Кандидат экономических наук Ю. ФИШЕВСКИЙ, первый заместитель председателя Правления ордена Ленина Всесоюзного общества «Знание»
Много прекрасных книг написано о нашей стране, о ее людях, о динамизме развития нашей экономики, расцвете культуры. Это книги разные - поэмы и научные монографии, тоненькие, популярные брошюры и многотомные романы. Есть среди всех этих изданий и несколько таких, которые занимают совершенно особое место, как по форме, по характеру повествования, так и по своей неотвратимой убедительности. Эти книги - ежегодники, выпускаемые Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР. Каждый такой ежегодник - несколько сот страниц, заполненных цифрами, совершенно, казалось бы, спокойными, бесстрастными. Но если всмотреться в цифры, вдуматься в них, то откроются вам строки, насыщенные глубоким содержанием. Строки, рассказывающие о наших свершениях и победах, о планах и проблемах, о задачах, которые предстоит решить.
Всмотритесь, например, в цифры последнего статистического ежегодника, в частности, тех его разделов, которые касаются населения страны. Недавно нас стало 250 миллионов, это на 100 миллионов больше, чем население дореволюционной России. Во много увеличилось число людей, занятых материальным производством, - сейчас в народном хозяйстве страны работает около 115 миллионов человек. На каждую 1 000 жителей сейчас приходится 77 человек с высшим образованием, и 641 человек с незаконченным высшим, средним и неполным средним образованием, а это примерно в 10 раз больше, чем соответствующие показатели предвоенных лет, не говоря уже о более далеком прошлом. В 8 раз больше, чем перед войной, стало образованных рабочих, окончивших, как минимум восьмилетку.
И еще об одном напоминает статистика наша страна удивительно молода, половина ее населения - это люди в возрасте до 30 лет.
В советском обществе, в нашем производстве, в культурном строительстве, общественной жизни молодежь играет очень большую роль. Партия, правительство, весь народ уделяют молодому поколению особое внимание, тепло заботятся о нем, связывают с молодежью большие надежды. И, конечно, не только потому, что это самая многочисленная возрастная группа населения. Главное в том, что нынешние молодые люди, юноши и девушки - это наша смена, наши преемники. Смена поколений - естественный закон бытия, одна из форм развития общества, с которой непосредственно связан его социальный прогресс, прогресс материального производства и духовной культуры. Все, что сегодня создано и завоевано людьми, если можно так сказать, зрелого возраста, завтра будет передано следующему, пока еще молодому поколению. Молодежь - будущее нашего общества, наш завтрашний день. А поэтому и главная наша забота.
Советский народ идет в авангарде социального прогресса человечества, строит самое справедливое, самое совершенное общество, строит коммунизм. Успехи коммунистического строительства, его темпы главным образом и определяют то, как будут жить и нынешние юноши, и девушки, и поколения, которые придут им на смену. В то же время эти успехи и темпы в значительной степени определяются самой нашей молодежью, ее трудолюбием, грамотностью, идейностью. В постановлении Центрального Комитета партии «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» говорится «Осуществление планов коммунистического строительства будет тем успешнее, чем выше сознательность подрастающей смены. Только люди высокой идейной закалки, убежденности, политической зрелости, образованности. крепкой дисциплины и организованности, не боящиеся никаких трудностей и испытаний, могут с честью решить задачи, выдвинутые историей перед социалистическим строем»
Забота об образовании и просвещении молодежи, о ее высоком профессиональном, мировоззренческом и культурном уровне возведена в нашей стране в ранг государственной политики.
В стране существует разветвленная система общеобразовательных школ, в которых почти 2,5 миллиона учителей обучают более чем 50 миллионов школьников. В 825 высших, и 4 270 средних учебных заведениях учится более 9 миллионов студентов. Все большей популярностью пользуется система профессионально-технического образования, которая ежегодно выпускает около 2 миллионов квалифицированных, разносторонне образованных рабочих по 1 100 разным специальностям. Всего же в нашей стране учится более 80 миллионов человек и главным образом это, конечно, молодежь.
