Модуль "Звезда" - основа российского сегмента станции, он обеспечивает управление ею самой и деятельность ее экипажа. На этапе развертывания МКС "Звезда" служит базовым модулем станции, основным местом жизни и работы экипажа. На ее борту имеются персональные каюты, тренажеры, кухня с холодильником, средства гигиены, медицинская аппаратура и многое другое, необходимое для нормальной жизнедеятельности экипажа численностью до шести человек. Модуль состоит из четырех отсеков - сварных конструкций из алюминиевого сплава. Все они, кроме агрегатного, герметичны. Снаружи модуль закрыт многослойной теплоизоляцией и защищен противомете оритными экранами из углепластика.
СТАНЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТ СТРОИТЬСЯ
Рабочий отсек предназначен для размещения основной части бортовых систем и оборудования, для жизни и работы экипажа. Его корпус выполнен в виде двух цилиндров диаметром 2,9 и 4,1 метра, длиной соответственно 3,5 и 2,9 метра, соединенных коническим переходником. Жилую зону от приборной отделяют панели, закрывающие шкафы с оборудованием. Снаружи на корпусе отсека установлены радиаторы, отводящие избыточное тепло из помещения (по совместительству они служат и защитой от ударов микрометеоритов), и поручни, которыми будут пользоваться космонавты при работе в открытом пространстве. Два кронштейна по бортам во время запуска несли головной обтекатель; впоследствии на них установят грузовые стрелы.
Переходной отсек предназначен для выхода космонавтов из рабочего отсека "Звезды" в другие помещения станции или в открытый космос - в этом случае он играет роль шлюзовой камеры. Отсек имеет форму шара диаметром 2,2 метра, сочлененного с усеченным конусом. На сферической части смонтированы три стыковочных агрегата, поручни, антенны и мишени, по которым производится стыковка.
Переходная камера - цилиндр диаметром 2 и длиной 1,34 метра - имеет свой стыковочный узел для причаливания кораблей "Союз" и "Прогресс".
Агрегатный отсек содержит двигатели (2 корректирующих и 32 двигателя ориентации), топливные баки емкостью 860 кг, датчики систем управления движением и навигацией, антенны и прочее оборудование. Из грузового корабля "Прогресс" можно заправлять топливом баки "Звезды" или транзитом - баки "Зари".
Основной источник электроэнергии модуля "Звезда" - две солнечные батареи площадью по 38 квадратных метров. Система слежения разворачивает их рабочие поверхности к Солнцу. В работе участвует и обратная сторона батарей: за счет света, отраженного от Земли, удается добавочно получить до 10% электроэнергии. Никель-кадмиевые аккумуляторы, заряжающиеся от батарей, поддерживают в бортовой сети постоянное напряжение 28,5 вольта. Предусмотрена возможность подзарядки от батарей "Звезды" аккумуляторов пристыкованных к МКС кораблей "Союз" и "Прогресс", а при необходимости - получения энергии от американского модуля "Юнити".
Система обеспечения жизнедеятельности поддерживает в жилых и рабочих отсеках температуру в пределах от 18 до 28 градусов, регулирует влажность воздуха и его давление, вентилирует помещения. Портативные химические реакторы поглощают углекислоту и выделяют чистый кислород, обеспечивая нормальный газовый состав воздуха. Аппаратура непрерывно следит за концентрацией токсичных органических микропримесей, определяет виды и количество болезнетворных микробов в атмосфере станции. Средства медицинского контроля регистрируют физиологическое состояние космонавтов, проводят анализ крови и другие исследования. Особый комплекс средств предназначен для профилактики неблагоприятного воздействия невесомости. Костюм "Чибис" создает небольшое разряжение в своей нижней части. Это усиливает приток крови к нижним отделам туловища космонавта, компенсируя отсутствие тяготения, выполняющего эту роль на Земле. Электростимулятор "Тонус" применяют для предотвращения дистрофии мышц, а на велоэргометре создается нагрузка, позволяющая активно тренироваться.
Управление полетом станции производится из двух центров - из ЦУП-М
(г. Королев, Московская область) и ЦУП-Х (г. Хьюстон, США). В ЦУП-М
для программы МКС оборудован один из главных залов управления, который
в свое время был создан для обеспечения полетов
ХРОНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА МКС
20 ноября 1998 года. Запуск
функционально-грузового блока (ФГБ) "Заря".
4 декабря 1998 года. Старт американского многоразового корабля "Индевор" STS-88 с блоком "Юнити" на борту.
Состав экипажа: Роберт Кабана, Фредерик Стёркоу, Джерри Росс, Нэнси Кёрри, Джеймс Ньюман (США); Сергей Крикалёв (Россия).
7 декабря с помощью дистанционного манипулятора корабля "Индевор" блок "Юнити" пристыкован к МКС. Полет корабля в связке с МКС продолжался до 13 декабря. Экипаж производил оснащение станции и корректировку ее орбиты.
16 декабря "Индевор" приземлился на аэродроме.
27 мая 1999 года. Запуск корабля "Дискавери" STS-96.
Состав экипажа: Кенннет Ромингер, Рик Дуглас Хазбенд, Тамара Джерниген, Эллен Очоа, Дэниел Барри (США); Жюли Пайет (Канада); Валерий Токарев (Россия).
29 мая корабль пристыковался к МКС, экипаж проводил дооснащение станции, регламентно-профилактические работы и подъем орбиты. Полет в связке продолжался до 4 июня.
6 июня "Дискавери" приземлился.
19 мая 2000 года. Старт корабля "Атлантис" STS-101.
Состав экипажа: Джеймс Халсел, Скотт Хоровитц, Мэри Эллен Вебер, Джеффри Уильямс, Джеймс Восс, Сьюзан Хелмс (США); Юрий Усачёв (Россия).
21 мая корабль пристыковался к станции; полет в связке продолжался до 27 мая, экипаж выполнял аналогичные задачи.
29 мая корабль приземлился.
12 июля 2000 года. Запуск служебного модуля "Звезда".
26 июля модуль в автоматическом режиме состыковался со станцией.
6 августа 2000 года. Запуск грузового корабля "Прогресс М1-3".
9 августа произведена стыковка корабля
со станцией.