Алекс, сотрудник одного из университетов штата Орегон (США), время от времени чистил и смазывал свой шестизарядный револьвер. В этой системе при нажатии на спусковой крючок взводится курок и барабан проворачивается на одно отверстие, а затем боек ударяет по капсюлю патрона, заряженного в очередное отверстие барабана. Для пущей безопасности Алекс всегда вставляет в свой кольт только пять патронов, чтобы боек находился против пустой, шестой камеры барабана.
И в этот день, приступая к чистке, он вынул пять патронов и положил их на стол. Закончив все операции, Алекс стал вставлять патроны в барабан. Но, дойдя до последнего, пятого патрона, хозяин револьвера вдруг ощутил неясный прилив беспокойства, какую-то угрозу, связанную с этим последним патроном. Никогда в жизни, говорит Алекс, ничего подобного он не ощущал. И он оставил пятый патрон на столе, а боек поставил, как всегда, напротив пустой, шестой камеры. Теперь пустыми были две камеры: шестая и соседняя, пятая.
Через две недели в доме Алекса собралась веселая компания, среди гостей была и его невеста. Неожиданно между двумя гостями вспыхнула ссора, один из драчунов схватил пистолет хозяина, висевший на стене, и направил его на соперника, да так, что на линии прицела оказалась невеста Алекса. Тот прыгнул вперед, заслоняя ее своим телом, раздался сухой щелчок курка... Боек ударил по второму пустому отверстию, где мог бы стоять патрон, отложенный в сторону две недели назад.
Такие случаи интуитивного ощущения опасности, и удаленной во времени, и непосредственной, давно интересуют ученых. Существует несколько возможных объяснений этого явления. Самыми реалистичными из них кажутся три. Когда опасность ощущается за несколько секунд или минут до ее возникновения, человека предупреждают о ней подсознательные раздражители. Вы их не замечаете или, во всяком случае, не осознаете, но мозг их регистрирует и заставляет вас автоматически уклониться от опасности. Это могут быть очень тихий звук, какое-то движение, замеченное краем глаза, незаметные изменения мимики собеседника... Другой вариант: такие предчувствия появляются у каждого из нас нередко, но мы запоминаем их только в тех случаях, когда они оправдываются. Третья возможность: когда случилось какое-то несчастье, человек задним числом, роясь в своих ощущениях, придумывает себе "воспоминания" о том, будто он загодя чувствовал что-то неладное.
Однако английский психолог Дин Рейдин, сейчас работающий в том же университете, полагает, что у нас действительно существует некое "шестое чувство", иногда спасающее от опасности. Он выполнил серию экспериментов, которые, по его мнению, подтверждают наличие такого чувства предвидения.
Испытуемого сажают перед экраном, на который компьютер случайным образом выводит фотографии - одни нейтрального содержания, например спокойные пейзажи, а другие угрожающие или неприятные, скажем, фотографии пауков и змей. Снимки появляются на три секунды, с паузами между ними в восемь секунд. В ходе опыта у человека измеряется электрическое сопротивление кожи и кровоток. Опыт происходит в спокойной обстановке, в отдельной комнате, без участия экспериментатора.
Результаты опыта на первый взгляд неудивительны: когда появляется неприятные изображения, кривые физиологического состояния подскакивают. При спокойных фотографиях они остаются спокойными. Но, присмотревшись к этим кривым, мы увидим, что за две секунды до появления картинки на экране, когда компьютер ее еще не выбрал, перед неприятной фотографией физиологические показатели дают подъем (см. рисунок). То есть организм реагирует на неприятные эмоции за несколько секунд до того, как они появятся.
По мнению Рейдина, результаты его опытов подтверждают то, что и так знают многие из нас: какое-то предчувствие на бессознательном уровне нередко предупреждает нас о назревающих несчастьях.
Рейдин занимается парапсихологическими экспериментами, основанными на подобной методике, с 1993 года. Тогда он изучал в Эдинбургском университете другое знакомое многим, но не менее загадочное чувство - ощущение того, что на тебя смотрят. В двух комнатах, отделенных одна от другой 30 метрами и соединенных телевизионной системой, помещались экспериментатор и испытуемый. Через телекамеру экспериментатор в одной комнате мог смотреть на испытуемого в другой, причем подопытный не знал, когда на него смотрят. Однако именно в эти моменты, выбиравшиеся строго случайным образом, испытуемый ощущал "нечто". Точнее, он ничего не ощущал, но у него внезапно менялось электрическое сопротивление кожи.
Тогда психолог подумал: если такое "шестое чувство" может возникать в экспериментах с двумя людьми, разнесенными в пространстве, то не может ли случаться то же самое во времени? Не способен ли человек иногда принять тревожный сигнал из будущего от себя самого? И он разработал схему эксперимента с показом фотографий через компьютер.
Его опыты повторили другие ученые в университетах Амстердама и Эдинбурга, и результаты оказались похожими.
Сам Рейдин не считает, что эти эксперименты неопровержимо доказывают существование интуитивного чувства опасности. Результаты всего трех лабораторий, экспериментировавших на двух сотнях людей, нуждаются в многократном подтверждении в десятках лабораторий по всему миру.
Критики парапсихологии (например, коллега Рейдина по университету Рэй Хайман) указывают, что эксперименты в других лабораториях должны быть не простым повторением - иначе они всего лишь повторят и возможные ошибки экспериментатора, а заново разработанными опытами, направленными на выявление того же эффекта каким-то другим, не менее остроумным и наглядным способом. В частности, критики указывают: величина сопротивления кожи в норме значительно колеблется и не совсем ясно, что принимать за исходный уровень.
Первые попытки научно исследовать явления, называемые парапсихологическими, начались полтора века назад. За это время неоднократно появлялись сообщения об экспериментах, казалось бы, однозначно подтверждавших существование телепатии, ясновидения, телекинеза и еще чего-нибудь в этом роде. Но каждый раз более внимательная проверка выявляла ошибки в постановке эксперимента или в методах оценки его результатов, а то и даже прямой обман.
Но если эта гипотеза подтвердится, выводы могут потрясти основы всех наук и философии и даже оказаться полезными в повседневной жизни. Общепринято, что будущее не может влиять на прошлое. Причинно-следственные связи не работают в обратном направлении. Если это не так, придется пересмотреть аксиомы чуть ли не всех наук. Именно поэтому проверка должна быть архистрогой.
И все же заманчиво себе представить, что самолеты когда-нибудь, возможно, оборудуют компьютерной системой, следящей за подсознательными эмоциями членов экипажа. Если посреди спокойного полета компьютер заметит, что у экипажа беспричинно изменились физиологические показатели, он предупредит пилота: смотри в оба, что-то готовится!