В общей мировой добыче золота его доля, получаемая из россыпей, составляет около 50%. При этом золото, извлекаемое из прибрежно-морских россыпей, давало нашей стране от 8,4% (1976—1980 гг.) до 4,3% (1986—1990 гг.). И если в XIX веке в России удавалось извлекать из россыпей 1% золота, то сегодня — до 10%, поэтому некоторые месторождения перерабатывают теперь вторично.
В 1993 году на нескольких научно-исследовательских судах проводился специальный отбор проб в акватории северо-западного шельфа Черного моря, обеспечивавший полное улавливание золотых частиц, включая пылевидные.
Золото было обнаружено в большинстве проб, а на участке палеолимана реки Днепр среднее его содержание составило около 0,436 г/т. Таким образом, можно говорить о существовании Азово-Черноморской золоторассып ной провинции, охватывающей шельф и прилегающую сушу. Размеры зерен извлекаемого там золота достигают 0,5 мм, а форма разнообразна. среди них, по-видимому, есть как частички, вынесенные реками, так и самородные золотинки.
Миграция и накопление тонкого и пылевидного золота присущи водным бассейнам в любое геологическое время. При исследованиях в Антарктиде были выявлены донные осадки ледово-морского и айсбергового происхождения в виде илов и осадочных пород с большим содержанием обломочного материала. В каждой пробе обнаружено золото размером до 0,11 мм, причем золотины — совершенно иные, чем в Черном море: дендритовые, пластинчатые, веретенообразные. По всей видимости, их переносили льдины из близких источников сноса.
Встречены золотинки и в северной части Аргентинской котловины — в осадках с глубины 3450 м. Можно предположить, что образовались они при извержении гидротермодинамических источников.
Исследования показывают, что концентрация золота в донных осадках местами превышает так называемую минимально промышленную (для континентальных россыпей) и они, следовательно представляют в перспективе интерес. Для их освоения не требуется ни отчуждения дефицитных территорий, ни сноса строений, ни сооружения дорог, ни восстановления нарушенных ландшафтов. Не нужны также никакие шахтные работы. Есть основания считать, что изучение морского тонкого золота может иметь вполне практическое значение.