В конце ХХ века появились два новых шахматных короля - Владимир Крамник (чемпион мира по версии "Брэйн Геймс") и Вишванатан Ананд (чемпион мира ФИДЕ), но интересные события произошли не только в "человеческих" шахматах, но и в компьютерных.
В этой статье мы, как обычно, сделаем шахматно-компьютерный обзор предыдущего года. Выделим три главных состязания: два с участием машин и людей, а также очередной чемпионат мира среди компьютеров.
В июне во Франкфурте состоялся шахматный фестиваль, главным украшением которого стал супертурнир по быстрым шахматам - турнир "гигантов" - с участием сильнейших гроссмейстеров мира: Каспарова, Крамника, Ананда, Широва, Леко и Морозевича.
Во время этого фестиваля прошел увлекательный матч в два круга, тоже по быстрым шахматам, - пять "белковых" гигантов сражались с электронным гигантом "Фрицем" ("Fritz"). Не играл только Каспаров, который предпочел провести сеанс одновременной игры.
В "сеансе" "Фрица" с остальной пятеркой гроссмейстеров был использован сверхмощный компьютер "Primergy" производства фирмы-спонсора Fujitsu Siemens.
Борьба протекала упорно и закончилась вничью - 5:5.
Крамник и Леко обыграли "Фрица" 1,5:0,5.
Крамник белыми не сумел пробить "каменную стену" в голландской защите, а черными хоть и с трудом, но одолел электронного коллегу. Так был выигран один из матчей у компьютера.
Второй победитель Леко белыми избрал такой вариант, при котором его фигуры как можно позднее соприкасаются с черными, и в конце концов в позиционном лавировании оказался на высоте. А черными он уверенно добился ничьей.
Ананд и Морозевич уступили компьютеру со счетом 0,5:1,5.
У Морозевича одна партия протекала спокойно и завершилась вничью, а другая оказалась головокружительной, но закончилась его поражением.
Индийский гроссмейстер Ананд имеет большой опыт встреч с компьютерами и, как правило, удачно играет с ними, но во Франкфурте вышла промашка. Черными он избрал русскую партию, и ничейный результат был закономерным. А вот белыми Ананд хотел удивить робота в дебюте, а произошла та же история, что и у Морозевича.
Широв с компьютером обменялись победами.
Посмотрите наиболее интересные партии матча и сами решите, кому больше повезло...
"Фриц" - В. Крамник
Английское начало
1. с4 е5 2. Kс3 Kс6 3. Kf3 f5 4. d4 e4 5. Kg5 Cb4 6. Kh3 Kf6 7. e3 C:c3+ 8. bc d6 9. Kf4 0-0 10. h4 Фe7. Обычное продолжение 10...Фе8, сохраняя поле е7 для коня.
11. с5 Kd8 12. Фb3+ Ke6 13. Cc4 Лe8 14. Ca3 Kph8 15. C:e6 C:e6 16. Ф:b7. Давление на ферзевом фланге привело к выигрышу пешки, так что пока Крамнику несладко.
16...d5 17. Лb1 Cf7 18. Лb3 Лec8 19. c6 Фd8 20. Фa6 Kh5 21. K:h5 C:h5 22. Лb7 Фf6 23. 0-0. Полагая, что пешку "а" взять никогда не поздно и пора подключить к игре вторую ладью - даже ценою собственной пешки "h".
23...h6 24. Cc5 Kph7 25. C:a7? Шахматист вряд ли поставил бы добровольно слона под связку. Видимо, "Фриц" счел, что владение линией "b" одной ладьей, а затем и другой обеспечит решающий перевес. Но он недооценил контригру черных.
25...Ф:h4 26. Лfb1.
(Иллюстрация 1)
26...Cf3! Эффектный мотив, теперь у Крамника опасная инициатива.
27. Фf1. После 27. gf ef 28. Л1b2 Лe8 ладья с решающим эффектом подключается к атаке.
27...Лe8 28. Cb8 Лa:b8! Не пропуская слона на g3 через поле с7.
29. Л:b8 Лe6 30. Лf8 Лg6 31. Л:f5 Л:g2+ 32. Ф:g2 C:g2, и все кончено.