Общее и специальное образование на всех уровнях главной своей задачей ставит не только обучение, но и формирование гармонично развитой личности, воспитание человека с широким кругозором, гуманистическими моральными устоями, с твердым марксистско-ленинским мировоззрением, человека, умеющего самостоятельно мыслить, решать насущные задачи, видеть закономерности и перспективы общественного развития.
Большое внимание работе с молодежью уделяет Всесоюзное общество «Знание». Сегодня Общество объединяет в своих рядах 2,7 миллиона человек - ученых, преподавателей высшей школы, врачей, учителей, агрономов, инженеров, экономистов, юристов, новаторов и передовиков производства, людей, которые с энтузиазмом, с пониманием своего благородного долга в широких масштабах ведут пропагандистскую и просветительскую работу.
Для иллюстрации - несколько цифр. Только в прошлом году активистами Общества было прочитано более 20 миллионов лекций, их прослушало свыше одного миллиарда человек. Ежедневно в среднем читается 50 тысяч лекций, их посещает 2,5 миллиона слушателей. По данным Центрального статистического управления, на 1 июня 1973 года в стране работало 28 800 народных университетов с числом слушателей 6,9 миллиона человек (это больше, чем число студентов во всех вузах страны) и почти половина из них - молодые люди в возрасте до 30 лет. Притягательная сила народных университетов, как, впрочем, и большинства других форм пропагандистской работы Общества, связана с их общедоступностью, с гибкостью методов, с огромным тематическим диапазоном.
Среди многих направлений работы Общества «Знание», привлекающих внимание молодежи, хотелось бы прежде всего назвать пропаганду идей коммунизма, пропаганду достижений науки и техники, и пропагандистскую, воспитательную работу по формированию моральных принципов строителей нового общества.
Важная роль научно-технической пропаганды, все возрастающий интерес к ней связаны с фантастическими успехами современной науки, с ее огромным влиянием на нашу жизнь. В своем выступлении на XVII съезде комсомола Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев подчеркнул «Наше время - век грандиозной научно-технической революции. Она охватывает все стороны жизни общества, предъявляет большие требования к каждому человеку, его знаниям, профессиональной подготовке. Это особенно должно волновать молодое поколение, на которое завтра лягут все заботы о дальнейшем умножении материальных и духовный сил нашего государства. Перед молодежью, как никогда остро, стоит задача постоянно пополнять свои знания, овладевать последними достижениями науки и техники. И это относится не только к нынешним и будущим инженерам, техникам и другим специалистам, но и к рабочему классу, к труженикам села»
Одно из главных качеств пропагандиста - активность. И наряду с традиционными формами научно-технической пропаганды - лекциями и беседами - многие организации Общества ищут новые формы работы, наиболее привлекательные для молодежи. В Латвии, в Московской, Иркутской, Николаевской, Пермской и других областях для молодежи организуются (они пользуются, кстати, большой популярностью) разнообразные по тематике устные журналы «Наука и техника», создаются клубы «Прогресс», проводятся «Дни науки и техники», встречи с ведущими учеными, новаторами производства. Ученые и инженеры, преподаватели вузов Свердловска оказывают помощь движению молодых рабочих города, которое проходит под лозунгом «Современные научно-технические знания каждому». При Ленинградском доме научно-технической пропаганды работает секция молодых ученых, их лекции прослушали уже сотни тысяч людей.
Когда речь заходит о поиске новых форм работы с молодежью, вспоминается, как несколько лет назад академик Б. Е. Патон обратился к ученым Украины с призывом помочь школе. Помочь в том, чтобы на школьной скамье учащимся прививался интерес к современной технике, к науке, чтобы углублялись знания школьников. В результате родились популярные сейчас «Экспедиции в страну знаний», в которых участвуют многие ученые республики. Они доступно и точно рассказывают ребятам о достижениях и проблемах науки, руководят школьными кружками, научно-техническими обществами, клубами по интересам, помогают в организации олимпиад юных физиков, химиков, математиков, биологов.
