Как живой
Облик древнеегипетского «жреца» восстановили по его мумии
Так называемая «мумия жреца» была приобретена профессором Московского университета Александром Бабухиным ещё в 1877 году во время его командировки в Луксор. После возвращения в Россию он подарил её основателю Музея антропологии Дмитрию Анучину.
Комплексное исследование, проведенное в 2023–2025 гг., показало, что мумификацию выполняли методами, характерными для конца Нового царства и III Переходного периода, однако существовавшими и в более позднее время. Возраст мумии по радиоуглеродному датированию составляет около 3080 лет, а значит, этот человек жил в эпоху правления XVIII – первой половины XIX династии Нового царства. По мумии его реальный облик представить трудно, и было решено создать трёхмерную реконструкцию, реалистический скульптурный портрет, который выглядел бы максимально естественно и создавал бы для посетителей музея цельный художественный и исторический образ. Дело, однако, не только в художественном образе: по словам сотрудника НИИ и Музея антропологии МГУ и Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Анны Рассказовой, трёхмерная скульптурная реконструкция прежде всего направлена на музеефикацию результатов научной работы антропологов и археологов.
Сначала на основе компьютерной томографии мумии на 3D-принтере была напечатана модель черепа, послужившая основой для дальнейшей реконструкции. На пластиковой модели черепа с помощью пластилина воссоздавали лицо – оно должно было служить мастер-моделью для последующего изготовления гиперреалистичной силиконовой скульптуры. В мастер-модели исследователи воспроизвели основные группы жевательных мышц с обеих сторон головы, мягкие ткани лба и свода головы, форму губ и ушных раковин, поставили глазные яблоки и определили положения глазной щели и ориентиров для проработки век; нос смоделировали на основе ранее выполненной графической реконструкции с учетом морфологических особенностей черепа. На завершающем этапе у пластилиновой модели уточнили мелкие рельефы мягких тканей, добавили текстуру кожи и поставили голову на шею и верхнюю часть туловища.
Эта мастер-модель была нужна для изготовления разъёмной формы (матрицы), которая позволила бы получить точную негативную копию лица и головы. В разъёмную форму заливали специальный двухкомпонентный силикон, подобранный по твёрдости и эластичности для лучшей имитации мягких тканей. После полимеризации отливку подвергли финальной художественной обработке: глаза заменили реалистичными протезами глазных яблок, проработали ресницы и брови, «коже» придали реалистичный тон послойной прокраской полупрозрачными пигментами.
Результаты работы описаны в Вестнике Московского университета, а сама работа была выполнена в рамках гранта «История, антропология и этнология северо-восточной Африки в контексте экологических изменений за последние 13 тыс. лет (опыт междисциплинарных исследований)» научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Голова «мумии жреца». (Фото: А. А. Мухин)
По материалам пресс-службы МГУ