А. Морозевич - "Фриц"
Дебют ферзевых пешек
1. d4 d5 2. Cf4 Kf6 3. e3 c5 4. c3 e6 5. Kd2 Kc6 6. Cd3 Фb6 7. Лb1 Kd7. От теории белые уклонились, но об их дебютном перевесе нет и речи.
8. Kgf3 f6 9. Cg3 Ce7 10. 0-0 f5 11. c4 сd 12. cd ed 13. K:d4 K:d4 14. ed f4. После 14...0-0 белым пришлось бы побеспокоиться об уравнении. Выиграть слона не удается.
15. Ch4! C:h4 16. Фh5+ Kpd8 17. Ф:h4+ Фf6 18. Фh5 Kb6.
(Иллюстрация 2)
19. Kf3. Черный король застрял в центре, и следовало этим воспользоваться путем 19. Ле1! Брать пешку "d4" крайне опасно: 19...Ф:d4 20. Kf3 Фf6 21. Kg5 Kpc7 (проигрывает 21...g6? 22. C:g6 Ф:g6 23. Kf7+ Kpc7 24. Лbc1+ Kc4 25. Ф:d5) 22. K:h7 g6 23. Лbc1+ Kpb8 24. K:f6 gh 35. Лc5 с лучшим эндшпилем.
19...g6 20. Фh6 Cd7 21. Ke5 Лc8 22. Лbc1 Л:c1 23. Л:c1 Ce6 24. h3 Kc8 25. Лe1 Ke7 26. Kf3 Cd7 27. Лe5 Kc6 28. Лe2. Следовало продолжать 28. Лh5 K:d4 29. K:d4 Ф:d4 30. C:g6 Фf6 31. Cd3. Теперь же белый ферзь застревает на краю доски, откуда уже не выберется.
28...Kpс8 29. Cb5 K:d4 30. C:d7+ Kp:d7 31. K:d4 Ф:d4 32. Kph2 Фf6 33. Лd2 d4 34. Лd3 Kpc8 35. Лb3 Фe5 36. a4 Kpb8 37. Лf3 a6 38. h4 Kpa7 39. a5 Лd8 40. Ф:h7 d3. Белые сдались.
В. Ананд - "Фриц"
Голландская защита
1. d4 f5 2. g3 Kf6 3. Cg2 g6 4. c3. Таким путем трудно на что-нибудь рассчитывать.
4...Cg7 5. Фb3 Kc6 6. Kf3 d6 7. 0-0 e5 8. d5 Ke7 9. c4 0-0 10. Лd1 Ke4 11. Kc3 K:c3 12. Ф:c3 a5! "Фриц" классически разыгрывает эту позицию, напоминающую староиндийскую защиту. Сначала он лишает белых шансов на ферзевом фланге, затем оккупирует черные поля на королевском.
13. Фс2 а4 14. Лb1 f4. Отдавая пункт е4 в распоряжение белого коня, но прокладывая дорогу своему слону и коню, что гораздо важнее.
15. Kg5 Kf5 16. Ke4 Kd4 17. Фd3.
(Иллюстрация 3)
17...Cg4! 18. f3 Cd7 19. b3 ab 20. ab Лa2 21. Cb2 Cf5 22. C:d4 ed 23. g4. Не от хорошей жизни.
23...C:e4 24. fe Фg5. Белые гибнут по черным полям.
25. Ла1. Пешку не спасти: 25. h3 f3! 26. ef (26. C:f3 Ce5 27. Лf1 Лd2) 26...Фf4 27. Лa1 Л:g2+! 28. Kp:g2 Лe5 29. Лh1 Фg3+ 30. Kpf1 Л:f3+. Не годится и взятие слоном - 26. C:f3 h5 26. h3 Фh4 27. Лf1 Ф:h3 28. Лf2 hg 29. Лh2 Фg3+ 30. Лg2 Ф:f3.
25...Л:a1 26. Л:a1 Ф:g4 27. Лa7 Фh4 28. Лa1 Ce5 29. h3 Фg3! Переводя партию в выигранный эндшпиль. У компьютера нет никаких предрассудков по поводу разнопольных слонов: фигуры белых полностью парализованы.
