Как только весеннее солнце начнет по-настоящему пригревать и термометр в тени покажет градусов девять-десять, мои пчелы вылетают из своего зимнего убежища. По одной выходят они из улья на прилетную досточку, что устроена у летка. Выйдут, проверят, не обман ли это, снова вернутся в улей доложить обстановку, а там, глядишь, еще и еще выглянут на солнышко. И вот уже кто-то из них с прилетной досточки потихоньку поднимается вверх по стенкам улья, нагретым солнцем, расправляет крылышки и отрывается от своего домика. А за ним и другие пчелы оказываются в воздухе - и, наконец, целое живое облачко кружится возле летка. Пчелы начинают свой первый весенний облет после долгой зимней жизни.
Гуще, гуще облачко пчел возле летка, шире и шире расходится оно, поднимаясь уже и над ульем. Первый облет очень важен - в это время пчелы приводят себя в порядок, готовятся к активной жизни. Постоит погода еще день-другой, и замечаешь вдруг, что они не только занимаются физическими упражнениями возле улья, а уже куда-то успели слетать. Это пчелы-разведчицы. А заглянули они в соседний лес, проверили - нет ли там самых первых цветов.
Как только замечу я, что пчелы проложили свои пути-дороги к лесу, так и присматриваюсь внимательно к каждой вернувшейся домой: не принесла ли она на этот раз обножку?
Обножка - пыльца, собранная пчелой с цветков. Когда пчела опускается на цветок, пыльца пристает к ее брюшку. Летит пчела домой и в полете, не тратя времени даром, собирает с себя приставшие зернышки и ловко складывает в специальные корзиночки, какие есть у нее на задних ножках. Подлетает добытчица к дому, а на обеих ножках у нее уже по комочку пыльцы.
Первая обножка, принесенная моими пчелами прошлой весной, была светло-желтого цвета. А такую обножку пчелы приносят с цветков мать-и-мачехи.
Поля, на которых цветет мать-и-мачеха, я неплохо знаю, часто навещаю их, и на моей памяти на этих полях ни разу не применяли никаких ядохимикатов, не вели никакой химической войны ни с сорняками, ни с вредителями. А значит, и пыльца, и нектар, приносимые с этих цветов моими пчелами, как говорят теперь, экологически чистые. "Грязи", которая может попасть в улья вместе с пыльцой и нектаром, увы, приходится сейчас бояться. Прошло то время, когда с любым медом из любого улья можно было смело пить чай, а там и лечить разные болезни.
Иногда мне приходится выбираться по делам в районный центр. Домой частенько я возвращаюсь пешком - сначала по бойкому шоссе, а там еще километров пять по худой проселочной дороге. Почти сразу за районным центром, возле шоссе, устроена большая свалка. Мусор часто поджигают, и тогда свалка подолгу чадит едким густым дымом. И в этом дыму, среди смрада свезенных сюда отходов все равно остаются жить разные травы. Именно тут во второй половине лета, как ни в чем не бывало, поднимает свои фиолетовые головки-султаны наш самый лучший медонос - кипрей, или иван-чай.
Я часто вижу здесь пчел, так и не сумевших "догадаться", какую "грязь" собирают они вместе с пыльцой и нектаром. Прилетают они сюда из деревушки, что расположилась возле самого шоссе. Когда-то дороги здесь не было, не было поблизости и городской свалки, и местные пчеловоды, предлагая кому-то свой мед, никого не обманывали, если говорили, что мед у них натуральный, цветочный. Но, увы, не знают они, что сейчас их пчелы вместе с пыльцой и нектаром несут в свои ульи и "грязь" с городской свалки, и "грязь" с обочин шоссе, где летом цветет другой наш чудесный медонос - донник. А если бы и узнали, то вряд ли сразу отказались держать пчел - ведь это их жизнь, их привычная работа, без которой они уже и не могут существовать.
