ОБИТАТЕЛИ АКВАРИУМНОГО САДА

В. ТРЕТЬЯКОВ, биолог.

В третьем номера журнала за 2001 год напечатана статья "Азбучные истины аквариумной науки", где рассказывается, какой аквариум предпочтительнее приобрести, какие растения и каких рыбок лучше купить начинающему аквариумисту. Оказалось, азбучных истин так много, что одной публикацией не обойдешься. Поэтому продолжаем тему. На этот раз речь пойдет о том, как уживаются в аквариуме разные рыбки, моллюски и растения.

Гурами принадлежат к рыбкам, которые совершенно не нарушают подводный ландшафт.
Улитки (по порядку): мелания, катушка, прудовик. Прудовиков в аквариумах лучше не держать: эти прожорливые моллюски поедают все водные растения.
Анциструс ('сомик-присоска') хорошо очищает от обрастаний стенки аквариума и водные растения. Эту миролюбивую рыбку можно содержать в просторном смешанном аквариуме. На рисунке и на фото - взрослый самец.
Хромисы-красавцы (самка - вверху) - драчливые рыбки. Их лучше содержать изолированно, в аквариуме с каменистым интерьером и с крупными, физически стойкими видами растений.
Барбусы могут поедать нежные и молодые листочки аквариумных растений. На фото - вуалевый и обычные огненные барбусы.
Пара петушков, или бойцовых рыбок, находясь на голодном пайке, за неделю способна очистить от улиток 100-литровый аквариум. На фото - синий самец.

Разнообразие обитателей домашнего аквариума может быть бесконечным: это не только множество видов и вариаций рыбок, но и моллюски (улитки), пресноводные креветки и крабы, голубые кубинские и красные флоридские раки, экзотические водные лягушки, тритоны, аксолотли... Начинающий аквариумист, к сожалению, часто совершает серьезные ошибки при подборе жильцов для своего комнатного водоема. Ему хочется, чтобы и забавная маленькая черепашка здесь плавала, и "дракончик"-аксолотль неторопливо прохаживался среди растений, и рыбок красивых было бы побольше. Короче говоря, в аквариум собирают все, что понравилось в зоомагазине или на "птичьем" рынке, совершенно не учитывая особенностей совместного содержания рыбок и растений. Такое стихийное приобретение питомцев порождает самые невероятные сочетания живых существ в общем сосуде. Рыбок, требующих различных температурных условий, поселяют одной компанией. Хищники оказываются соседями мелких и мирных рыбешек. Конечный результат - гибель рыб, отмирание растений, разочарование. Всего этого можно избежать, если предварительно узнать повадки, условия содержания и кормления понравившихся водных обитателей.

Красные катушки, физы и другие моллюски

Начнем с улиток. Они украшают и разнообразят мир домашнего водоема. Но их роль этим не ограничивается. Понаблюдайте за ползающей по стенке аквариума улиткой. Сквозь стекло хорошо видно, как непрерывно движется ее ротик, соскабливающий мутный зеленоватый налет. В ярко освещенных аквариумах почти всегда разрастаются "сорняки" - низшие водоросли, которые приходится удалять, счищая со стекол и снимая с растений. При достаточном количестве улиток стекла зарастают заметно меньше. Моллюски "сгрызают" микроскопические водоросли с листьев растений и со стенок аквариума, поедают отмершие части растений, мертвых рыбешек, а также остатки рыбьего корма. Однако, если вы преследуете лишь утилитарные цели, учтите, что коэффициент полезного действия работы улиток-чистильщиков невелик. Смешно надеяться, что они сделают аквариум идеально чистым. Регулярно наводить порядок в комнатном водоеме нужно самим.

Чаще всего в аквариумах содержат красную катушку и менее декоративную катушку роговую (с черно-коричневыми раковиной и телом). Их спирально закрученная раковина достигает двух сантиметров в диаметре и имеет вид колеса. Эти моллюски активно поедают падающие на дно остатки корма, снимают с поверхности воды бактериальную пленку, ликвидируют зеленый налет водорослей со стенок сосуда, правда, соскребают его участками, отчего стекло аквариума выглядит пятнистым.