30. Ф:g3 fg 31. Лf1 Лa8 32. Лf3 Лa1+ 33. Cf1 Kpg7 34. Kpg2 h5 35. h4 Лa2 36. Kph3 c6 37. dc bc 38. Kpg2 c5 39. Kph3 Kph6 40. Лd3 g5 41. hg+ Kp:g5 42. Лf3 Cf4 43. Лd3 Лa1 44. Лf3 Лe1. Белые сдались. Чистая победа робота!
"Фриц" - А. Широв
Французская защита
1. е4 е6 2. d4 d5 3. ed. Компьютер избирает довольно безобидный вариант.
3...ed 4. Kf3 Kf6 5. Cd3 Cd6 6. 0-0 0-0 7. Cg5 Cg4 8. Kbd2 Kbd7 9. c4 c6. Вечно сохранять симметрию на доске невозможно.
10. c5 Cc7 11. Фc2 h6 12. Ch4.
(Иллюстрация 4)
12...g5?! Скучная игра Широва не устраивает, и он обостряет игру, но при этом ослабляет своего короля.
13. Cg3 Kh5 14. C:c7 Ф:c7 15. Лfe1 Лfe8 16. Ch7+ Kpg7 17. h3 Ce6 18. Cd3 Kf4 19. Лe3 f6 20. Лae1 Cf7 21. Cf5 Kf8 22. a3 Л:e3. Давление по линии "е" неприятно, но появление на ней белой пешки еще опаснее.
23. fe Kh5 24. e4! Лe8 25. e5 Ke6 26. b4 Khf4 27. g3 Kg6 28. Kb3 fe 29. de Kef8 30. Фc3 Kpg8 31. Фe3 Ce6 32. Kbd4 Фf7 33. Фd3 Ke7 34. g4 Keg6? В тяжелом положении гроссмейстер "зевает" простой удар.
35. K:e6 Л:e6 36. C:e6 K:e6 37. Фf5, и черные сдались.
А. Широв - "Фриц"
(Иллюстрация 5)
Эта позиция получилась после сложных маневров в испанской партии. Последним ходом Cd3-f5 белые предложили жертву качества. Компьютер, которого "хлебом не корми", только дай что-нибудь съесть, охотно ее принимает, причем оценивает положение как выигрышное для себя.
30...C:f5 31. K:f5 Kb3 32. Фg4 g6. Плохо 32...Cf8 33. K:g7 C:g7 34. Ch6 f5 35. ef.
33. Kh6+ Kpg7 34. Фf4 Сd8 35. Kg4 ba 36. ba K:a1 37. Л:a1 Лa6 38. Лd1 Фb3 39. Лc1. У Широва определенная компенсация за качество, и тут черные занялись пешкоедством...
(Иллюстрация 6)
39...g5?! Забавно, что робот реваншируется тем же неудачным пешечным маневром.
40. Фf5 Ф:a3 41. Лc8 Фa1+. На 41...h6 очень неприятно 42. Cd4 Лae6 43. Kf6 C:f6 44. ef+ Kpg8 45. Ф:e6 fe 46. Л:e8+ Kpf7 46. Лe7+ Kpg6 48. g4 h5 49. Лg7+ Kph6 50. h4 hg 51. hg+ Kph5 52. f7.
42. Kph2 h5 43. Л:d8! Видно, компьютеру даже не пришло в голову, что белые могут отдать второе качество.
43...Л:d8 44. Kf6 Фс3 45. C:g5 Kpf8 46. f4 h4 47. C:h4 Фa5 48. Фh7 Kpe7 49. Kg4+ Kpe8 50. Фg8+ Kpd7 51. Ф:f7+ Kpc6 52. e6 с победой.
Спустя месяц в Дортмунде состоялся традиционный супертурнир. В нем приняли участие будущий чемпион мира Крамник, Ананд, на тот момент действующий чемпион мира Халифман, его соперник по финальному матчу в Лас-Вегасе Акопян, сильные гроссмейстеры Адамс, Леко, Бареев, Пикет, Хюбнер и... известная израильская программа "Юниор" ("Deep Junior"). Не раз она доставляла неприятности гроссмейстерам, а в 1999-м чуть не преподнесла сенсацию в турнире по Интернету с участием Каспарова. В четвертьфинале получила подавляющий перевес с Адамсом, но в позиции, где англичанин мог спокойно сдаться, израильский компьютер из-за технических неполадок отключился от Интернета и был дисквалифицирован. Но в Дортмунде игра велась очно, к тому же с полноценным контролем.
