Арктические льды, на первый взгляд кажущиеся поистине вечными, на самом деле постоянно сменяются: одни тают, другие на их месте образуются. Процесс этот идет в Заполярье летом, когда на поверхности льда под воздействием солнечной радиации возникают лужи талой воды. Эти лужи, которые на Севере называют снежницами, занимают иногда до половины площади льда и в несколько раз активнее, чем снежно-ледяной покров, поглощают солнечное излучение. Снежницы играют исключительную роль в разрушении льда, постепенно переходя в сквозные проталины и превращая его из неподвижного в дрейфующий, а затем и в тающий.
Обычно считают, что скорость подобного разрушения зависит от скорости передачи поглощенного снежницей тепла на ее дно, но в действительности таяние происходит много быстрее. Дело в том, что летом талая распресненная вода накапливается не только на льду, но и под ним, образуя подледные талые пруды. Происходит это за счет просачивания воды из снежниц через пористый и проницаемый летний лед, а в припайных (береговых) льдах — еще и из береговых стоков пресных вод.
Благодаря возникновению “подледных талых прудов” нижняя граница морского льда тает по такому же сценарию, что и верхняя, то есть фактически лед тает и сверху и снизу, а значит, по крайней мере вдвое интенсивнее, чем принято думать. И это без учета того, что в период таяния в толще морского льда образуются жидкие прослойки, которые тоже постепенно увеличиваются.