СЕЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ ДЛЯ ВЫШИВКИ ГЛАДЬЮ

М. СУСЛОВА.

Вышивки лауреата второй и третьей Российских выставок-конкурсов "Вышитая картина" Марии Сусловой не-однократно были представлены на страницах "Науки и жизни" (см. № 8, 1998 г.; №№ 6, 7, 2001 г.; №№ 1, 3, 8, 2005 г.). Сюжеты для новых работ в последнее время мастерица находит на старинных почтовых открытках с пейзажами русских художников. В прошлогодних номерах журнала она рассказывала, как вышивала картины М. Гермашева "Зимняя ночь" и Ю. Клевера "Ростепель". Теперь делится секретами копирования и вышивки одной из картин художника Е. Вржеща (название произведения, к сожалению, на открытке не указано).

Сельский пейзаж художника Е. К. Вржеща на старинной почтовой открытке.
Художественная вышивка 'Хата' М. И. Сусловой по картине Е. К. Вржеща.

В моей коллекции есть почтовая открытка начала XX века, на которой изображен сельский пейзаж Евгения Ксаверьевича Вржеща (1853-1917), члена Товарищества южнорусских художников. Сюжет этой картины, не изобилующей деталями, вышивать несложно. Сначала нужно отсканировать открытку и на компьютере увеличить изображение до нужных размеров. Затем с увеличенного сюжета снять контурный рисунок на кальку, закрепить ткань на подрамнике и через копировальную бумагу перевести рисунок с кальки на ткань.

Хата под соломенной крышей, ночное небо и лес требуют тщательного подбора цветовой гаммы ниток. Вся картина должна быть выполнена в зелено-коричневых приглушенных тонах, чтобы получилась летняя ночь и в то же время детали сюжета были различимы, имели не только форму, но и объем.

На мой взгляд, самая замечательная часть картины - соломенная крыша. С нее лучше всего начинать работу. Темный, почти черный, коричневый цвет обрамляет контур кровли, внутри контура солома более светлая; отдельные участки следует вышивать большими пятнами коричневато-зеленого цвета. Для этих пятен важно подобрать зеленые и коричневые нитки равноценной степени насыщенности цвета, чтобы один цвет дополнял другой, но не был темнее.

Вышивать кровлю нужно "по форме", то есть так, чтобы стежки расходились веером от верха крыши к ее краям.

Слева от хаты изгородь. Она хорошо выделяется на фоне леса и стены. Вышивать ее следует теми же темно-коричневыми нитками, что и крышу, добавляя местами зеленый цвет. А вот стены и печную трубу советую подать так, чтобы было впечатление, будто они белые, но при этом белые нитки использовать не надо. Для этого самые светлые места лучше выполнить светло-голубыми и серо-голубыми нитками (сначала простегать светло-голубым, а потом равномерно отдельными штрихами добавить серо-голубой цвет). Там, где на стенах тень, я использовала те же нитки серо-зеленого цвета, что и для неба, лишь местами добавляя штрихи голубого и зеленого цветов.

За хатой виднеется лес. Он светлее крыши, но темнее неба и стен дома. Основной цвет леса - темно-зеленый, к нему добавлены небольшими пятнами и штрихами более светлый зеленый и коричневый цвета.

Как вы заметили, ни одна деталь на картине не вышивается нитками одного цвета. Даже небо, которое кажется однотонным, имеет вкрапления более яркого зеленого. Наибольшее смешение оттенков зеленого и коричневого цветов в изображении травы и земли перед хатой. Справа от хаты трава уже полегла, но еще не вся пожелтела. Темные зеленые пятна на ней придают выразительность и лужайке, и хате. Слева участок с цветущими растениями. Небольшие желтые пятнышки цветов создают гармоничное дополнение к светящемуся окну, в которое так и хочется заглянуть.

Надеюсь, что мои советы пригодятся вам в работе над вышивкой. Желаю успехов!

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Школа практических знаний»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее