№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ОТ МАЛЫШКИ ДО МОНСТРА

Я. ВЛАДИМИРОВ, международный гроссмейстер по шахматной композиции.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.

Книги пишут для того, чтобы их читали, шахматные этюды и задачи - чтобы их решали. Читающая в дороге публика предпочитает детективы и "женские" романы, шахматисты же - малофигурные позиции.

Практическая партия и композиция, неразрывно связанные правилами игры и единой целью раскрыть глубину и красоту шахмат, имеют и существенное различие.

Опытный игрок никогда не погнушается дать "пижону" детский мат, известный уже более 500 лет. Составитель же вынужден все время искать новые идеи, комбинации, маневры, связки вариантов.

Любое прямое повторение прошлого отправляет задачу или этюд в мусорную корзину. Поэтому зачастую замысел оказывается оторванным от шахматной "жизни", основан лишь на формальной алгебраической связи ходов в разных вариантах или демонстрирует нереальную в практической партии игру.

К тому же проблемисты связаны таким мощным фактором, как время. Мат должен быть объявлен строго в установленное число ходов, что заранее нарушает привычное соотношение сил, и порой вся белая армия обрушивается на одинокого предводителя черного воинства.

А принцип экономии заставляет использовать только те фигуры, которые непо-средственно участвуют в реализации авторского замысла. Поэтому исходная позиция задачи неприятно режет глаз шахматиста необычной расстановкой фигур, многие из которых находятся под ударом, и чем больше фигур, чем напряженнее связь между ними, тем порой меньше желания анализировать и разбираться с задумкой автора.

Однако, составляя, как правило, для "души", композитор, конечно, хочет, чтобы с его творением познакоми лись не только коллеги по искусству, но и широкие круги практиков. И тогда он идет на маленькие хитрости, сознательно ограничивая количество фигур, тем самым привлекая внимание шахматистов легким построением, которое нередко создает впечатление, что его и решать-то нечего.

Уже в конце XIX века инстинктивно пришли к выводу, что оптимальным для популярной задачи или этюда является магическое число семь. С одной стороны, семь фигур на доске - это совсем немного, с другой - ограниченный материал позволяет воплощать разнообразные и интересные замыслы.

Так родился класс миниатюры - композиций с числом фигур не более семи.

Первая коллекция миниатюр была собрана немецким шахматистом Оскаром Блюменталем, и он на ее основе издал в Лейпциге два сборника (1902 и 1903 гг.).

Жанр стал необычайно популярным среди составителей и игроков, и сейчас, пожалуй, нет страны с развитой шахматной культурой, в которой бы не были изданы сборники миниатюр отечественных авторов. Более того, постоянно проводятся соревнования по составлению мини-композиций, а коллекционер Владимир Кожакин из Магадана начал выпускать всеобъемлющие сборники таких задач и планирует даже организовать чемпионат мира.

Посмотрите две миниатюры из соревнований в юбилейных конкурсах (ЮК) последних лет.

В. КИРИЛЛОВ, А. СЕЛИВАНОВ
(I приз ЮК В. Желтоножко , 1997)

(Иллюстрация 1)

Мат в 3 хода 1.Фg8! - цугцванг 1...Сb8 2.Сa7+ Kph2 3.С:b8x, 1...Сc7 2.Cb6+ Kph2 3.C:c7x, 1...Сd6 2.Cc5+ Kph2 3.C:d6x, 1...Сe5+ 2.Cd4+ Kph2 3.C:e5x, 1...Сf4 2.Ce3+ Kph2 3.C:f4x, 1...Сg3 2.Cf2+ Kp:g2 3.Ф:g3x, 1...С:g1 2.Фg4! Kph2 3.Фh3x.

Шестикратное преследование черного слона белым сродни знаменитой задаче
С. Лойда "Погоня любви".