Уже многое сделано организациями и активистами Общества «Знание», чтобы помочь молодому поколению идти в ногу с веком, в ногу со стремительными успехами науки, прогрессом техники, с быстрым развитием народного хозяйства страны. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. Партия ставит перед молодежью новые задачи и перед нами открываются новые участки пропагандистского фронта. Нужно помочь молодому человеку овладеть экономическими знаниями - сейчас мало быть грамотным инженером, умелым рабочим, необходимо быть еще и хорошим хозяином своего производства, своей страны. Нужно помочь в овладении правовыми знаниями закон - это тот механизм, без которого немыслимо нормальное существование сложнейших систем современного производства, немыслимо существование общества. Юноше, вступающему в жизнь, нужно помочь, познакомиться с научной организацией труда, с множеством открытых ему трудовых профессий.
Решения партии и правительства по конкретным проблемам развития народного хозяйства, новые замечательные почины, рожденные социалистическим соревнованием, возрастание роли тех или иных достижений науки, техники, организации производства, таких, скажем, как электронная вычислительная техника, автоматические системы управления, химизация сельского хозяйства, - все это требует от Общества «Знание оперативных действий, активизации научно-технической пропаганды и прежде всего среди молодежи. При этом должно не просто произойти знакомство молодого человека с новинками науки и техники. Оп должен получить знания конкретные, имеющие практическую ценность. И в то же время он должен прочувствовать, впитать, сделать частицей своего «я» методы науки, ее подход к проблемам, научный стиль мышления, неоспоримую аргументацию фактов. В одной из последних своих статей «Лучше меньше, да лучше». Владимир Ильич Ленин писал, что для успешного строительства нового общества нужно, «чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой..., чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент бьпа вполне и настоящим образом»
Особая задача, главная задача воспитания молодежи состоит в том, чтобы бережно передать ей наши коммунистические убеждения. Убеждения, в которых воплотились вековые мечты людей труда о справедливости и счастье. Убеждения, за которые сражались, не жалея самой своей жизни, тысячи лучших сынов и дочерей человечества. Ленинский призыв «учиться коммунизму» стал сегодня стержнем всей воспитательной работы с молодежью.
Эта работа ведется в условиях острой идеологической борьба между социализмом и капитализмом. Историческая обреченность антикоммунизма отнюдь не означает складывания им своего оружия - достаточно вспомнить, что около 40 зарубежных радиостанций в течение более чем 280 часов ежесуточно ведут пропаганду на русском языке. К этому еще надо добавить многочисленные передачи на других языках народов и шей страны. Один из главных объектов идеологических диверсий буржуазной пропаганды - молодежь. Апелляция к возрасту, к специфическим особенностям психологии молодежи, стремление подменить классовую борьбу шумно рекламируемым «конфликтом поколений», ставка на эгоистические инстинкты человека, основание потребительских настроений, аполитичности, деформация шкалы жизненных ценностей - таковы характерные черты пропагандистской политики буржуазии не только внутри капиталистических стран, но и в ее попытках оказать разлагающее влияние на молодежь стран социализма. Этому противостоят неодолимая сила и привлекательность идей марксизма-ленинизма, противостоят благородные цели коммунистического воспитания высокая идейность, классовое самосознание, интернационализм и советский патриотизм, активность в строительстве нового общества, организованность и дисциплинированность.
Стремлением помочь молодежи разобраться в сложных проблемах современной жизни, в вопросах идеологической борьбы проникнута вся деятельность лекторов и пропагандистов Общества «Знание». И что особенно важно - эти стремления всегда встречают поддержку аудитории. Привычное понятие «жажда знаний» в наши дни, как никогда, включает жажду политических знаний, глубокий интерес молодежи к социальным проблемам, к четкому марксистскому анализу политических событий, к философской, исторической, социологической тематике. Большой популярностью пользуются такие циклы лекций, как «Ленинская теория империализма и современность», «Мир события и проблемы», «Социальные последствия научно-технической революции в капиталистических странах», «Деятельность КПСС по созданию материально-технической базы коммунизма», «Два мира, две демократии», «Борьба КПСС за укрепление единства и сплоченности мирового коммунистического движения», «Молодежи о партии», «Мы к коммунизму держим путь»
Живое слово лектора, пропагандиста, его непосредственный контакт с аудиторией, как всегда, остаются сильнейшим средством связи партии с молодежью, сильнейшим средством политического воспитания и просвещения подрастающего поколения.
