Солнечной системы около 4,5 млрд лет назад. В течение первого миллиарда лет существования Марс имел плотную атмосферу, давление которой даже слегка превышало давление современной земной атмосферы. Древний марсианский океан занимал не менее трети поверхности планеты. Однако небольшой Марс (а по массе эта планета в девять раз меньше Земли) быстро остыл, потерял плотную атмосферу, а вслед за этим испарился и первобытный марсианский океан. В течение последних 3,5 млрд лет это сухая планета. Вода на Марсе есть, но существует в виде залегающего в грунте льда. Атмосфера Марса настолько разрежена, что если её сгустить до плотности земной атмосферы, получится слой толщиной всего в 10 см. Такая атмосфера не способна защитить поверхность планеты ни от резких колебаний температуры, ни от жёсткого ультрафиолетового излучения Солнца. Всё это вместе с отсутствием жидкой воды делает существование жизни на Марсе в его современном состоянии крайне маловероятным.

Венера по физическим параметрам очень похожа на Землю, но находится близко к Солнцу. Возможно, когда-то на данной планете были океаны и была жизнь. Однако постепенный разогрев Солнца и медленное вращение Венеры вокруг своей оси привели к сильному нагреву её поверхности. Это послужило толчком к климатической катастрофе. Венерианские океаны испарились. Водяной пар — сильнейший парниковый газ. В результате парникового эффекта плотная атмосфера разогрелась до температуры, при которой произошло разложение карбонатных пород. Выделившийся из них углекислый газ ещё более уплотнил и раскалил атмосферу...