В 1931 году советскому инженеру Б. П. Скворцову пришла в голову мысль: если в звуковом кинематографе звук записывается в виде зубчатой черной полосы сбоку кинокадров, нельзя ли подобным образом записывать звук и для других целей, и не на пленке, а на бумаге?
Он начал эксперименты и вскоре сумел добиться хорошего качества звукозаписи. Звуки от микрофона после усиления подавались на электромагнит, колебавший перо с черными чернилами, а под пером ползла бумажная лента. Потом ленту пропускали мимо фотоэлемента, колебания тока в котором усиливались и подавались на динамик.
Свое изобретение Скворцов назвал "говорящая бумага". Для нового способа звукозаписи открывались широкие перспективы. В отличие от грампластинок бумажная лента почти не изнашивается при многократ ном прослушивании. Бумага была дешевой и гораздо менее дефицитной, чем импортный шеллак, из которого тогда делали пластинки. Запись на ленте легко монтировать с помощью ножниц и клея. А главное, сделанную запись легко было размножить полиграфическим способом в любой типографии без малейшей потери качества.
Однако первая установочная серия аппаратов "говорящая бумага" была выпущена только в 1944 году, когда уже успешное развитие и довольно широкое распространение получила магнитная звукозапись. Планирующие инстанции решили развивать то направление, которое стало общепринятым в мире. Иначе пришлось бы заново, без заграничных образцов налаживать выпуск совершенно оригинальной техники, хотя и обладавшей некоторыми, скажем так, идеологическими преимуществами: в отличие от магнитофона владельцам "говорящей бумаги" пришлось бы слушать только то, что продавалось бы в магазинах. Запись в домашних условиях аппарат не предусматривал, а так как технология была чисто отечественной, можно было бы не опасаться проникновения чуждой идеологии с привезенными из-за кордона записями.
Сейчас аппараты и ленты "говорящей бумаги" можно увидеть только в нескольких музеях, например в Государственном Политехническом в Москве.
Однако недавно нечто подобное изобрел и довел до производства немец Олаф Герлинг. Скорее всего, не зная о старом русском изобретении. В системе Герлинга звук записывается на бумаге рядами черных и белых точек, причем эта система не предназначена для длительных записей. В прямоугольнике размерами 1,8 на 5,45 сантиметра помещается 800 тысяч точек, которыми записывается музыкальный отрывок продолжительностью 12 секунд или речь длиной 25 секунд. Сверху на прямоугольник ставят читающий аппаратик размером с привычный плейер и весом 200 граммов, и из него звучит запись.
Такие музыкальные этикетки можно наклеивать, например, на коробки с компакт-дисками, чтобы в магазине можно было услышать "пробу" музыки, не раскрывая упаковку. Звукозапись можно печатать под картинками в детских книжках, на полях научной и справочной литературы: например, в книге о птицах дать их голоса, в словарях печатать образцы произношения слов, в энциклопедиях - отрывки из речей и музыкальных произведений.