СОВРЕМЕННЫЕ ЯКОРЯ

Л. Н. Скрягин

Современные якоря.
Из истории якоря.

        На военных кораблях и торговых судах используется сейчас около 80 различных конструкций якорей, на промысловых, спортивных, любительских судах - несколько сотен. Рассмотрим наиболее распространенные конструкции.

     Якорь Байерса (рис. 1) обладает повышенной держащей силой. Его лапы окаймляют так называемые ребра жесткости, что делает якорь прочным и потому пригодным для падения на каменный грунт.

     Якорь Болдта (рис. 2) запатентован в 1898 году. С тех пор по распоряжению Бюро судоходства США эта конструкция используется для военных кораблей США. В 1954 году были отлиты пять таких якорей - самых больших из всех известных. Каждый весит 27,2 тонны и имеет длину 6,4 метра. Эти великаны-якоря были установлены на авианосцах, где для их подъема и спуска использовалась цепь длиной 660 метров и весом 246 тонн.

     Якорь «Ансальдо» (рис. 3) - принадлежность итальянских судов. Вес якоря «Юнион» от 0,4 до 18 тонн (рис. 4). Соединение веретена с коробкой - шаровое, отчего веретено может отклоняться вправо и влево на 10°. Это очень удобно в бурную погоду, когда судно «рыскает», якорь не раскачивается и не вырывается из грунта.

     Якорь Денфорта (рис. 5) устроен так, что глубоко зарывается в грунт. Длина веретена и лап, длина штока, углы атаки и отворота лап - все продумано и взаимосвязано. Благодаря этому у якоря повышенная держащая сила.

     Якорь «Пуланкер» (рис. 6) запатентован в Голландии. Он одобрен почти всеми морскими классификационными обществами и сейчас получил широкое распространение. Одна из его моделей весом 18 тонн экспонировалась на судостроительной выставке в Роттердаме в 1964 году.

     Якорь «Дредноут» (рис. 7) - кованый, выпускается английской фирмой. Его вес от 5 до 18 тонн. Этот якорь почти в десять раз дороже обычных литых конструкций.

     На советских судах чаще всего применяется якорь Матросов повышенной держащей силы (рис. 8). Чтобы при вхождении в грунт он обладал устойчивостью, на внешних кромках его лап сделаны приливы с фланцами. В грунт якорь входит быстро и не вырывается из него даже в том случае, когда судно разворачивается на 360°. Надежно держит в слабом песчано-илистом грунте и очень устойчив на твердом мелкокаменистом.

     Несмотря на то, что есть много конструкций якорей, имеет смысл продолжить поиски новых, которые были бы надежны в различных условиях.

     Л. Скрягин. Современные якоря морских судов. «Морской флот» № 9, 1973 год.

     ИЗ ИСТОРИИ ЯКОРЯ

     1 - первое усовершенствование якорного камня - желоб для веревки. 2, 4 - якорные камни Древнего Средиземноморья. 3 якорь-корзина с камнями. 5 - один из первых якорей с кольями, увеличивающими держащую силу якоря.

     6 - якорь, соединивший в себе принцип действия груза и крюка. 7 - якорь русских поморов.

     8 - якорь древних обитателей Англии. 9 - такими якорями пользовались в древности народы Сибири. 10, 11 - якорные крюки древних мореходов Востока. 12 - один из пращуров адмиралтейского якоря. 13 - таким якорем пользовались жители Берега Маклая (Новая Гвинея).

     14 - изображение якорей на античных монетах V - I веков до н. э. 15, 16 - римские якоря времен Калигулы (37 - 41 годы н. э.), найденные на дне озера Неми.

     Длина якоря (16) - 5,5 м. 17 - норманский якорь IX века. 18 - якорь-кошка викингов (XIV в.). 19 - якоря ганзейских купцов. 20 - якорь конца XVII века. 21 - современный адмиралтейский якорь. 22 - один из первых якорей капитана Холла. 1888 г.

     Обо всех изображенных здесь якорях и многих других рассказывается в «Книге о якорях». Л. Н. Скрягина, вышедшей в издательстве «Транспорт» 1973 г.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее