Считается, что первые в мире слова по телефону были произнесены в конце XIX века американским изобретателем Александром Грейамом Беллом, шотландцем по происхождению. Якобы он случайно облил одежду кислотой и обратился за помощью к своему молодому помощнику: "Ватсон, зайдите, пожалуйста, ко мне!".
На самом деле первым словом, переданным по телефону, было ругательство, произнесенное Ватсоном. Какое - история умалчивает. Дело было так. Белл в своей лаборатории ставил эксперименты по передаче электрических сигналов по проводам. Он и не собирался изобретать телефон. Он просто еще не знал, что это такое. Через несколько комнат был натянут провод, и у одного конца его возился с приемной аппаратурой Белл, у другого - налаживал источник сигналов Ватсон. У Ватсона что-то не получалось, и он тихонько чертыхнулся. Шеф никак не мог услышать этого через несколько комнат, но одна из деталей приемного устройства сработала как резонатор, и Белл ясно услышал первое в мире телефонное сообщение! Он бросился в комнату к Ватсону с радостными криками: "Повторите! Повторите!", обнял и расцеловал коллегу. Так свершилось великое открытие, которое в корне изменило нашу жизнь, решив многие проблемы общения и создав новые.
Первый частный телефон в мире был установлен в квартире Марка Твена. Во всяком случае, так он писал в своей книге. Только интересно, с кем этот единственный абонент в мире общался по телефону? Наверное, с редакциями или с телеграфом, где уже раньше были установлены первые ведомственные телефоны...
ПРИБОР ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ МЫСЛЕЙ НА РАССТОЯНИЕ
Несмотря на фантастические достижения технического прогресса в области связи, в России по-прежнему популярны старые добрые шнуровые, или линейные, телефоны, и не только из-за доступных цен, но и потому, что сервисные возможности для более современной телефонной связи, особенно на периферии, порой оставляют желать лучшего. Многие предпочитают линейные кнопочные телефоны с расширенными функциональными возможностями. Но и дисковые аппараты с единственной функцией ручного набора номера при снятой трубке держат свои позиции. Отчасти из-за консерватизма пользователей, отчасти потому, что порой только старомодные аппараты с механическим звонком способны взаимодействовать с устаревшими телефонными сетями.
Имеющиеся на сегодняшнем российском рынке линейные телефоны можно условно разместить в трех ценовых нишах.
Нишу дорогих аппаратов занимают "PANASONIC", некоторые модели "PHILIPS", "GENERAL ELECTRIC", "CASIO" (последние в настоящее время в продаже встречаются редко).
"Золотую середину" составляют "SIEMENS", "LG", "SAMSUNG", многие модели "GENERAL ELECTRIC".
Нишу дешевых аппаратов успешно заполняют телефоны российского производства, латвийские VEF, некоторые модели "GENERAL ELECTRIC" и многие так называемые "восстановленные" импортные модели (снятые за рубежом с производства и собираемые у нас из зарубежных комплектующих).
Как видите, только аппараты "GENERAL ELECTRIC" более или менее ориентированы на разные слои населения и разные финансовые возможности.
Кроме ценового критерия современные телефоны могут подразделяться на:
- офисные (с более строгим дизайном, набором офисных функций, спикерфоном);
- домашние (с мягким уютным дизайном, яркими цветами корпусов, с большим объемом памяти, со световым вызывным сигналом);
- оригинальные (с необычным дизайном, с радиоприемником, будильником, специальные хорошо моющиеся аппараты на длинном шнуре или со спикерфоном для кухни). К этой же группе относятся и телефонные аппараты для пользователей с недостатками зрения или слуха: с большими подсвечиваемыми клавишами, с возможностью подключения слухового аппарата.
АОН: АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ НАШЕГО МЕНТАЛИТЕТА
Телефон создан, чтобы покорять расстояния и экономить наше время. Но мы и не заметили, как из послушного раба он стал злым хозяином-погонялой.
Эта чудесная игрушка Александра Грейама Белла уже много лет сводит нас с ума. Она то и дело перебивает нас дома и на работе, не давая закончить фразу, допить кофе, вытаскивая нас из ванны с риском простудиться, и требует, чтобы мы немедленно ответили, не зная, нужен ли нам этот звонок и что он принесет: очередное бесцеремонное вторжение или дружбу, любовь, нужную информацию?
А вспомните свой день рождения - где вы больше провели времени: за праздничным столом с друзьями и родными или у назойливого телефона, который то и дело звал вас к себе, чтобы вы выслушали очередную порцию стандартных поздравлений и пожеланий?
Замечательный подарок прогресса - телефон, решив одни проблемы связи, создал другие. Несвоевре менные звонки ставят человека в неловкое положение, отнимают время, выматывают нервы, рушат планы. Люди давно мечтали о телефоне, который еще до снятия трубки информировал бы, кто звонит. В 70-е годы смелой мечтой измученных абонентов было устройство, которое бы различало звонящих по разной тональности вызывного сигнала.
Жизнь, как всегда, превосходит фантастику. Не прошло и 100 лет с момента изобретения телефона, как для автоматизации выхода на междугородную связь была создана поначалу громоздкая система автоматического определения номера звонящего абонента (АОН). Параллельно создавались АОНы для спецслужб. Об индивидуальных пользователях никто не думал, и они подумали о себе сами. АОНы индивидуального пользования, созданные отнюдь не государственными структурами, появились в продаже к концу 80-х годов одновременно в США и России.
Сегодня высшим классом считаются АОНы с цифровым автоответчиком без питания от электросе ти с возможностью занесения фамилий в "записную книжку" и совместной работы с компьютерной базой данных. Очень интересна недавно появившаяся функция переадресации информации о поступающих звонках с домашнего АОНа на мобильный телефон. Вы будете знать, кто звонит, и сможете экономнее расходовать ресурсы своего мобильного, отзванивая по менее срочным звонкам с линейного телефона.
Кроме функций, безмерно повышающих удобство телефонной связи, современные телефоны с автоматическим определителем номера могут работать многофункционально: как будильники, таймеры-органайзеры, электронные записные книжки, часы (при желании "говорящие" или с "кукушкой"), охранная сигнализация с автодозвоном по заданным номерам в случае тревоги и даже как калькулятор.
Возможно подключение передовых моделей АОНов к персональному компьютеру, при этом винчестер выполняет роль электронного автоответчика, а через CD-rom предоставляется база данных городской телефонной сети. В режиме on-line система не только определяет номер звонящего, но тут же выдает на дисплей его фамилию и адрес. Разумеется, данная система имеет и другие достоинства.
Наиболее удобны АОНы без сетевого электропитания. Прежние модели АОНов обязательно нуждались в питании от электрической сети через адаптер и таким образом были "привязаны" одновременно к телефонной и электрической розеткам. При перебоях с электричеством такие аппараты оставляли владельцев и без телефонной связи. Для работы моделям без сетевого электропитания достаточно слабого тока телефонной сети, а для резервного питания используется энергия батареек.
Большинство современных моделей снабжено злободневной сегодня системой защиты телефонных линий от пиратских подключений.
У нас ходят упорные слухи о том, что в США и Европе АОНы запрещены, как нарушающие права человека (например, право безнаказанно позвонить вам глубокой ночью и спросить с дурацким хихиканьем: "Это морг?"). Подобные слухи порождены полным отсутствием на нашем рынке зарубежных телефонов с автоматическим определителем номера. А между тем престижные дорогие АОНы производят фирмы "GENERAL ELECTRIC" (например, модель GE-2-9398 с памятью на 25 номеров), "PHILIPS", выпускают АОНы в США, Канаде, Израиле, в странах Юго-Восточной Азии. У нас они не продаются из-за несоответствия стандартам на оборудование телефонной связи.
Идя на поводу у массового потребителя, современные АОНы порой снабжены такими "неинтеллигентны ми" функциями, как прослушивание разговора, ведущегося на параллельном телефоне, подмена определяющихся номеров, анти-АОН. Но ведь не пользоваться ими - наше право.
Зато АОН деликатнее и надежнее популярного у нас сейчас автоответчика. Он сохраняет достаточную информацию о каждом звонке, никого не раздражая, не смущая и не отнимая времени зря. В конечном счете это очень высокоинтеллектуальный аппарат, способный стать вашим надежным, исполнительным, тактичным секретарем. И добрым другом.
Что касается прав человека - конечно, каждый имеет право позвонить по телефону и получить ответ. Но и на другом конце провода каждый человек тоже нуждается в защите своих прав. Он имеет право работать, не отвлекаясь на пустые и случайные звонки, или отдыхать, или заниматься с детьми и пользоваться телефоном тогда, когда считает нужным.
Разговоры о том, что АОНы перегружают телефонные линии и будут у нас запрещены, тоже несостоятельны. Министерство связи РФ регулярно выдает сертификаты соответствия на новые модели АОНов.
Так что вопрос исчерпан. АОНам - быть!
"ДРУЖЕЛЮБНЫЕ" АОНЫ
Первые годы после появления на рынке АОНы были любопытной новинкой, освоить все возможности которой могли лишь самые терпеливые и упорные. Большинство функций выполнялось последовательным нажатием управляющих и цифровых клавиш, зачастую до четырех-пяти одновременно. Запомнить все это было трудно, и пользователю приходилось постоянно подглядывать в инструкцию, построенную по принципу "дерева". Ориентироваться в ней непросто, и большинство покупателей АОНов откладывали ее в сторону, используя аппарат всего на 5-10 процентов. Применение в командах цифровых клавиш часто приводило к сбиванию настроек из-за мелких ошибок пользователя.
Все изменилось с появлением АОНов "Палиха" с новой идеологией и схемотехникой, которые наконец сделали клавиатуру телефона "дружелюбной". У этих аппаратов каждая функция вызывается нажатием всего одной клавиши и надпись на клавише соответствует ее назначению. Не то что прежде: жмешь на "fire" (пожар) - получаешь список звонивших абонентов, жмешь на "police" (полиция) - видишь список набранных тобой номеров. Теперь с "дружелюбными" АОНами легко общаться, не заглядывая в инструкцию. А если и стоит заглянуть, то из любопытства: что же еще умеет этот интеллектуал?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ:
Батарейки в аоне слишком быстро разряжаются (менее трех месяцев). Возможно, у вас спаренная линия. Отключите режим определения номеров, набираемых на параллельных телефонах.
Плохо определяются номера. Это может зависеть от качества вашей линии, на которое вы не в силах повлиять. Сделайте зависящее от вас. Отключите дополнительные устройства (автоответчики, факсы, модемы). Проверьте, не стоит ли в вашей телефонной розетке старого образца конденсатор (раньше их ставили для обеспечения безразрывности линии при выключении телефона из розетки), - удалите его. Современные АОНы имеют возможность гибкой настройки под конкретную телефонную сеть, консультацию по этому вопросу вы можете получить в сервисном центре.
Не определяются номера некоторых абонентов. Телефонные станции старого образца бывают не оснащены оборудованием, выдающим номер в ответ на запрос АОНа. Не определяются многие междугородные и некоторые ведомственные номера. С этим вам остается только смириться.
...ГОВОРИТЕ ПОСЛЕ СИГНАЛА
Из каждых пяти покупаемых сегодня в России телефонных аппаратов один - со встроенным автоответчиком. Прибавьте сюда автоответчики-приставки, охотно раскупаемые "вдогонку" к ранее купленному телефону, и получится, что примерно 30 процентов российских покупателей тяготеют к использованию автоответчиков.
Но среди звонящих на снабженные автоответчиками телефоны процентный расклад в отношении к автоответчикам совсем другой. Как минимум 50 процентов звонящих, услышав предложение оставить свое сообщение, кладут трубку. И дело не в робости перед техникой, а в естественном нежелании общаться "вживую", на полном серьезе, с неживой игрушкой. В эту обескураживающую статистику немалый вклад внес печальный опыт общения абонентов с автоответчиками некоторых организаций и редакций: в ответ на оставленные сообщения там зачастую не перезванивают.
Но мы-то с вами, читатель, интеллигентные пользователи. И если взять за правило своевременно отзванивать на поступившие сообщения, ваш автоответчик станет надежным секретарем и добрым помощником.
Пользователи, которым важно не упустить ни один звонок, поступивший в их отсутствие, в последнее время успешно совмещают свой автоответчик с автоматическим определителем номера. АОН сохраняет достаточно информации об абонентах, не пожелавших разговаривать с автоответчиком. Кроме того, это хорошая защита от телефонных хулиганов и детей, которые, случайно наткнувшись на автоответчик, начинают регулярно звонить и наговаривать на магнитную ленту всякую чепуху, "сажая" кассету или переполняя цифровую память.