Н. КРАЛИН, О. ПЕРВАКОВ
(II приз ЮК А. Селиванова , 1997)

(Иллюстрация 2)

Выигрыш 1.h6 Cg8 2.Kpg6 e5 3.Kpg7 Ch7 4.Kp:h7 b4. Теперь слабо 5.Ch2? e4 6.Kpg8 b3 7.Ce5 e3 8.h7 e2 9.Cc3 b2 (конечно, не надо спешить с 9...e1Ф? 10.C:e1 b2 11.h8Ф b1Ф 12.Фd4+! Kpe2 13.Фf2+ Kpd3 14.Фf5+, 12....Kp:e1 13.Фg1+, и белые выигрывают) 10.h8Ф b1Ф 11.Фd4+ Kpc2! и ничья. Правильно лишь 5.Cc5! b3 6.Ca3 e4 7.Kpg8! e3 8.h7 e2 9.Cb4, и сейчас два разветвления: 9...b2 10.h8Ф b1Ф 11.Фd4+ Kpc2 12.Фc3+ Kpd1 13.Фd2x или 9...e1Ф 10.C:e1 b2 11.h8Ф b1Ф 12.Фd4+ Kpe2 13.Фf2+ Kpd3 15.Фf5+.

Конечно, миниатюрная форма резко ограничивала возможности разработки новых и остроумных замыслов, поэтому для популярных композиций был создан новый барьер: так называемый мередит (с числом фигур не более 12) - по фамилии американского проблемиста Уильяма Мередита, в творчестве которого немало известных двухходовых задач с ограниченным материалом.

У. МЕРЕДИТ
(I приз, "Dubuque Chess Journal", 1889)

(Иллюстрация 3)

Мат в 2 хода

1.Фd2!! - 2.Фh2x, 1...Kpd6 2.Kc4x, 1...Ф:d2 2.Kc4x, 1...Ф:b3 2.Kd7x, 1...Ф:f3 2.Фd4x, 1...g4 2.Фf4x.

Первый ход в этой задаче удивительно красив и неочевиден.

В ХХ веке тенденция увеличения среднего числа фигур в задаче (как, впрочем, и в этюдах) была весьма устойчива, несмотря на несомненный прогресс в технике составления, а в последние годы - и помощь компьютерных программ для проверки. Это объясняется усложнением идей, их синтезом, стремлением масштабно выразить замысел.

Наш выдающийся проблемист Александр Гуляев-Грин всегда критически относился к многофигурным построениям и придумал для них остроумные и характерные названия: "мастодонт" (композиции с числом фигур более 23) и "монстр" (для построений с числом фигур свыше 25). Конечно, массивные позиции могут получиться просто из-за низкой техники автора, но порой само содержание является тому причиной.

Приведем три задачи с одной и той же темой, но выраженной в разном числе вариантов.

З. БРЕМЕР
(V приз, "Die Schwalbe", 1950)

(Иллюстрация 4)

Мат в 3 хода

1.Cd8? - 2.C:f6x, но 1...Kd5! отражает попытку. Аналогично 1.Kd8x - 2.Kf7x, 1...Cd5! 1.Лg6! - 2.Л:f6 - 3.Лf8x. Теперь после 1...Cd5 слон препятствует попаданию на клетку d5 своего же коня, поэтому возможно 2.Cd8! и 3.C:f6x. То же самое происходит в случае 1...Kd5 2.Kd8! - 3.Kf7x (невозможно 2...Cd5). Здесь представлена тема обструкции (взаимное блокирование полей черными фигурами, вследствие чего одна фигура мешает другой).

З. БРЕМЕР
("Essener National Zeitung", 1937)

(Иллюстрация 5)

Мат в 3 хода

А здесь тот же замысел представлен в трех вариантах, из-за чего число фигур увеличилось более чем вдвое.

1.Л:e6? - 2.Л:e5x, 1...C:g3! 1.C:e6? - 2.Cf5x, 1...K:g3! 1.K:e6? - 2.K:g5x, 1...Л:g3! 1.Лd8! - 2.Ce8 - 3.Cc6x, 1...Л:g3 2.Л:e6 - 3.Л:e5x (2...C:g3?x), 1...C:g3 2.C:e6 - 3.Cf5x (2...K:g3?x), 1...K:g3 2.K:e6! - 3.K:g5x (2...Л:g3?x).