Все более важное место в идеологической работе занимает воспитание коммунистической морали. Этой проблеме уделил много внимания XVII съезд комсомола, о ней говорил в своей речи на съезде Л. И. Брежнев:
«Мы накопили огромное духовное богатство, которого не знала история. В нашем обществе сложилась самая передовая, самая гуманная система нравственных норм и общественных ценностей. Глубочайшие изменения произошли в социальной психологии миллионов людей. В стране утвердилась замечательная атмосфера творческого труда и доверия к людям.
Наша коммунистическая мораль по праву наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством. Трудолюбие, честность, скромность, чувство собственного достоинства, товарищество, взаимное уважение - все это неотъемлемые черты морального облика советского человека.
Все лучшее, что накоплено нравственным опытом нового общества, мы должны передать молодежи, каждому юноше и девушке.»
Работа в области морального воспитания не может сводиться к циклу лекций, пусть даже очень интересных и важных. В этой работе, как ни в, какой другой, важен личный пример, личный контакт, постоянное общение с молодежью. Вот почему, развивая в области нравственного воспитания свою традиционную деятельность, пропагандисты Общества должны искать новые «сферы влияния», такие, скажем, как молодежные клубы, использовать особо эффективные формы контакта с молодежью.
Можно привести немало примеров того, как удачно найденные новые формы воспитания и просвещения быстро становятся популярными, дают большой пропагандистский эффект. Один из таких примеров - деятельность издательства «Знание», начинавшаяся в основном в традиционных формах книгоиздания. Сейчас же найдено несколько новых, нестандартных направлений печатной пропаганды знаний, завоевавших заслуженный успех у массового читателя. Это 28 регулярно выпускаемых серий брошюр «Новое в жизни, науке и технике», такие, в частности, традиционные серии, как «Физика», «Биология», «История», и новые - «Математика, кибернетика», «Радиоэлектроника и связь», «Молодежная», «Этика», «Наука управления», «Космонавтика, астрономия». Это и фундаментальные ежегодники энциклопедического толка - «Наука и человечество», «Будущее науки», «Наука сегодня», массовая серия научно-художественных книг «Прочти, товарищ», книги в помощь лектору, серии книг для технико-экономического, сельскохозяйственного, педагогического, правового и других факультетов народных университетов.
Сейчас издательство «Знание» ежегодно выпускает 600 книг (общий тираж 100 миллионов экземпляров), книг, которые по своей тематике, оперативности, уровню изложения, преемственности наилучшим образом согласуются с потребностями огромной читательской аудитории. И достигнуто это прежде всего благодаря поиску новых форм работы, новых направлений, благодаря тому, что издательство «Знание», образно говоря, держит руку на пульсе читателя.
Другой пример - школы молодого лектора, сравнительно новая форма участия в пропагандистской работе такой могучей силы, как студенчество. Сейчас в вузах страны работает 600 школ молодого лектора, где обучается свыше 75 тысяч студентов. В создании таких школ, в организации их работы Всесоюзное общество «Знание» объединяет свои усилия с ЦК ВЛКСМ, с Министерством высшего и среднего специального образования. Обучение в школах помогает овладеть профессиональным мастерством лектора, пропагандиста, помогает молодым людям сформировать твердые жизненные позиции, правильно ориентироваться в вопросах внутренней и международной жизни. Школы молодого лектора - активная творческая сила, они лишний раз напоминают, как важен активный, творческий подход к такой сложной проблеме, как воспитание молодежи.
Молодежь, новое поколение, наша смена.
Мы много думаем о ней, радуемся ее успехам, сопереживаем трудности. Партия, страна не жалеют сил, чтобы грядущие поколения жили лучше, радостней. Чтобы понимали и ценили, чтобы бережно хранили наши главные завоевания - свободу и могущество Страны Советов, ее авангардную роль в мировом прогрессе, верность идеалам коммунизма.