Уже давно шахматная теория, особенно ее дебютная часть, развивается "семимильными шагами". "Информато ры" не успевают знакомить ведущих шахматистов с новейшими открытиями в различных областях теории. Естественно, что параллельно развивается и система классификации, чтобы всемерно облегчить поиск новинок и любой другой информации. Нередко конкретные приемы ведения игры в начале, середине и в эндшпиле получают звучные названия, позволяющие специалистам сразу же понять, о чем идет речь. В первую очередь, классификация затронула дебют. Термин "испанская партия" (пришедший в середине позапрошлого века на смену "дебюту испанца Рюи Лопеса") подсказывает, что партнеры начали игру ходами 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5 и т.д.
В композиции количество специальных терминов еще больше, чем в практической партии. Это объясняется тем, что в ней помимо разных приемов, возможных в обычной игре, встречаются уникальные комбинации и маневры, которые не встретишь в реальном противостоянии белых и черных фигур. Ведь в партии не может быть разветвлений, и ходу партнера можно противопоставить лишь единственное возражение. В композиции же чаще всего замысел выражается в системе параллельных вариантов, и специфическое взаимодействие фигур сторон можно выразить лишь в нескольких разветвлениях (например, полный комплект превращений одной пешки представляется не менее, чем в четырех вариантах).
Поводы для названия нового термина могут быть разные. Самая знаменитая задача в истории шахмат названа "индийской", так как была получена из Индии. Чаще всего тему называют по имени ее открывателя. Иногда сами действия фигур или их маневры подсказывают название. Так, "эксцельсиором " ("Все выше!") называют непрерывный марш пешкой с исходного поля до поля превращения, а "звездочкой " - игру короля на четыре соседние диагональные поля.
В этой статье речь пойдет о темах, получивших свое имя в честь города, по тем или иным причинам ставшего причастным к их появлению.
В теории композиции таких тем насчитывается несколько десятков. Про некоторые (как, например, тему Рио-де-Жанейро) давно забыли, и даже знатоки не знают, в чем их идея, другие же стали тотчас популярными и не утратили своего обаяния и в наши дни.
В 1861 году в английском Бристоле проводился один из первых конкурсов составления задач, победу в котором получил комплект (посылка) задач Ф. Хили. Многие его задачи давно канули в лету, но № 1 навсегда осталась в золотом фонде шахмат.
№ 1. Ф.ХИЛИ
Бристольский конкурс, 1861
(Иллюстрация 1)
Мат в 3 хода
Задание выполняется после парадоксального вступления 1.Лh1!, и черные - в цугцванге. 1-Сb- (т.е. любой ход) 2.Фb1! - угроза 3.Фb4x, 2-Сb5! 3.Фg1x!, и становится понятным смысл первого хода. Ладья проложила дорогу для ферзя, который, кстати, на матующем ходу двигался в ту же сторону, что и ладья. Такая прокладка пути получила название "бристольская тема", в честь города, в котором проводилось то соревнование.
Конечно, старинная задача имеет много огрехов, совершенно непонятна, например, роль второй белой ладьи. Любопытно, что слон а1 парирует интересное побочное решение 1.Лa1 Сb- 2.Фb1! Сb5 3.Фg1x!, в котором проходит другая идея, связанная с открытием линии (она открыта С.Лойдом на три года ранее и названа "лойдовское освобождение линии"). В отличие от бристольской темы здесь ферзь матует, двигаясь в противоположную сторону по сравнению с ходом ладьей.
Еще более знаменитой стала другая задача.
№ 2. К.КОККЕЛЬКОРН, Й.КОТЦ
"Deutsches Wochenschach", 1905
(Иллюстрация 2)
Мат в 4 хода
У белых есть такой путь к мату (так называемый главный план) 1.Фe2? - 2.Сd3 и 3.Фc2x. Однако черные не стоят на месте и опровергают замысел путем 1-Сg5! и 2-С:e3! Для воплощения задуманного белые отвлекают слона путем 1.Кd6! С:d6 и снова пробуют 2.Фe2! Теперь хода 2-Сg5 нет, однако есть похожее, новое возражение 2-Сf4! Но сейчас слон попадает под удар 3.ef, после чего вынуждено 3-Кр:d4 4.Фe5x!