Реже встречаются серая и австралийская красная физы. Их размеры 5-7 миллиметров. Раковина спирально извитая, округлая, загибается влево, если смотреть на моллюска со стороны ноги. Эти улитки очищают аквариум заметно лучше катушек. Но вот беда: красные физы могут проедать маленькие отверстия в листьях растений, тем самым деформируя их.

Размножается физа очень быстро. Однажды попав в аквариум, почти никогда не исчезает, даже если ее специально выбрасывают: крохотные "физята" и студенистые комочки икры все-таки остаются.

Частые обитатели аквариумов - тропические улитки мелании. Они постоянно живут в грунте, поедая самые разные органические остатки. На поверхность выходят в темное время суток. Медленно перекапывая грунт, мелании, подобно дождевым червям в почве, предотвращают его застой. Эти моллюски полезны еще и тем, что сигнализируют о неблагоприятных изменениях в грунте и в придонном слое воды. При резких колебаниях значений pH, дефиците кислорода (особенно в ночные часы) мелании дружно выползают на растения и стенки аквариума.

Многие аквариумисты стремятся приобрести крупных и красивых южноамериканских улиток ампуллярий. Эти существа передвигаются заметно проворнее своих сородичей. И что еще любопытно, ампуллярии, в отличие от других улиток, раздельнополы. Молодые моллюски поедают отмершие части растений, хорошо собирают со дна остатки рыбьего корма. Крупные взрослые особи - плохие "санитары", их помещают в декоративный аквариум только ради экзотического облика. Ампуллярии очень прожорливы, им часто не хватает пищи, и они просто гибнут от голода. Этих улиток необходимо подкармливать салатом, белым хлебом, мясом. Аквариум нужно тщательно накрывать, так как перед нерестом самка обследует пространство выше уровня воды. Найдя безопасное и подходящее для развития потомства место (обычно это расположенные над водой листья и стебли - здесь не очень сухо, но и не слишком влажно), она откладывает гроздь крупных икринок.

Опасными соседями улиток являются рыбки-моллюскоеды - прежде всего петушки, макроподы, тетраодоны. Находясь на голодном пайке, они способны уничтожить всех улиток в аквариуме.

Множество рыбок, красивых и разных

Домашний водоем очень украшают неоны, всевозможные мелкие тетры (минор, родостомус, эритрозонус, тернеция, орнатус и т. п.), различные данио, вишневый барбус, клинопятни стая расбора, кардинал, крапчатый и золотистый сомики, макропод, лялиус, гурами (мраморный, голубой, жемчужный), скалярия и другие, менее распространенные виды. Эти рыбки и глаз радуют, и, что немаловажно, совершенно не нарушают подводный ландшафт.

Если вы хотите таких жильцов в аквариуме, которые не только красивы, но еще и чистюли, заведите живородящих гуппи, меченосцев, пецилий и моллинезий. Их нижняя челюсть способна работать как скребок, успешно снимающий обрастания с растений, грунта и стенок аквариума. Самые неприхотливые - короткохвостые гуппи: они очень жизнестойки, живут практически в любой воде, переносят значительные колебания температуры, могут голодать по многу дней. А вот гуппи с широкими и длинными хвостовыми плавниками (вуалевые), напротив, весьма требовательны к корму, к химическому составу и температуре воды. Эти роскошные рыбки не очень подходят начинающему любителю. Да и на роль чистильщиков не годятся.

Меченосцы и пецилии сравнительно неприхотливы, однако плохо переносят длительные понижения температуры воды (особенно пецилии).

Великолепно смотрятся на фоне зеленых растений бархатно-черные моллинезии. Содержать их сложнее, чем гуппи и меченосцев: моллинезии плохо переносят температуру ниже 24°C, чувствительны к присутствию в воде химических веществ и весьма требовательны к составу воды, жесткость которой должна быть выше 8°, а кислотность в пределах 5,6- 6,5.

