№09 сентябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Заповедные новости. Сентябрь 2024 №9

Гнездо соловья с кладкой. Фото Павла Квартальнова.
Птенцы в гнезде вяхиря. Фото Павла Квартальнова.
Пеночка-теньковка. Фото Павла Квартальнова.
Полевой жаворонок. Фото Александра Перевозова.
Слёток ушастой совы. Фото Елены Ветровой/Wikimedia Commons/CC BY 2.0.
Японский ушан. Фото Сергея Стефанова.
Ночная проверка сетей для летучих мышей. Фото Сергея Стефанова.
Манул, фото с фотоловушки в Даурском заповеднике.

Настоящие любители птиц легко отличат по голосу иволгу от зяблика, а соловья от пеночки-теньковки. Но чтобы услышать отличия в песнях той же теньковки, возникающие в течение сезона размножения, уже надо быть профессиональным орнитологом со специальным оборудованием. Исследования в Западной Европе показали, что песни самцов теньковки ощутимо меняются и на протяжении одного сезона, и год от года. Сейчас похожую работу выполняют сотрудники Московского государственного университета в Центрально-Чернозёмном заповеднике. Они наблюдали за самцами теньковки от начала гнездования до времени, когда птенцы-слётки обретали самостоятельность.

Самцов под наблюдением было полсотни, их участки регулярно посещали, чтобы записать пение, нескольких самцов записывали круглосуточно.

Активность пения может коррелировать со стадией гнездового цикла, поэтому старались искать именно тех самцов, которым удалось найти пару и вывести птенцов. Таких нашлось более двадцати, причём по меньшей мере четыре самца оказались бигамными: на их участках гнездились по две самки. Более сорока самцов удалось отловить, чтобы пометить и измерить крылья, хвосты и голени, — это помогает оценить «качество» самца; у отловленных птиц брали кровь для анализа на паразитов.

Если говорить об изменчивости песен год от года, то тут есть определённые трудности: хотя в прошлом году были окольцованы около двадцати самцов теньковки, в 2024 году с зимовки вернулся лишь один из них, и только для него есть записи пения за оба года. Вообще же исследователей интересовали не только песни и состояние здоровья самцов — заодно были собраны материалы по расположению и строению гнёзд теньковок, по размерам яиц и опушению птенцов. В целом всё это поможет уточнить экологию местных пеночек-теньковок в сравнении с другими популяциями.

О птицах сообщают и сотрудники Кавказского заповедника, которые прошли по учётным маршрутам в общей сложности более 120 км. Учёты проводятся для того, чтобы оценить, как живётся видам, обычным для заповедника (как часто они встречаются, где гнездятся и т. д.), а также, возможно, обнаружить другие виды, которые раньше либо вообще не жили на здешней территории, либо давно тут не попадались.

Сейчас были обнаружены новые места обитания у таких редких птиц, как пёстрый каменный дрозд, стенолаз, сапсан, чеглок, белоголовый сип, беркут, чёрный аист, красноголовый королёк. Что касается числа видов, то их в ходе учётов было зарегистрировано сорок пять; большинство птиц заканчивают размножение, докармливают птенцов из первого или второго выводка. Вообще сорок пять видов — это не все птицы заповедника: всего на его территории гнездится девяносто один вид. Впервые здесь в гнездовой период обнаружили полевого жаворонка — он характерен для горных степей Восточного и Центрального Кавказа, а на Западном Кавказе появился, вероятно, из-за необычно сухого июня. Также впервые удалось заметить выкармливание слётка серой мухоловки, что доказывает, что и она гнездится в заповеднике.

Кстати, о слётках. Сотрудники заповедника «Магаданский» призывают не путать слётков с выпавшими из гнезда птенцами и не забирать их домой. Слёток — это подросший птенец, который постепенно обретает самостоятельность. Инстинкт, призывающий птенцов покидать гнездо, необходим для защиты от хищника. Если хищник обнаружит гнездо, погибнет весь выводок. Птенчики, спрятавшиеся поодиночке в кустах, имеют больше шансов на выживание. В городах мы обычно видим слётков мелких воробьиных, врановых, голубиных, чайковых, тогда как за пределами города можно увидеть слётков многих других птиц, даже хищных. На посторонний взгляд, слёток — это птенец, который ещё не умеет летать, он беспомощно прыгает, пищит, чирикает, убегает или замирает в кустах, под деревом, в траве. Возникает ощущение, что птенцы попали в беду, и появляется желание спасти бедного малыша.

