Тебя зовут божественною, Мира,
Царицею в созвездии Кита.
Таинственна, как талисманы Пирра,
Твоей недолгой жизни красота.
<…>
Но ты живёшь. Ты меркнешь,
умираешь —
И вновь горишь. Как феникс
древних дней,
Чтоб возродиться к жизни —
ты сгораешь.
И. А. Бунин. Мира, 1903.
Первая переменная звезда
Протестантский пастор в местечке Рестерхафе в Германии Давид Фабрициус имел странное для священника хобби — в свободное время он занимался астрономией. И не просто поглядывал на небо, а вёл серьёзные систематические наблюдения, информируя письмами коллег-астрономов о результатах. Он состоял в переписке с выдающимися астрономами своего времени, включая Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Браге даже предлагал ему приехать и работать с ним, а Кеплер считал Фабрициуса лучшим наблюдателем в Европе после смерти Тихо Браге в 1601 году. Интересно, что эта известность ему забавно аукнулась через два века. В 1865 году в романе «С Земли на Луну» Жюль Верн написал: «В семнадцатом веке некто Давид Фабрициус хвалился тем, что видел собственными глазами жителей Луны».
О степени уважения современников к пастору говорит то, что Кеплер даже обсуждал с ним свой вывод первых двух законов движения планет, получивших позднее его имя. В продолжавшейся более восьми лет переписке некоторые письма Фабрициуса с критикой и указанием слабых мест в аргументации Кеплера достигали 40—50 страниц. Правда, пастор так и не принял эллиптических планетарных орбит, и обиженный Кеплер в 1609 году разорвал переписку.
13 августа 1596 года Фабрициус решил понаблюдать яркую планету в созвездии Овен. Он ошибочно посчитал её Меркурием, но позднее выяснилось, что это был Юпитер. Современный человек может пренебрежительно подумать: «Тоже мне профессионал! Так перепутать!» Но надо же понимать, что Фабрициус смотрел на небо невооружённым глазом и атласов, а уж тем более компьютерных планетариев, у него не было. Да и Меркурий в этом месте, действительно, был, только парой месяцев ранее. И быстро «сбежал»...