Кроме шоссе и свалки достался этой деревушке еще асфальтовый завод с вечно коптящей трубой. И когда ветер от завода дует в сторону изб, черный хвост сажи ложится как раз на деревенские пасеки. А ведь при сжигании нефти и мазута выделяется много опасных для всего живого веществ. И эта "грязь" тоже попадает в пчелиные домики, в мед, который до сих пор пчеловоды искренне считают хорошим. Ведь пчелы-то сами не гибнут, а живут, работают, и ничего вроде...
Собирает пчела нектар, и не так уж много яда в этом нектаре, от этого количества пчела вроде бы особенно и не страдает, а вот в меде яда уже в несколько раз больше. Почти точно так же все происходит и с курицей, которая разыскивает себе пищу по обочинам шоссе. Собирает такая курица всякую "грязь" - и ничего - не болеет, не умирает, а вот снесет яйцо, и в этом яйце ядовитых веществ оказывается чуть ли не в 30 раз больше. Понемногу, небольшими порциями поступает яд в ее организм, а собирается, концентрируется почти весь в яйце. Так и с медом.
У меня нет сегодняшних точных данных, во сколько раз концентрация опасного для жизни вещества - "грязи" в меде больше, чем в растениях, с которых собирается нектар, но я хорошо помню цифру, встреченную когда-то в учебнике для студентов вуза. Там говорилось о том, что концентрация различной "грязи" в меде в восемь раз выше, чем в самих растениях, с которых этот мед собран.
Скажу больше: известны случаи, когда пчелы могут привыкать к тем или иным ядовитым веществам. Привыкли же в свое время даже к такому сильному яду, как ДДТ, мухи и платяные вши.
В 1977 году в России была издана книга "Троянский конь цивилизации", написанная чехословацкими учеными. В этой книге и приведен подобный пример, когда пчелы привыкли к такому сильному яду, как мышьяк, продолжали жить возле промышленного предприятия, загрязняющего окружающие места, и собирать пыльцу. Но когда ядовитый мед у пчел забрали и предложили им натуральный, они уже не смогли жить без мышьяка и погибли.
Не только мед, даже прополис может оказаться опасным для нашего здоровья. Прополис пчелы собирают с тополя на юге и с березы в средней полосе - это клейкие выделения, которых много на почках и молодых листьях. Случается и так, что те же пчелы несут в свое жилище вместо естественного клея синтетическую краску или лак. Тогда, конечно, говорить о целебных свойствах прополиса не приходится.
Вот по всем этим причинам и необходимо грамотному пчеловоду наблюдать постоянно за пчелами, куда и за чем они летают.
Первая обножка, о которой я уже упоминал, была доставлена пчелами в прошлом году с мать-и-мачехи: светло-желтая и крупная, она приносится пчелами в улей довольно долго, пока весеннее солнце не распустит вчерашние золотые цветы-звездочки пуховыми головками-шариками. И тут обножка изменяется и, хотя остается по-прежнему желтой, уже не такая светлая да и по форме становится иной- немного угловатой. А доставляется такая обножка в улей с цветущей ивы.
Еще не отцветет до конца ива-бредина, а луга уже подернутся золотистой дымкой - начнут раскрываться одуванчики. Обножка с одуванчика очень приметная: ярко-оранжевая, почти круглая и крупная.
Следом за одуванчиком зацветают вишня и слива, а там и яблоня оденется белым цветом. И тут не грозит моим пчелам никакая беда - в наших садах никто не воюет с природой с помощью ядохимикатов.
Чуть тревожней становится мне, когда отцветают сады и гасят свои огоньки последние одуванчики, а обножка, приносимая пчелами, приобретает грязновато-желтый цвет и угловатую форму. Такую обножку пчелы обычно приносят с полей, где над будущими хлебами поднимается в начале лета полосами-лентами, а там и настоящим разливом-половодьем цветущая сурепка.
Следом за сурепкой ждешь с нетерпением, когда зацветет по лесным вырубкам малина, а там и кипрей (иван-чай). А тут и очередь липы разодеться душистым цветом. И с сурепки, и с малины, и с кипрея, и с липы мед у нас тоже чистый - здесь пока не похозяйничала никакая нетерпеливая цивилизация.