А. КУЗОВКОВ, М. МАРАНДЮК
(I приз, "Одесса-84" )

(Иллюстрация 6)

Мат в 3 хода

Рекордное, четырехкратное выполнение темы, потребовавшее формы "мастодонт".

1.Ф:e6x - 2.Ф:e5x, 1...K:c4! 1.C:e6x - 2.C:d5x, 1...C:c4! 1.K:e6x - 2.Kc5x, 1...Л:c4! 1.fex - 2.Ф:h7x, 1...dc! 1.Kph2! - 2.Ke2 dc 3.K:c3x, 2...Л:c4 3.Kg3#, 1...Л:c4 2.Ф:e6! - 3.Ф:e5x (2...K:c4??), 1...C:c4 2.fe6 - 3.Ф:h7x (2...de?x), 1...K:c4 2.K:e6 - 3.Kc5x (2...Л:с4?x), 1...dc4 2.C:e6 - 3.Cd5 (2...C:c4?x).

В противовес громоздким построениям задач в этюдном жанре (главным образом) в середине 50-х годов XX века был предложен класс малюток (композиций с числом фигур не более пяти).

Они также вскоре стали предметом коллекционирования, и один из отличных сборников появился совсем недавно - Д. Гургенидзе "Малютки грузинских этюдистов" (Тбилиси: Мерани, 2000).

Вот подлинный шедевр автора книги.

Д. ГУРГЕНИДЗЕ
(I приз ЮК Я. ван Рика, 1995)

(Иллюстрация 7)

Ничья. Ход черных.

У черных две возможности задержать пешку. 1...Kd5 2.f7 Kf6+ 3.Kpe7 Kh7. Казалось бы, все кончено: 4.Kpe6? Kg5+ или 4.Kpd6? Kpd4! Выручает непредвиденное 4.f8Ф! K:f8 5.Kpf6 Kpd4 6.Kpf5 Kpe3 7.Kpg4. Остроумно завершается игра и в случае 1...Ke4 2.Kpe7 Kg5. Теперь следует красивый ответ 3.Kpf8!! h5 4.Kpg7 h4 6.Kpg6 Ke6 6.Kpf5 Kpd5 7.Kpg4, успешно завершая известный маневр Рети.

Вскоре и проблемисты (составители задач) нашли достойный ответ. Начиная с 80-х годов XX века они стали усиленно пропагандировать класс малышек - композиций с числом фигур не более четырех (заметьте, что все группы начинаются с буквы м!). И в этом классе издано немало сборников, а каждый год проводится соревнование по определению лучшей малышки.

Естественно, что в классических жанрах находки крайне редки, и в основном в призеры попадают задачи неортодоксальных и сказочных жанров. Приведем задачу -лауреат 1999 года.

А. КАРАМАНИЦ
(II-III приз, Kонкурс малышек, 1999)

(Иллюстрация 8)

Коопмат в 4 хода

В позиции на диаграмме решает 1.Kpe6 f5+ 2.Kpf7 f6 3.Kpg8 f7+ 4.Kph8 f8Фx. Переместим пешку на f5, тогда правильно 1.Kpd4 f6 2.Kpc3 f7 3.Kpb2 f8Ф 4.Kpa1 Фa3x. В позиции из предыдущего близнеца переставим слона на с7 - 1.Kpe4 f6 2.Kpf3 f7 3.Kpg2 f8Ф 4.Kph1 Фf1x. Вы уже догадались, что четвертый мат король получит на поле а8. Это произойдет, если в позиции третьей задачи пешку передвинуть на с5: 1.Kpc6 Cb6 2.Kpb7 c6+ 3.Kpb8! c7+ 4.Kpa8 c8Фx - каждый раз с идентичными, эхо-хамеле онными матами.

Итак, перефразируя Маршака, скажем, что классы каждые нужны, классы каждые важны! Мини-построения радуют глаз шахматиста, популяризируют древнюю игру. Солидные силы сторон позволяют представить масштабную оригинальную игру и обоюдоострую борьбу белых и черных.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Шахматы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее