— Михаил Сергеевич, для каких целей в Академии наук потребовалось создать научно-технологический центр?
— Научно-технологический центр уникального приборостроения был создан ещё в советское время, в 1957 году, для ускорения внедрения разработок Академии наук в промышленность и науку. Результаты многих исследований в области спектроскопии, лазерных систем и акустооптики легли в основу новых приборов, которые затем были успешно использованы в научной практике. Это подтвердило эффективность комплексного подхода: от фундаментальных исследований к прикладным разработкам. Учитывая многолетний опыт координации с Российской академией наук, мы продолжаем совершенствовать и развивать эти идеи.
— Какой смысл вы вкладываете в понятие «уникальное приборостроение»?
— Для нас «уникальное приборостроение» означает создание оборудования, которое не просто соответствует высоким стандартам, но в первую очередь основано на новых оригинальных идеях, обладает возможностью дальнейшего развития, широкой функциональностью и, самое главное, ориентировано на решение конкретной актуальной научной или практической задачи.
— И какие задачи приходится вам решать?
— Например, с прошлого года на базе Центра при поддержке Минобрнауки России функционирует молодёжная лаборатория, её возглавляет научный сотрудник нашего Центра, кандидат технических наук Демид Хохлов. Тематика работы лаборатории — оптические зондовые методы, приборы технической диагностики. Специалисты работают над созданием малогабаритных зондовых систем технического зрения — миниатюрных устройств, которые позволяют «видеть» важные параметры окружающей среды. Одно из направлений применения подобных устройств — это медицина, неинвазивная диагностика заболеваний. В частности, мы сотрудничаем с Сеченовским университетом, который предоставляет нам доступ к экспертизе, клиническим испытаниям, появляются возможности для внедрения разработок в практику...