Эта остроумная идея отвлечения черной фигуры и замены одной защиты на другую, казалось бы аналогичную, но приводящую к ослаблению позиции черных, получила название "римская тема". Почему римская? Дело в том, что авторы посвятили ее своему другу-проблемисту, жившему в Риме.
№ 2 положила название целой группе тем, относящихся к классу "римских" . В № 2 все тематические защиты черные делают одной и той же фигурой (слоном). Очевидно, что могут быть и другие комбинации в игре черных фигур.
№ 3. Ф.ПАЛИЧ
"Deutsche Schachzeitung", 1928
(Иллюстрация 3)
Мат в 3 хода
Если сразу "напасть на мат" 1.Сf4? - 2.Фc7x, то выручает конь -1-Кe8 (d5)! Предварительным маневром 1.h7! - 2.h8Ф?, 1-К:h7 белые отвлекают коня и вновь начинают атаку 2.Сf4! Защита конем пропала, но появилась другая возможность защиты - уже слоном (ее вначале не было) 2-Сd8. Однако слон блокирует поле возле короля, и есть 3.Фe6x! Таким образом, новая защита реализуется другой фигурой. Такой вариант игры черных фигур получил название "дрезденская тема", по имени города, в котором проживал ее открыватель Ф.Палич.
Если же, наоборот, в решении первый ход черных делается второй фигурой, а новая защита осуществляется той же фигурой, которая опровергала ложный след, то получим "гамбургскую тему".
Относительно недавно была предложена идея, получившая название "берлинская тема", которая, как и темы римской группы, может быть реализована в многоходовой задаче.
№ 4. Б.ФАРЖЕТТ
IV приз, Немецкий конкурс, 1977
(Иллюстрация 4)
Мат в 6 ходов
Обе фигуры черных парализованы, и, казалось бы, возможен главный план 1.Крc2? - 2.Крd3 - 3.c4x, 3-Кc1+ 4.Крe3. Но у черных есть весомый аргумент -1-g5! 2.Крd3 Кc1+ 4.Крe3 Сg5x! - мат белому королю! Итак, ложный след отражается матом другому королю - в этом и состоит суть берлинской темы. Решает же 1.Крb1! с выигрышем темпа после 1-g4 2.Крc2 g3 3.Крd3! Кc1+ 4.Крe3 Сg5+ (увы, без мата) 5.Крf3! Сd8 6.Лc5x, 5-Кb3 6.Кb6x.
Весьма популярна в композиции тема черной коррекции , в которой на безразличный ход черной фигуры готов ответ (вторичная угроза), и тогда она начинает корректировать (уточнять) свои ходы. Если в качестве черной фигуры выступает черный ферзь, то идея получает название "варшавская тема".
№ 5. Я.ВЛАДИМИРОВ
I место, Чемпионат Москвы, 1989
(Иллюстрация 5)
Обратный мат в 3 хода
После 1.Сc6! создается угроза 2.Лe4+! fe 3.Фg4+ Ф:g4x, которую парирует любой уход ферзя с диагонали с8-h3. Однако на безразличный ход ферзем есть 2.Сh4! с неизбежным 3.Фg4+ fgx. Тогда черные корректируют защиты ферзем, и следующие варианты соответствуют варшавской теме: 1-Ф:c6! 2.Кd5+! Ф:d5 3.Фg4+ fgx, 1-Ф:e6! 2.Кg6+! Ф:g6 3.Фg4+ Ф:g4x, 1-Фb8 (c7)! 2.Фf3+ Крg5 3.Фg4+ fgx.