Но важно понимать, что родители знают своё потомство по голосу, присматривают за слётками и подкармливают их. Под родительским надзором слёток вскоре научится взрослой жизни и перестанет прыгать по земле, привлекая внимание людей. А вот подобранные — «спасённые» — птенцы навсегда потеряют шанс на обычную птичью жизнь. В большинстве своём они вообще гибнут ещё на этапе выкармливания: самостоятельно выкормить птенца дома — почти непосильная задача для большинства людей, даже у профессиональных орнитологов это получается далеко не всегда. Представления, что птицы едят хлеб, червяков, мясо, пшено и прочее, далеки от реальности: птицам нельзя давать человеческую пищу, а состав кормовой смеси птенцов сильно отличается от рациона взрослых. Кроме того, подобранную человеком птицу нельзя выпускать обратно в природу без специальной подготовки и обучения. Важно понимать, что вы берёте птенца не на время, а навсегда — он становится домашним питомцем.

Отдельно сотрудники заповедника говорят о совах, потому что в последнее время участились просьбы пристроить птенцов совы, найденных в черте города или рядом с ним. Милые совята, которых можно встретить в лесу или в парке, вовсе не потерялись, они даже не выпадали из гнезда. Полярные и болотные совы, обитающие на территории Магаданской области, гнездятся на земле, укладывая в углубления сухую траву и листья, которые служат прослойкой между кладкой и холодной землёй. Но к моменту вылупления птенцов гнездо уже полностью теряет свою форму, а птенцы и вовсе разваливают его окончательно и покидают родной дом в таком возрасте, когда ещё не умеют летать и одеты лишь в плотный пух. В этот период они бегают по земле, лазают по деревьям, постепенно учатся перепархивать с ветки на ветку. Как и другие птенцы, совята сами не способны добыть себе пропитание, их кормят родители и будут кормить ещё довольно долгое время.

Вообще в жизнь слётков стоит вмешиваться только в том случае, если вы точно уверены, что птица попала в беду, что её съедят собаки или кошки, что её могут найти дети или что она оказалась рядом с дорогой. Если слёток сидит на открытом месте, дороге, тропинке, лучше отнести его в ближайший куст или заросли травы либо посадить на ветку — но ни в коем случае не забирать его с собой. Это миф, что если взять птенца в руки, то родители перестанут его кормить из-за запаха человека. А вот чрезмерное внимание слётку повредит. Необычное поведение человека привлекает других животных — например ворон, и вряд ли нужно объяснять, что от ворон чужим птенцам ничего хорошего ждать не приходится. В общем, увидев слётка, которому ничего не угрожает и у которого нет никаких повреждений, лучше всего пройти мимо, сделав вид, что вы ничего не заметили.

О крылатых существах рассказывают и сотрудники Курильского заповедника, только не о птицах, а о летучих мышах. Группа молодых исследователей из ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, Московского зоопарка и Института систематики и экологии животных СО РАН собирали новые данные о биологии и экологии слабо изученных видов рукокрылых, встречающихся на Алёхинском (Южном) участке заповедника. Летучих мышей отлавливали и кольцевали, изучали на предмет специфических кожных паразитов (бескрылых мух и клещей), которых можно обнаружить только в шерсти рукокрылых, брали образцы для молекулярно-генетического анализа и отпускали на волю.

Всего было отловлено и окольцовано чуть меньше сотни летучих мышей — длиннопалых ночниц, восточных ночниц, ночниц Иконникова, японских широкоушек плюс один самец японского ушана. Среди длиннопалых ночниц три были окольцованы ранее, причём про одну из них в Летописи природы заповедника записано, что она окольцована тринадцать лет назад, в этом же месте на Кунашире во время совместной российско-японской экспедиции. Летучие мыши могут жить долго, но тринадцать лет для них всё же весьма почтенный возраст.

