№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ОБ УДОБРЕНИЯХ МИНЕРАЛЬНЫХ И ОРГАНИЧЕСКИХ

Анатолий ОНЕГОВ.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Инвентарь, без которого не обойтись ни в саду, ни в огороде.

Увы, наши сегодняшние садоводы часто могут только мечтать об органическом удобрении. Все трудней и трудней стало добывать навоз, за время реформ поголовье крупного рогатого скота сократилось почти наполовину. Резко уменьшилось и количество минеральных удобрений, доставляемых на поля и луга, - прежде всего по причине их дороговизны, и сегодняшняя жизнь на земле, как мне видится, все больше и больше напоминает жизнь смоленской пореформенной деревни, которую описал в своих письмах "Из деревни" А. Н. Энгельгардт (12 писем 1872-1887 годов).

Блестящий артиллерийский офицер, профессор химии Петербургского земледельческого института, за симпатии студенческим движениям был лишен права жить в столице, университетских городах и выезжать за границу. Поставленный перед выбором дальнейшего места жительства, А. Н. Энгельгардт переезжает в свое имение - в деревню Батищево Дорогобужского уезда Смоленской губернии, и принимается организовывать образцовое по тем временам хозяйство. Ученый и крестьянин, он оставил нам описания жизни деревни и точнейший экономический анализ тогдашней работы на земле.

"В наших местах как помещики, так и крестьяне удобряют землю навозом. Необходимость удобрения так вошла в сознание каждого, что хозяин все свое внимание обращает на то, чтобы запасти как можно более навоза. Но в то время, как помещик, продавая хлеб и скот, сдавая часть покосов, отдавая в аренду землю под лен и хлеб, истощает свои земли вследствие вывоза почвенных частиц (главное - фосфорнокислых солей) с хлебом, скотом, сеном, крестьянин, напротив, приобретая на стороне хлеб, сено и пр., улучшает, утучняет свою землю, ввозя почвенные частицы извне...

Вот деревня Д. Построена деревня около мерзкой болотистой лужи, в которой можно только скот поить. Воду для питья и варки кушанья крестьяне возят за две версты из соседней деревни. Лугов в наделе нет, лесу нет, полевая земля плохая. Скотину выпустить некуда, кроме своего пара... При крепостном праве деревня была одна из беднейших в округе... После "Положения" хотя и полегчало, но все-таки еще десять лет тому назад, когда я приехал в деревню, крестьяне Д. были очень бедны, ели пушной хлеб, недоимок было много, скота и лошадей мало, постройки плохие, деревня была одна из беднейших...

Вскоре помещик все имение сдал в аренду купцу-лесопромышленнику. Купец взял имение вовсе не для того, чтобы вести хозяйство, так как он исключительно занимался лесной торговлей... Скот он сейчас же продал и получил капитал... Заливные луга стал запродавать желающим на скос... Берут эти луга крестьяне разных деревень и сено свозят себе, сеном кормят скот и коней, получают навоз, которым удобряют свои наделы.

В несколько лет деревня стала неузнаваемой: крестьяне обстроились, завели больше коней и скота, последнее время стали даже улучшать скот и покупать у меня заводских холмогорских телят, стали лучше удобрять землю".

Плодородие крестьянских наделов увеличивалось, в то время как помещичьи земли все дальше и дальше теряли силу, то есть в сумме наша земля продолжала истощаться. Вот почему и били тревогу русские ученые, стараясь принести на землю те знания, которыми давно владели земледельцы Западной Европы.

В 1896 году на Нижегородской выставке демонстрировал свои опыты тысячам посетителей К. А. Тимирязев. "Это был первый и, насколько мне известно, до сих пор единственный не только у нас, но и на Западе пример такой широкой и наглядной пропаганды законов питания растений, лежащих в основе их разумной культуры, - писал сам ученый. - Ничто не может сравниться с впечатлением, которое выносят люди, не знакомые с наукой, при виде, например, могучих экземпляров ржи или овса, никогда не имевших под собой земли и выращенных в воде со щепоткой удобрительных солей, или при виде клевера в прокаленном белом песке, то здорового, как в лучшей полевой почве - если к песку прибавлен какой-нибудь наперсток настоя обыкновенной почвы, содержащей бактерии, - то жалкого заморыша, если этого настоя не было прилито".