Автоответчик, этот "секретарь на телефоне", поговорит с абонентами в ваше отсутствие и запишет, что передать. Синтезатор речи ставит после каждого сообщения голосовую метку времени и даты. Ваше исходящее сообщение или приветствие можно подготовить в нескольких вариантах, в том числе расширенное (такое может быть полезным в случае вашего длительного отъезда).
Для экономии памяти автоответчика применяется режим VOX (система автоматически разъединяет линию, если в речи абонента длинные паузы или он положил трубку).
Когда вас нет у телефона (или вы слишком заняты и предпочли бы перенести разговор на другое время), после нескольких гудков включается автоответчик. Сначала проигрываются записанное вами приветствие и ваша информация, а затем после сигнала на кассету записывается сообщение абонента. В конце каждого сообщения автоответчик фиксирует время поступления информации. После этого начинает мигать индикатор принятых сообщений. Когда вы возвращаетесь к телефону (или освобождаетесь от неотложных дел), достаточно нажать кнопку воспроизведения - и аппарат выдаст информацию.
Более практичны современные автоответчики с цифровой записью. Здесь входящие и исходящие сообщения записываются на цифровых электронных чипах вместо микрокассеты с магнитной лентой. Это снижает до минимума число механических узлов, а значит, намного повышает надежность и долговечность. Цифровая запись делает аппарат намного удобнее в обращении. Не надо переворачивать кассету или менять ее, когда она изнашивается. Нужное сообщение включается мгновенно, ленту перематывать не требуется. Можно стирать отдельную информацию, оставляя лишь нужное, можно регулировать скорость воспроизведения.
Время работы цифровых моделей автоответчиков сегодня достигает двух часов! По истечении этого времени, если вы не прослушали сообщения и не стерли их, автоответчик продолжает работать как динамик и может выполнять роль селектора звонков. Вы слышите, кто вам звонит, и в экстренных случаях снимаете трубку и отвечаете.
ДАЙ МНЕ ПОСЛУШАТЬ ТВОЕ ПРИВЕТСТВИЕ НА АВТООТВЕТЧИКЕ, И Я СКАЖУ, КТО ТЫ
Профессиональные психологи рекомендуют делать исходящее сообщение как можно короче. Это снижает частоту "пустых" записей.
Творчески составленный текст приветствия тоже меняет картину в лучшую сторону. Так, один известный ученый-психолог начинает свой текст с извинений, что вам приходится говорить с техникой; популярный шоумен вальяжно отвечает по телефону: "Да!" - и, когда вы начинаете объяснять суть дела, после паузы произносит: "Извините, но это автоответчик"; именитый театральный режиссер надиктовывает на свой автоответчик строки Шекспира. И полно оригиналов, которые долдонят: "Нас нет дома...". Находка для взломщиков!
Вот еще несколько забавных образцов приветствий с автоответчиков из разных уголков мира, которые кто-то любознательный собрал и запустил в компьютерную сеть Интернета. А я их выловила:
Пpивет. Я - автоответчик. А ты кто?
Алло? (Тишина на паpy секунд.) Извините, но ее сейчас нет. Оставьте ей сообщение, и она вам пеpезвонит.
(Гpомко звyчит мyзыка на заднем плане.) Алло? Секyндy, я выключy мyзон. (Удаляющиеся шаги, выключение мyзыки, тишина, возвpащающиеся шаги.) Извините, здpавствyйте, а кто это?.. А, здpавствyйте! Хммм... эээ... в общем, вы говоpите с автоответчиком, но оставьте, пожалуйста, сообщение, и я вам пеpезвоню, как пpидy.
Пpивет! Автоответчик Билла сломался. Это его холодильник. Пожалyйста, говорите медленно, чтоб я успевал направлять каждое слово в морозилку.
Вы устали. Ваши веки стали тяжелыми, как никогда. Вам хочется спать. Вы временно теpяете вашy силy воли и способность пpотивостоять yказаниям. Когда вы услышите гyдок, вы бyдете достаточно готовы, чтобы оставить ваше имя, номеp телефона и сообщение.
