Конструкторское бюро “Салют” было создано в 1950 году замечательным инженером, Генеральным конструктором авиационной техники Владимиром Михайловичем Мясищевым. Первой продукцией КБ стали тяжелые самолеты-бомбардировщики, многие из которых до сих пор стоят на вооружении. После прихода академика Владимира Николаевича Челомея КБ стало одной из ведущих организаций по созданию баллистических ракет, до сих пор составляющих, как это принято говорить, щит нашей Родины.
В 1971 году конструкторское бюро разработало документацию первой долговременной орбитальной станции “Салют”, провело все лабораторные и стендовые испытания. Вторая станция, созданная КБ спустя год, погибла во время запуска из-за отказа ракеты-носителя “Протон”. В последующие годы из стен КБ вышла целая серия орбитальных пилотируемых и долговременных станций. Венцом этой творческой деятельности можно по праву считать создание первого пилотируемого транспортного корабля снабжения “Космос-929”. Запустили его 17 июля 1977 года; тогда о нем почти ничего не сообщалось, а ведь это был уникальный корабль. По своей сложности и техническим возможностям он далеко превосходил все созданное ранее. Кроме грузового отсека он имел возвращаемый аппарат, где с комфортом могли разместиться три космонавта. Корабль прошел все испытания, включая предпусковую подготовку, но по не зависящим от КБ причинам работы над ним были признаны преждевременными и прекращены. На его базе сделали так называемые функционально-грузовые блоки — те же корабли снабжения, но без возвращаемого аппарата. Делались они по заказу ракетно-космической корпорации “Энергия”, а КБ “Салют” и завод им. Хруничева выступали в роли разработчика, изготовителя и испытателя по всем параметрам, включая запуск на корабле “Протон”. Таким образом, все блоки и системы орбитальной станции “Мир”, а также средства их доставки на орбиту были созданы в Научно-производственном центре им. М. В. Хруничева. РКК “Энергия” проводила оснащение станции научной аппаратурой и осуществляет управление всей этой техникой. Инженеры центра им. Хруничева и предприятий, принимавши х участие в создании станции, и сегодня перед каждой экспедицией проверяют все ее системы и выдают заключение Генерального конструктора, которое гарантиру ет, что очередной экипаж на ее борт можно посылать.
Опыт, который наработан КБ “Салют”, заложил основы научно-технического потенциала, позволяющего на новом этапе решать аналогичные задачи. Эти задачи встали перед конструкторским бюро в связи с созданием международной космическ ой станции. Ее постройкой руководит американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) совместно с корпорацией “Боинг”. Американские коллеги ознакомились с деятельностью КБ “Салют” и РКК “Энергия”, сравнили их возможности и сделали выбор. После недолгих колебаний один из руководителей программы “Аполло”, заместитель директора американского ракетно-космического центра им. А. Маршалла Дэвид Моблитт твердо решил, что функционально-грузовые блоки для международной станции будет делать научно-производственный центр им. М. В. Хруничева.
Конструкторское бюро центра им. М. В. Хруничева получило техническое задание от “Боинга”, а за основу были взяты отечественные стандарты и приведены в соответствие с требованиями американской стороны. Не обошлось, конечно, без споров по разным техническим вопросам, но инженеры быстро нашли общий язык, и вся работа была выполнена без сбоев и в срок. Попутно выяснилось, что уровень ряда наших разработок значительно выше американских, а конструкторский опыт — богаче. В соответствии с международной практикой мы продаем товар, который можно продать и который находит покупателя, но народным или национальным достоянием не торгуем. Более того: построенный нами по американскому заказу функционально-грузовой блок, войдя в состав международной космической станции, так и останется российским. Никто, кроме его создателей, ни управлять этой техникой, ни обслуживать ее не сможет.
Конструкторское бюро “Салют” впервые создало орбитальный модуль с гарантийным сроком службы 15 лет (для всех предыдущих разработок он не превышал трех лет). Модуль оснащен системой метеоритной защиты, предохраняющей его важнейшие узлы. До конца января 2000 года он может существовать самостоятельно: на борту имеется запас топлива, позволяющий летать в автономном режиме 430 суток и провести три стыковки со служебным модулем. Стартовый вес модуля “Заря” вместе с обтекателями составлял 24 тонны, а на орбиту было выведено чуть больше 20 тонн.
Создание орбитального модуля “Заря” — не просто очередная работа, выполненная Научно-производственным центром им. М. В. Хруничева. Это демонстрация высокого научного и технического потенциала России как космической державы. Наша страна и в новом экономическом положении по-прежнему в состоянии решать сложные задачи. А работа по международному проекту свидетельствует о доверии, которое испытывают заказчики к нашей продукции.
Запуск российского модуля “Заря” положил начало пилотируемой космонавтике будущего.В ее развитие внесут свою лепту все страны мира, и каждая страна займет в ней достойное место.