Некоторые гроссмейстеры не любят играть в одних турнирах с компьютерами, испытывают при этом дискомфорт, но ведь всегда интересно узнать, куда нас привел научно-технический прогресс...
Участники данного сражения, понимая, что по части тактики с роботом лучше не спорить, предпочитали играть закрытые позиции. Хотя для зрителей они немного скучноваты, но в некоторых из них возникли занятные сюжеты.
"Юниор" - Р. Хюбнер
Французская защита
1. е4 е6 2. d4 d5 3. Kd2 Kc6 4. Kgf3 Kf6 5. e5 Kd7 6. Kb3 Ce7 7. Cb5 0-0 8. 0-0 Kcb8 9. c3 b6 10. Kbd2 Ca6 11. a4 c6 12. С:a6 K:a6 13. Фe2 Kc7 14. b3 c5 15. Лe1 Kb8 16. Ca3 Kc6 17. Фd3 Лc8 18. a5 Лa8 19. Kph1 Фd7 20. dc.
(Иллюстрация 7)
Здесь Хюбнер, всегда отличавшийся экстравагантностью, неожиданно для всех... сдался. По его словам, он собирался ответить, как и положено, 20...bc, но тут заметил, что "зевнул" прыжок коня 21. Kе4 (его нельзя брать из-за связки). Но в действительности ничего опасного в этом нет, например: 21...Лfb8 22. Kfg5 (с угрозой Kf6+) 22...g6 23. Фh3 h5 с острой игрой. Тем более, что возможно и 20...K:а5. Просто Хюбнеру стало неприятно, что, встречаясь с электронным соперником, он что-то просмотрел.
"Юниор" - В. Акопян
(Иллюстрация 8)
У черных нет никаких перспектив, взгляните хотя бы на ладью g7. А машина после небольшой подготовки могла провести f2-f3 и g2-g4, прорываясь по линии "h". Но "Юниор", видимо, решил, что раздваивать неприятельские пешки "f" невыгодно, и после нескольких бессмысленных перемещений ферзя и ладьи предложил ничью.
Близок к победе был компьютер и в партии с Бареевым, а вот, встречаясь с Крамником, потерпел чувствительное поражение.
В. Крамник - "Юниор"
Дебют ферзевых пешек
1. d4 d5 2. e3 Kf6 3. Cd3 e6 4. f4. Крамник сходит с проторенной дорожки, но на сей раз робот теряется...
4...Ce7 5. Kf3 c5 6. c3 0-0 7. Kbd2 Kg4? 8. Фe2 c4? "Юниор" нарушает позиционные принципы: закрывает ферзевый фланг и развязывает белым руки на королевском.
9. Cс2 f5 10. Лg1 Kc6 11. h3 Kf6 12. g4 Ke4 13. Фg2 g6? Забавно, но в этот момент "Юниор" оценивал позицию в свою пользу.
14. Фh2 Kph8 15. h4 K:d2 16. C:d2 fg 17. Kg5! Фe8.
(Иллюстрация 9)
У черных лишняя пешка, брать на g4 нельзя из-за е6-е5. Но...
18. h5!, и выясняется, что им уже не устоять.
18...gh 19. Л:g4! Теперь 19...е5 проигрывает из-за 20. Лh4.
19...Лf6 20. Лh4! Лh6 21. 0-0-0 a5 22. Лh1 b5. Надо было раньше думать о контригре.
23. Cd1 Лa7 24. C:h5 Фf8 25. e4! Cd8 26. f5! b4 27. Cg6 Л:h4 28. Ф:h4 bc 29. bc Cf6 30. Ф:h7+! Л:h7 31. Л:h7+ Kpg8 32. Cf7+ Ф:f7 33. Л:f7. Черные сдались.
Проиграл "Юниор" и Пикету, а вот в последнем туре Леко, борясь за победу в турнире, перегнул палку, и в результате машина, отбив атаку, взяла верх и достигла 50-процентного результата. Учитывая, что это был турнир 19-й категории, можно признать, что робот вполне вписался в серьезную шахматную компанию.