К рыбкам-"санитарам" относятся также похожий на пескарика гиринохейлюс, "сомик-присоска" анциструс и два вида лабео - зеленый и двухцветный. На аквариум объемом 100- 200 литров достаточно одной взрослой рыбки. Следует помнить, что этим водорослеедам не всегда хватает естественных кормов. Рыбок приходится подкармливать вареной белокочанной капустой, листьями салата и шпината, ошпаренными кипятком молодыми листьями одуванчика.

Разрушители подводного ландшафта

Некоторые рыбки, внешне красивые и безобидные, способны основательно испортить декоративный облик аквариума. Одни любят полакомиться растениями, другие копаются в грунте, третьи устраивают укрытия под корнями растений.

Тетрагоноптерус (тетра-плотвичка) - широко распространенный и неприхотливый житель аквариумов, родом из южноамериканских рек. В неволе выведены розовато-золотистые тетры с красными глазами. Питаясь в аквариуме любыми живыми и сухими кормами, ошпаренными листьями салата и молодыми листьями одуванчика, тетрагоноптерусы с удовольствием пощипывают и нежные, молодые листочки водных растений. При этом они совершенно игнорируют яванский мох и папоротники (африканский больбитис, индийский цератоптерис, таиландский микросориум). Для аквариума с тетрами-плотвичками и золотыми тетрами можно рекомендовать еще и крупные кусты жестколистных растений (эхинодорусы, японская сагиттария, анубиас).

Распространенные жители аквариумов - барбусы, сравнительно небольшие, очень подвижные стайные рыбки. Взрослые барбусы средних и крупных видов (алый, огненный, арулиус, филаментозус) часто повреждают верхушки растений, молодые и перисторассеченные листья. Охотно поедают плавающие травы: карликовую пузырчатку, риччию, вольфию. Обгрызают свисающие с поверхности воды корни пистии. Чтобы такое не случалось, в рационе барбусов необходима растительная подкормка: риччия, ряска, тертые листья салата. Кстати, барбусы ощипывают длинные плавники малоподвижных и безобидных соседей, вроде породистых гуппи и золотых рыбок.

Для декоративных аквариумов с обилием растений совершенно не подходят большинство цихлазом и их родственников (хромис-красавец, астронотус, цихлазомы северум, "пчелка", чернополосая, акары голубовато-пятнистая и бирюзовая). Взрослые рыбки в преднерестовый период активно копают в грунте ямки и выдергивают даже крепкие, мощные кусты. Цихлазомы и акары постоянно занимаются "земляными работами". Копается в грунте, поднимая муть, и крупный южноамериканский сомик терракатум (торакатум).

Золотым рыбкам (вуалехвост, телескоп, оранда) нужно предоставить отдельный аквариум. Какими растениями его украсить, рассказано в статье "Золотая рыбка" (см. "Наука и жизнь" № 1, 2001 г.).

Плохие соседи для растений экзотические раки и пресноводные крабы: они часто изменяют подводный ландшафт, строя норы и повреждая корневую систему флоры аквариума.

Пресноводные черепахи (например, американская красноухая) не только уничтожают растения, но и вообще непригодны для аквариумов. Их нужно содержать в акватеррариуме.

Шпорцевые лягушки и аксолотли растения не едят, но часто мнут и изгибают их, поскольку плавают обычно "напролом". Этих амфибий следует поселить в отдельном аквариуме с небольшим количеством крепких кустовидных растений. Учтите, что крупные лягушки и аксолотли опасны для мелких аквариумных рыбок. А вот небольшие лягушки (гименохирус, карликовая пипа) и некрупные испанские тритоны - вполне доброжела тельные соседи.

Надеемся, что наши советы помогут вам подобрать подходящих жильцов для аквариумного сада.

Другие статьи из рубрики «О братьях наших меньших. Зооуголок на дому»

Взрослые тетраодоны достигают в длину 12 сантиметров. Это кусачие и неуживчивые рыбки. В случае опасности накачивают тело водой (вне воды - воздухом), принимая форму шара и напрягая кожные колючки. Нуждаются в просторном аквариуме, где не будут содержаться другие виды. Даже при избыточном кормлении тетраодоны способны быстро уничтожить всех улиток в аквариуме.