Довольно проста "лондонская тема", в ней фигура объявляет мат с поля, на котором она стоит в начальном положении задачи, а в "венской теме" черная фигура привлекается на поле, где она затем забирается с матом.
Немало упоминаний в истории композиции есть и о наших городах.
№ 6. А.ГУЛЯЕВ
I приз, Всесоюзный конкурс, 1931
(Иллюстрация 6)
Мат в 2 хода
Вступление 1.d4! создает угрозу с обязательным двойным шахом 2.dex. Черные парируют ее, одновременно закрывая линию d и защищая клетку е5: 1-Лbd2 2.Сb4x, 1-Сd3 2.Кb7x, 1-Сd5 2.Фc7x, 1-Кd3 2.Фe6x, 1-Кd5 2.Фc6x. На разнообразную игру, связанную с защитой сразу двух линий (из-за угрозы двойным шахом), обратили внимание столичные проблемисты в начале 30-х годов прошлого века, и в честь этого тема была названа "московская ".
А после войны молодые композиторы Урала стали интенсивно разрабатывать тему перемены матов в механизме черной коррекции (с одновременным изменением вторичной угрозы).
№ 7. Я.РОССОМАХО
Похвальный отзыв МК М. Чигорина, 1950
(Иллюстрация 7)
Мат в 2 хода
Ложный след 1.Лc6? - 2.Фc4x. Угрозу парирует любой ход конем b3, но в случае 1-Кb- готова вторичная (повторная) угроза 2.Фd3x, 1-Кc5! 2.Лd6x, 1-Кd4! 2.Сe4x, но 1-b5! и ответа нет. В решении 1.Лe4! - 2.Фc4x меняются ответы на все защиты конем, в том числе и вторичная угроза: 1-Кb- 2.Фb5x, 1-Кc5! 2.Кe3x, 1-Кd4 2.Лe5x. Этот сложный комплекс перемены матов был назван "тагильская тема" в честь города, где тогда жили юные энтузиасты композиции Я. и Ф. Россомахо, Б. Назаров и В. Малий, детально разработавшие эту идею.
А вот еще один, очень модный ныне замысел с переменой игры.
№ 8. В.МЕЛЬНИЧЕНКО, Ю.ГОРДИАН
I почетный отзыв, "Stella Polaris", 1968
(Иллюстрация 8)
Мат в 2 хода
1.Лg7? - 2.d8Фx (A), 2.dcКx (B), 1…Фb7 2.Фc5x (C), 1-Ф:b8 2.Фf4x (D), 1-Кb6! 1.Лg6! - 2.Фc5x (C), 2.Фf4x (D), 1-Кe7 2.d8Фx (A), 1-Сe7 2.dcКx (B). Итак, в ложном следе белые угрожают двумя матами А и В, а на защиты проходят маты С и D. В решении же, наоборот, грозят маты С и D, а после защит становятся возможными ответы А и В. Авторы этой идеи живут в Одессе, и в ее честь популярную тему назвали "одесская".
В композиции, в отличие от практической игры, женщины менее активны, но все-таки и им удалось оставить свой след в теории и истории.
№ 9. Н.ЛЕОНТЬЕВА
"Probleemblad",1970
(Иллюстрация 9)
Мат в 3 хода
1.Сb3! - 2.С:b4+ К:b4 3.Ф:b4x, 1-Кdf4! 2.К:b4 - 3.Лc3, Ф:e7x, 2-Кd5! 3.Кd3x!, и выясняется, что белый и черный кони поменялись местами по сравнению с их позициями на диаграмме. Аналогичен вариант 1-Кef4 2.К:c7 - 3.Сb6x, 2-Кd5! 3.Кe6x. В нем конь d5 поменялся местами со своим визави е6! Таким образом, в процессе игры черная и белая фигуры поменялись позициями. В этом и состоит суть так называемой "ровенской темы", названной в честь украинского города Ровно, где жила составительница задачи.
Может быть, и читателям журнала "Наука и жизнь" также удастся прославить шахматными открытиями свои родные города?!