Это не автоответчик. Это телепатическая yстановка пpочтения мыслей на pасстоянии. После гyдка подyмайте о вашем имени, номеpе телефона и пpичине этого звонка. Би-и-и-п!
Привет, это Рон. Меня сейчас нет дома, но я могу принять ваше сообщение. Подождите секундочку, пока я возьму карандаш.
(Отдаленный шум отодвигаемого ящика, шуршание бумаг.)
Та-ак, и что вы мне хотели сказать?
Здравствуйте, в офисе сейчас никого нет. С вами говорит автоответчик. Оставьте после гудка ваше сообщение. Ту-ту!
Здравствуйте, так как в офисе сейчас никого нет, с вами говорит автодозвонщик... Ту-ту!
Это номер 222-22-22. С вами говорит автоответчик. После сигнала вы расскажете душераздирающую историю про свой застрявший в телефонном диске палец. П-и-и-п!
КАК БЫТЬ С ТЕЛЕФОННЫМИ НЕДОРАЗУМЕНИЯМИ
Телефон - это огромное испытание для наших нервов. Если вас дома бомбардируют звонками: "Это фирма "Сфинкс"?", - бесполезно рычать, что здесь нет никакой фирмы и бросать трубку. Люди все равно будут звонить и спрашивать фирму "Сфинкс", потому что им необходимо туда дозвониться. Если они вместе с вами пали жертвой опечатки в рекламном объявлении или справочнике, самым безболезненsным выходом для вас будет узнать правильный телефон фирмы и спокойным голосом сообщать его звонящим. Вот увидите - пройдет несколько дней, и вас оставят в покое. Разве что кто-то, кто не записал продиктованный вами номер, позвонит снова, чтобы освежить его в памяти. Поинтересуйтесь, взял ли он ручку и бумагу, и спокойно продиктуйте. Все.
Если в телефонной трубке вы услышите сакраментальное "Это кто?", - не пускайтесь в терпеливые объяснения. Ответный вопрос "А вы кто?" тоже неуместен. Вернее всего, такой любознательный звонящий просто не туда попал. Ваши добросовестные ответы вызовут лишь новые, еще более дурацкие вопросы и раздражение обеих сторон. На вопрос "Это кто?" следует отвечать: "Это я". Такой честный ответ быстро отрезвляет и дает понять, что задан глупый вопрос. Недоразумение быстро выясняется и заканчивается извинениями.
Бич нашего времени - многословный телефонный собеседник, разговор с которым очень трудно закончить. Вы можете десять раз приветливо попрощаться, а он будет заводить все новые темы: "Да, чуть не забыл сказать...". Круг таких собеседников, как правило, вам уже известен. Поэтому, попавшись на крючок, постарайтесь соскочить с него в самом начале разговора. Опрометчиво сняв трубку и услышав знакомый голос, собирающийся отнять у вас около часа времени, бесполезно притворяться: "Алло, вас не слышно!". Он обязательно перезвонит еще и еще.
К многословным и беспредметным собеседникам лучше применить маленькие хитрости. С бесшнуровой трубкой или телефоном на длинном шнуре подойдите к своей входной двери, позвоните в дверной звонок и, сокрушаясь, сообщите, что к вам пришли. Если в доме есть собака - еще проще. Научите ее команде поднимать лай по щелчку пальцев или по беззвучному жесту. Как только настанет пора закончить разговор, "включайте" собаку и говорите, что к вам пришли.
И заклинаю вас не упоминать в телефонном разговоре с друзьями и знакомыми, что вы нездоровы. Это обернется часовыми рекомендациями, как вам надо лечиться. На ваше жалобное "Мне бы лечь..." абонент будет еще долго говорить о пользе постельного режима.
С престарелой родственницей, у которой последняя радость в жизни - позвонить вам и пожаловаться на свои болячки, плохих врачей и плохих политиков, пресекать разговор каким бы то ни было из описанных здесь способов негуманно. Пройдут годы, и наша жизнь тоже может оказаться висящей на телефонном шнуре. Поэтому ваш моральный долг - выслушать старушку, поддакивая и подбодряя. Тем временем, зажав трубку между ухом и плечом (в продаже можно встретить специальные держатели трубок, крепящиеся на плече или в виде обруча на голове, а еще лучше использовать телефон со встроенным динамиком и микрофоном - так называемый спикерфон), вы можете параллельно заниматься несложной работой: пробежать взглядом газеты, сделать вырезки, набросать список ближайших дел, начать работу на компьютере... Моя знакомая, ежедневно общаясь с престарелой тетушкой, успевает с трубкой на плече перемыть посуду, погладить белье или сесть за шитье.