Прошел еще один месяц, и в августе 2000 года в Лондоне, в рамках традиционной Олимпиады интеллектуальных видов спорта (кроме шахмат еще и шашки, го, рэндзю, отелло и др.), состоялся очередной чемпионат мира среди машин. Сильнейшие программы сражались в девять туров по швейцарской системе: "Фриц", "Юниор", предыдущий чемпион "Шреддер" ("Shredder") и другие, всего 14 программ. Для игры использовались мощные компьютеры с несколькими процессорами. Фавориты - немецкие программы "Шреддер" и "Фриц" - начали с двух побед, а в третьем туре встретились между собой.
"Шреддер" - "Фриц"
(Иллюстрация 10)
У черных сильная пешечная цепь, а слон противника заперт. И все же "Шреддеру" удается вырваться из тисков.
36. f4!? gf 37. ef Kpe6 38. g4 d4 39. Лa1 Kpd6 40. Лc4 Kpd5 41. Лc7 Kc6 42. Лd7+ Kpe4 43. Л:h7 Л:b4 44. Лe1+ Kpf3. Король совершил опасный рейд, но белые хладнокровно отражают натиск.
45. fe Лb2 46. Лg1 Л:e5 47. Лf7 Л:e1+ 48. Kp:e1 Ke5 49. Л:f6+ Kpe4 50. Л:d4 Kp:d4. Ничья.
Два фаворита долго шли вровень, а решающими стали их встречи еще с одной немецкой программой "SOS". "Фриц" сыграл вничью, а "Шреддер" не отозвался на сигналы бедствия...
"Шреддер" - "SOS"
Сицилианская защита
1. е4 с5 2. Kf3 e6 3. d4 cd 4. K:d4 Kf6 5. Kc3 d6 6. Cg5 Kc6 7. Фd2 a6 8. 0-0-0 h6 9. Ce3 Ce7 10. f3 K:d4 11. C:d4 b5 12. g4 b4 13. Ka4 Лb8 14. Фf2!? Современные программы не только постоянно пополняют свои дебютные библиотеки, но часто демонстрируют и свежие идеи, ценные новинки. Здесь раньше встречалось 14. b3 Cd7 15. Kb2 Cc6 с хорошей игрой у черных. "Шреддер" удачно меняет коня, застрявшего на краю доски.
14...0-0 15. Kb6 Kd7 16. K:c8 Ф:c8 17. h4 Фc6.
(Иллюстрация 11)
18. g5! Электронный гроссмейстер, жертвуя пешку, развивает стремительную атаку.
18...hg 19. hg C:g5+ 20. Kpb1 f6 21. f4 Ch6 22. f5! Вскрывая диагональ а2-g8.
22...е5 23. Cе3 C:е3 24. Ф:е3 Лf7 25. Фb3 Лc8 26. Лd2! Ф:e4 27. Cg2 Фc4 28. Фh3 Kpf8 29. Cd5 Фc7 30. Фg2 Kpe7 31. C:f7, и вскоре черные сдались.
Вот итоги чемпионата мира: 1. "Шреддер" (Германия) - 7 очков из девяти; 2. "Фриц" (Германия) - 6,5; 3-4. "Чесс Тигер" ("Chess Tiger", Франция), "Ребел" ("Rebel", Нидерланды) - по 6; 5-6. "Юниор" (Израиль), "SOS" (Германия) - по 5,5 и т. д. Таким образом, "Шреддер" защитил свое звание, а "Фриц", чемпион мира 1995 года, занял вторую ступеньку.
В начале 2001 года компания "Брэйн Геймс", которая провела поединок Каспаров - Крамник, решила устроить матч между шахматными королями Крамником и "Фрицем". Призовой фонд 2 млн. долларов, но дело не только в деньгах. Ведь прошло более четырех лет после того, как компьютер "Дип Блю" в настоящем матче одолел Каспарова. Разумеется, 13-й чемпион мира и не думал тогда, что такое может случиться. Будем надеяться, что 14-й чемпион мира в своей схватке с роботом отомстит за человечество...