Длиннопалая ночница — одна из трёх летучих мышей Кунашира, включённых в Красную книгу Сахалинской области (две другие — уссурийский трубконос и ночница Иконникова). При этом по результатам отловов, как ни парадоксально, именно длиннопалая ночница самая многочисленная. Но парадокса тут нет: максимальна не только численность популяции, но и её уязвимость, что связано с особенностями размножения этих летучих мышей. Перед родами самки длиннопалых ночниц собираются в репродуктивные колонии, иногда достаточно крупные, в несколько сотен особей. Такие колонии располагаются в небольших пещерах и гротах на морском побережье. Если колонию потревожить, все ночницы начинают вылетать из пещеры наружу, становясь лёгкой добычей для хищных птиц, чаек и ворон. При дневном свете у летучих мышей, тем более у самок с висящими на них детёнышами, почти нет шансов защититься или спрятаться от хищников, кроме как перелететь в другую пещеру. А долетят до нового укрытия далеко не все. Таким образом, неосторожное посещение одной пещеры может быть причиной гибели всей колонии, а если потревожить сразу несколько пещер одновременно, то вся кунаширская популяция длиннопалых ночниц может исчезнуть.

Другие краснокнижные виды не образуют подобных колоний, а селятся довольно разреженно. Вообще же, по словам участницы экспедиции, сотрудника Московского зоопарка Анастасии Кадетовой, об образе жизни летучих мышей на Кунашире известно мало: «Мы даже не знаем точно, какие виды здесь зимуют, а какие улетают на зимовку в более южные регионы, например, в Японию. Можно с уверенностью сказать, что зимовка на Кунашире возможна только в достаточно тёплых местах, где температура зимой не опускается ниже нуля. Это могут быть глубокие пещеры, или заброшенные шахты, или трещины в скалах вблизи фумарольных полей. Зимовка в промерзающих дуплах деревьев, мелких гротах или заброшенных зданиях на Кунашире практически исключена — мыши просто замёрзнут. Такие укрытия могут использоваться летучими мышами в летнее время днём, но не зимой».

Из Даурского заповедника сообщают, что с их манулами всё хорошо. Для манулов, в принципе, характерны сильные колебания численности: то они массово размножаются, имея много корма, то полностью исчезают из-за последующей бескормицы и многоснежной зимы. В заповеднике расположен комплекс особо охраняемых природных территорий с обширной охранной зоной, на которых, во-первых, существует широкий спектр биотопов с животными, без которых манулам было бы трудно выживать, во-вторых, есть точечные улучшения ландшафта в виде искусственных водопоев и гнездовых платформ, в-третьих, отсутствуют угрозы, связанные с человеком, пожарами, собаками. Всё это позволяет экосистеме даже в наихудшие климатические катаклизмы избегать сильного опустошения — по крайней мере, некоторые из зверей и птиц остаются с высокой или средней численностью. И тогда даже в самые трудные зимы для кошек есть резервный корм: даурские куропатки, какие-то из полёвок, монгольская песчанка или замёрзшая туша дзерена, недоеденная волками.

Принятые меры позволяют сотрудникам заповедника с удовлетворением говорить, что ситуация с манулами у них лучше среднемноголетней. Хотя нельзя сказать, что манулья жизнь тут совсем безоблачна. В наилучшем для обитания манулов урочище, в скальном массиве Адон-Челон, надолго задержались рыси, и манулов здесь стало меньше. Рысь легко убьёт манула, если застанет на открытом месте. Но чаще конкуренция заканчивается не смертью манулов, а их предусмотрительным уходом. В прошлом году одна из здешних старожилок, самка манула по кличке Мохнатая, родила котят в узких скальных нишах рядом с кордоном заповедника, и когда они чуть подросли, увела их в степь за пределы урочища.

По материалам пресс-служб особо охраняемых природных территорий.

Другие статьи из рубрики «Заповедные новости»