СЕМЬ ТЕЛЕФОННЫХ "НЕ"
НЕ снимайте телефонную трубку во время звучания акустического вызывного сигнала. В эти моменты через аппарат идет ток значительной величины (до 0,4 А). Снятие трубки при этом сокращает срок службы телефона. Снимать трубку лучше всегда в паузе между посылками вызова.
НЕ нажимайте слишком сильно на кнопки клавиатуры, так можно сломать находящуюся внизу плату.
НЕ применяйте никель-кадмиевые батарейки для телефонов, нуждающихся для поддержания памяти в дополнительных источниках питания. Никель-кадмиевые батарейки несколько отличаются по форме и рабочим характеристикам. К тому же аппарат может быть поврежден из-за протечки таких "севших" батареек.
НЕ забывайте при замене батареек отсоединять телефонный шнур. И не пытайтесь обойтись заменой одной из батареек. Должны быть заменены одновременно все батарейки, причем ставить нужно батарейки одного типа.
НЕ устанавливайте телефон вблизи источников электромагнитных полей.
НЕ устанавливайте телефон рядом с нагревательными приборами; диапазон температур, в котором телефон "чувствует" себя нормально и работает без сбоев, - от +5 до +40оС.
НЕ допускайте попадания на клавиатуру телефона или внутрь его воды. В частности, не пользуйтесь телефоном в ванне. Вам это может быть приятно, а телефон боится влаги. Может произойти замыкание.
ТЕЛЕФОН В ХИМЧИСТКЕ
Сколько раз в течение дня мы берем телефонную трубку, касаемся кнопок набора и управления? Как бы мы ни были аккуратны, со временем на аппарате появляются стойкие темные пятна, которые очень трудно удалить. А статическое электричество так и притягивает пыль. Помочь может чуть влажная намыленная салфетка, но не стопроцентно.
Попробуйте специальный препарат для чистки офисной техники "Офис Клинер". Он продается в пластмассовых флаконах с распылителем. Но на клавиатуру телефона препарат распылять нельзя, попадание влаги опасно. Лучше побрызгайте им на мягкую салфетку и ею слегка протрите клавиши, трубку и корпус телефона. Аппарат станет как новый! К тому же "Офис Клинер" снимает статическое электричество, придает блеск и имеет приятный запах.
И хотя пятна и пыль на телефоне для вас давно примелькались, чистка аппарата - обязанность номер один, когда вы спешите прибраться дома к приходу гостей. Можно не успеть вытереть пыль с мебели или отполировать латунные ручки дверей, гости этого не заметят. Но они обязательно заметят пятна и пыль на вашем телефоне, если захотят позвонить.
ТЕЛЕФОН В ХОЛОДИЛЬНИКЕ
Очень неприятно, когда в телефонном аппарате вдруг заводятся тараканы. Часто этому способствуют сами владельцы телефонов: пьют кофе, чай с булочками рядом с аппаратом, крошки попадают на клавиатуру и проваливаются внутрь... Тараканы это очень ценят - есть и еда и тепло (особенно в аппаратах с питанием от электросети).
Самый безболезненный для вас и для телефонного аппарата способ избавить его от насекомых - заморозить их. На ночь отключите аппарат, упакуйте его в полиэтиленовый пакет и положите в морозильное отделение холодильника. Зимой в морозные дни можно просто вынести его на балкон. Утром остается вытрясти аппарат и, выдержав его некоторое время в тепле, подключить к сети. А самый радикальный способ - вывести тараканов во всей квартире.
***
Если неправильно набрать номер телефона, он никогда не бывает занят.
Телефон особенно настойчиво звонит, когда вам не удается сразу отпереть дверь.
Телефонную трубку обычно удается схватить именно тогда, когда в ней зазвучат сигналы отбоя.
Артур Блох. "Закон Мерфи"