Итак, публичная демонстрация силы минеральных удобрений состоялась в России более века назад. Дело оставалось за малым: убедить землепашца, что без минеральных удобрений ему уже не вырастить нужного количества хлеба, а затем, видимо, подвинуть страну на их производство. Еще в начале 40-х годов XIX века Европа ввозила 14 640 тонн минерального удобрения - селитры, а в 1903 году ввоз селитры возрос до 1 136 300 тонн. "На долю России из всего этого количества выпадал только один процент", - с горечью отмечал К. А. Тимирязев. И только в советское время минеральные удобрения потоком пошли на поля и луга.

Казалось, все проблемы хозяйствования на земле были таким образом решены.

Может быть, кто-то из вас помнит, как в начале 70-х годов наша пресса рассказывала об опытнике Егорове, который занимался комнатной культурой огурца. Егоров пропагандировал комнатные огурцы сорта, выведенного еще известным русским агрономом М. В. Рытовым. Эти огурцы можно было выращивать на окне как в цветочном горшке с землей, так и в питательном растворе. Семена этих огурцов я получил от самого опытника и принялся выращивать их на окне деревенского дома в Карелии в консервной банке - на гидропонике, без всякой почвы. Огурцы у меня удались. За окном все еще хозяйничал мороз, а на подоконнике зрели красавцы-огурчики. Тогда я и не задумывался, что теряем мы, заменяя живую почву питательным раствором. Это уже позже стали мы подводить итоги нашей "зеленой революции".

Пришлось вспомнить, что с минеральными удобрениями мы познакомились много раньше опытов К. А. Тимирязева, - первым минеральным удобрением, как мы уже говорили, на наших полях была зола. Но золу быстро вымывали из почвы дожди и весенние воды, и земля снова становилась бесплодной. Вот таким же свойством - быстро вымываться из почвы дождями и весенней водой - и отличаются многие минеральные удобрения. А вынесенные из почвы водой эти удобрения оказываются в речках и реках, в прудах и озерах и вызывают бурный рост водной растительности.

Смытые с поля дождями минеральные удобрения приводят порой к резкому изменению состава воды, количество солей в ней увеличивается, и вчерашняя пресная вода все больше походит на воду морскую.

И самое главное, минеральные удобрения никак не помогают почве хранить и множить свое плодородие. Микроорганизмам, живущим в ней и отвечающим за ее плодородие, для жизни необходимы органические соединения, а не получая пищи, они не могут оказать помощь и земле.

Перестав быть живой, почва может служить лишь грунтом для удержания корней растений и мало чем отличается от той жестяной банки с питательным раствором, с помощью которой я и выращивал на окне огурцы.

Три раза я посещал Финляндию и находился там всякий раз подолгу. К тому времени, когда состоялась моя первая встреча со страной Суоми, мне уже пришлось повидать много прекрасных озер - долгое время я жил в Карелии, так что во время путешествий по Финляндии интерес к озерам отошел на задний план, и, конечно, как огородник, я не упускал случая познакомиться поближе с финскими фермерами.

С пристрастием допрашивал я их об использовании минеральных удобрений и получал всегда один и тот же ответ: "Минеральных удобрений совсем немного и только под корень". "Совсем немного" означало, что удобрения поступают в землю строго по норме, причем каждый участок земли получает ровно столько удобрений, сколько действительно требуется ему под ту или иную культуру. А "только под корень" означало, что минеральные удобрения не разбрасываются по полям из стороны в сторону, не лежат где густо, а где пусто, а вносятся непосредственно в почву и заделываются в нее. Вот почему в стране Суоми повсюду встречались заячьи следы, а у нас первыми жертвами бесхозяйственного обращения с минеральными удобрениями стали именно зайцы, а там лоси и птицы - от перепелов, куропаток до тетеревов: животные принимали химический продукт за природное соединение, напоминающее соль.

Знали в Финляндии и о том, что на одних минеральных удобрениях нельзя держать никакое хозяйство, а поэтому они бережно собирали навоз и вывозили его на поля.

Вот и готов ответ: как же все-таки быть, применять или не применять минеральные удобрения в том случае, когда другого источника восстановить силу почвы, увы, нет? Применять, но только "под корень и совсем немного", сочетая их с обязательным внесением удобрений органических.

У навоза, как и у большинства органических удобрений, есть существенный недостаток: он медленно и скупо отдает питательные вещества. Тут-то и приходится вспоминать о минеральных удобрениях. Чтобы подправить почву, их вносят либо перед посевом, либо в виде подкормок.