Вот так и жду я конца лета, жду на своей небольшой пасеке мед натуральный и, как говорится теперь, еще и экологически чистый.
Так уж устроили мы свою нынешнюю жизнь, что даже самый замечательный природный продукт, натуральный пчелиный мед, может стать опасным. К счастью, есть у нас еще чистые места для пасек и их не так уж и мало на нашей земле. Конечно, теперь, как во времена моего детства, не разведешь пчел на балконе московского дома, даже если возле дома сохранился лес и цветут какие-то растения, - мед, доставленный пчелами на ваш балкон, будет слишком опасен. Нельзя с чистой совестью предлагать людям и мед, собранный в пригородах той же Москвы, а то и ближнего Подмосковья. Ну а если заглянуть подальше от столицы, да еще на север, то чистые места еще найдутся. Не составило большого труда и мне подыскать хорошее, чистое место под свою пасеку.
МЕД - ПРИРОДНЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ
Мед - здоровая, целебная пища, усваиваемая нашим организмом почти полностью. Полезна эта пища всем, особенно детям и пожилым, для которых нет ограничений в приеме углеводов. Но употреблять мед рекомендуется регулярно: утром натощак, еще до завтрака (лучше за полчаса) 1 чайную ложечку (10-12 г), запивая теплой кипяченой водой, чаем или соком. Мед берут с ложечки небольшими порциями, наслаждаясь его ароматом и вкусом. А можно предварительно растопить мед в подогретой воде и выпить небольшими глотками. То же самое надо проделать и на ночь, часа через два-три после ужина. Если есть возможность, 1 чайную ложечку меда можно принять и днем, с теплой водой и за полчаса до обеда. И уж никак не следует употреблять этот целебный продукт вместе с хлебом или кашами.
С незапамятных времен используют мед как лекарство. Лечебные его свойства объясняются в основном большим содержанием глюкозы, которая не только питательна, но и повышает защитную функцию печени, тонус сердечно-сосудистой системы и сопротивляемость организма инфекции.
При гастрите и язвенной болезни желудка с повышенной кислотностью мед растворяют в теплой кипяченой воде по 30-35 г (примерно 3-3,5 чайной ложечки) и пьют за полтора-два часа до завтрака и обеда и спустя три часа после ужина. В теплом виде он снижает кислотность желудочного сока, разжижает слизь, препятствует брожению, уменьшает боль, устраняет тошноту и изжогу. При гастрите и язвенной болезни с пониженной кислотностью мед разводят в холодной воде и пьют за 5-10 минут до еды. Суточная доза меда - не более 100 г, другие сладости при этом исключаются. Курс лечения 1,5-2 месяца.
При простуде мед рекомендуется принимать на ночь - 1 столовую ложку с горячим чаем, молоком, соком половины или одного лимона.
Мед нельзя сильно нагревать, тем более заливать кипятком. Нагревание его до 37оС ведет к потере летучих противомикробных веществ. При 45оС разрушается инвертаза, а при 50оС - диастаза, после чего мед представляет собой смесь простых сахаров.
При гриппе полезна медово-чесночная кашица: чеснок натирают, смешивают с медом (лучше липовым) и пьют по 1 столовой ложке с теплой водой или соком.
При заболеваниях верхних дыхательных путей хороши медовые ингаляции (1 столовую ложку меда кладут в заварочный чайник после закипания воды). Длительность ингаляции - 15-20 минут.
При бессоннице мед принимают на ночь (в стакане теплой воды растворяют 1 столовую ложку меда).
Используют мед и при больших умственных нагрузках - по 1 чайной ложке, запивая холодной минеральной водой.
Весьма осторожно и в умеренном количестве употребляют мед при сахарном диабете.
Противопоказанием к его применению может служить индивидуальная непереносимость, то есть сверхчувствительность к этому продукту, которая выражается в повышении температуры тела, появлении зуда, насморка, головной боли, желудочно-кишечных расстройств.