ТАЙНА БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА СПРЯТАНА В КЛЕТОЧНОЙ МЕМБРАНЕ

Е. ЗИМИНА.

Ученые из Дрезденского института молекулярной клеточной биологии и генетики им. Макса Планка представили гипотезу формирования злокачественных бляшек, являющихся причиной болезни Альцгеймера. Исследователи считают, что одной из причин их возникновения может быть нарушение нормальной работы так называемых липидных рафтов.

Долгое время билипидная клеточная мембрана животных клеток считалась абсолютно однородной и инертной средой. Но в 1997 году известный немецкий ученый Кай Зимонс выдвинул революционную теорию "липидных рафтов": оказывается, липидная мембрана совсем не однородна и не инертна, она представляет собой динамичную, постоянно изменяющуюся среду, чутко реагирующую на все события, происходящие внутри и вокруг клетки. Главная идея Зимонса состоит в том, что определенные участки мембраны самоорганизованы в обогащенные холестерином рафты - этакие "плоты", более плотные, чем остальные области, и потому свободно дрейфующие в окружающем пространстве. В зависимости от происходящих в жизни клетки событий эти "плотики" способны собираться в большие платформы, и тогда молекулы белков, которые до того находились на разных "плотах", получают возможность встретиться и провзаимодействовать. Однако некоторые белки, как оказалось, вообще не способны попасть на "плотики", и, чтобы эти белки могли прореагировать с "постояльцами плотов", клетка разрушает часть рафтов, и "постояльцы" оказываются выброшены навстречу новым событиям.

Для молекулярной медицины рафты стали недостающим звеном в механизмах развития многих заболеваний. Так, учeные быстро обнаружили, что вирусы (в том числе и вирус СПИДа) выбирают своей мишенью в клеточной мембране именно липидные "плоты", забрасывают туда прочный "якорь", после чего начинают свое проникновение в клетку. Развитие такой известной болезни, как прионовая, оказывается, тоже проходит не без участия рафтов. И, наконец, в последние пару лет большого понимания врачи добились в патогенезе болезней Паркинсона и Альцгеймера. Однако, скорее всего, это только начало, все больше и больше ученых интересуются механизмами рабoты рафтов, больше и больше вокруг них возникает новых идей, и не исключено, что перед нами открывается новый период в биологии клеточных мембран.