Есть еще одна причина, которая заставляет вспоминать о минеральных удобрениях. Не все время растения потребляют одинаковое количество тех или иных питательных веществ. В период от прорастания семян до появления листьев они, например, больше всего нуждаются в фосфоре. С того времени, когда появились листья, усилился рост корневой системы и до начала цветения возрастает потребность в азоте и калии. А в период созревания урожая уже нужны в большом количестве и азот, и калий, и фосфор. Вот почему и припасает почти каждый садовод, знакомый с наукой о земле, различные минеральные удобрения.

Придерживает он их на всякий случай, чтобы при необходимости подкормить те или иные растения питательными веществами, которых вдруг не будет хватать в почве.

На своем огороде я почти не пользуюсь минеральными удобрениями. Подкармливаю растения раствором коровяка с обязательным добавлением печной золы. А комплексное минеральное удобрение у меня всегда в запасе - оно может потребоваться, когда высаживаю на грядку рассаду помидоров. Помидоры я выращиваю сначала на окне, условия здесь несколько иные, чем на огороде. Закаливать рассаду не всегда удается, чаще она сразу перекочевывает на огород и, если в это время холодновато по ночам, к вечеру бывает накрыта пленкой. Уже на другой день высаженную рассаду я опрыскиваю бордоской смесью и тут же подкармливаю жидкой минеральной подкормкой, содержащей все необходимые растению элементы питания.

Главные беды, которые приходят на огород вместе с минеральными удобрениями, в первую очередь связаны с азотом. От азота и происходит накопление нитратов в тканях растений (нитраты могут накапливаться и при использовании органического удобрения!). Но если пользоваться сбалансированным комплексным минеральным удобрением, где кроме азота присутствуют все остальные элементы питания, азот пойдет на строительство тканей растений и в меньшей степени станет накапливаться в виде нитратов.

Приносят беду и минеральные удобрения, не содержащие азот. Тот же калий ничего опасного для почвы не представляет, но сопутствующий ему хлор не желателен. Вот почему следует приобретать удобрения, на упаковке которых указано: "бесхлорные удобрения". Вместе с минеральными удобрениями поступают в почву и другие нежелательные элементы - те же тяжелые металлы как примесь к основному питательному веществу. Об этом надо помнить и при возможности вместо магазинных калийных удобрений использовать золу - повторяем: это прекрасное минеральное удобрение, содержащее все необходимые растению элементы питания, кроме азота.

И еще об одной стороне минеральных удобрений. Как только минеральные удобрения, содержащие азот, пришли на поля и огороды, овощи, выращенные при их участии, стали содержать меньше белка и больше углеводов, изменился не только их вкус, но и некоторые качества, например лежкость при хранении и стойкость к различным болезням и вредителям.

В том, что растения, выращенные с помощью минеральных удобрений, содержащих азот, имеют иной вкус, чем такие же растения, выращенные на органике, вы можете убедиться сами, если проведете несложный эксперимент. Посадите на огороде несколько кустов картофеля: один - на земле, заправленной с осени перепревшим либо полуперепревшим навозом или компостом, а другие - на земле, заправленной перед посадкой минеральными удобрениями, содержащими азот. У меня такой эксперимент всегда заканчивался в пользу картофеля, полученного на органике. Картофель, выращенный на минеральных удобрениях, содержащих азот, был водянистым и мылким на вкус.

Можете провести и другой эксперимент. Выберите какую-нибудь огородную культуру и выращивайте ее так же, как картофель: часть на органике, а часть на минеральных удобрениях. Уверен, что у растений, выращенных на минеральных удобрениях, содержащих азот, будет куда больше врагов и болезней.

Внося в почву хорошо растворимые, готовые к употреблению минеральные удобрения, содержащие азот, мы отвлекаем растения от привычной жизни. Правильнее было бы помочь растениям разыскивать необходимые им вещества в почве, а не предлагать "бесплатные обеды", которые отвлекают их от очень трудной, но в то же время очень нужной работы.

Такими "бесплатными обедами" для растений могут стать и различные жидкие подкормки (навозная жижа, коровяк, растворенный в воде, разведенный водой птичий помет), которые допустимы лишь в том случае, когда растению действительно нужна экстренная, но кратковременная помощь. Жидкие подкормки содержат в себе много азота, уже растворенного, готового к немедленному потреблению. Примитесь вы подкармливать свои овощи ими от раза к разу, без особой нужды, и получите продукт, напичканный нитратами, который потеряет присущий ему вкус и станет доступным для вредителей и болезней.

По всем этим причинам и родилось, окрепло и продолжает шириться движение за экологически чистое земледелие, или, как его еще называют, органическое (природное, естественное, построенное в основном на использовании органических удобрений) земледелие.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «На садовом участке»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее