Я такой вопрос себе не задавала. Увидела бурундука в зоомагазине, купила, повезла домой. По дороге решила, что посажу его в клетку попугая, которая пустовала, а нору сделаю из "пирожка" - меховой шапки мужа.
Сшив "пирожок" посередине, я положила его на дно клетки и впустила в нее бурундука. Он впрыгнул на толстую верхнюю ветку, стал осматриваться. Наглядевшись на него, я вышла из комнаты. Когда же через некоторое время вернулась, обнаружила: в шапке появился еще один выход, напротив моего, там торчали внутренности "пирожка".
Нора понравилась Бушке, так я назвала бурундука: он все время сидел в ней. И, чтобы заставить его выйти наружу, я поставила клетку за окно, на цветочницу. Бушка тут же вылез из "пирожка" и стал наблюдать за тем, что происходит внизу.
С этого дня он часто "гулял" на цветочнице. Однажды, когда меня не было дома, начался ливень, и "пирожок" промок насквозь. Я выпустила Бушку из клетки. "Пирожок" долго сох, наконец высох. Но Бушка не захотел возвращаться в клетку. Честно говоря, я и не прикладывала к этому больших усилий.
Очень скоро я поняла, что стала приживалкой, что мое присутствие в доме, особенно на кухне, крайне не желательно. Едва я появлялась, новый хозяин раздраженно цикал. И правда, зачем я нарушила идиллию? На подоконнике стоит транзистор. На нем, сжав передние лапки в кулачки, сидит Бушка. Играет музыка, Бушка смотрит в окно. Рядом - принесенная им самим еда: долька апельсина, арахис в сахаре, кедровые орешки. Если бы не я, можно было бы сидеть на приемнике и час, и два. Захотелось поесть - поел, и снова наблюдай за тем, что делается на улице.
Однако вскоре я стала чувствовать себя не только лишней, но и неполноценной, самой настоящей растяпой. Мне вдруг стало ясно, что хозяйка я никудышная, что голова моя забита всем чем угодно, но не бытом.
Конфеты, печенье, сухарики, оставленные на столе, очень быстро исчезали. Та же участь постигала куски хлеба, яблоки, хотя существо, убиравшее все это за меня, было в три раза меньше белки.
Бушка помогал мне и другим образом. Если утром на сковороде оставалось немного каши с мясом, то вечером сковорода блестела.
Проверял Бушка и стоящие повсюду кастрюли. Он умудрялся забираться в них так, что крышка оставалась закрытой. Одна из его проверок чуть не стоила жизни моей матери.
Я пришла домой очень поздно и стала варить курицу: на следующий день мне надо было отнести ее в больницу. Утром я взяла с собой курицу и поехала на работу. Не прошло и часа, как позвонила моя мать, которая гостила у меня: "Мне плохо, у меня, наверное, инфаркт". "Что случилось?" - спросила я. "Все из-за твоего Бушки". И она начала рассказывать. Пришла моя очередь умирать, но от смеха.
Моя мать решила приготовить себе завтрак. До этого она несколько раз заходила на кухню и слышала: "дзинь-дзинь-дзинь". Она старалась понять, откуда доносятся эти звуки, и не могла. Собравшись поставить чайник на газ, она сняла с плиты кастрюлю с бульоном. И как только опустила ее на стол, из нее выскочил Бушка и понесся, весь в курином жире. Судя по всему, ему надоело плавать в бульоне, еще когда кастрюля стояла на плите. Он пытался "выйти из ванны", в это время и звенела крышка.
К концу июля Бушке удалось окончательно перевоспитать меня. И как раз в это время у него началась горячая пора: надо было заготавливать еду на черные дни, на зиму. Теперь Бушке стало особенно трудно дожидаться, когда я наконец уйду на работу. И едва за мной захлопывалась дверь, он приступал к своей работе. Убедившись, что нигде ничего не оставлено, он взбирался на высокую тумбочку. А от нее до ящика, очень им любимого, было рукой подать. Ящик этот закрывался изнутри на защелку. Вероятно, для какого-нибудь другого бурундука было бы большой проблемой открыть его, но не для Бушки.
Ящик висел на стене, а над ним располагался другой. И нижний выступал вперед, был шире верхнего на полсантиметра. Тем не менее Бушка впрыгивал на этот выступ, на эту толстую "проволоку", которая была верхней частью крышки ящика, и, как первоклассный акробат, шел по ней. Дойдя до середины, он нажимал передними лапками на нее, крышка откидывалась. Акробат ухитрялся не только удержать равновесие в воздухе, но и приземлиться в центре крышки. Один прыжок - и бери что хочешь: рис, пшено, гречку... Пакетов полным-полно.
Все, что Бушке удавалось добыть, он нес в своих защечных мешках в кладовую, туда, где было его гнездо. А я время от времени проводила уборку в его апартаментах и изымала запасы.
В один из дней из комнаты вдруг донесся крик попугая жако, крик ужаса, как я его называю. Попугай в это время ходил по квартире. Вбежав в комнату, я, к своему удивлению, увидела, что попугай жив и здоров, стоит возле стеллажа. "В чем дело, Гриш? Что случилось?" - спросила я его. И попугай взял клювом кончик бумаги, торчащей с самой нижней полки. Откуда ни возьмись, выскочил Бушка и, как тигр, прыгнул Грише на грудь. "Бушка!" - крикнула я, а попугай, почувствовав мою поддержку, продолжил: "Пошел отсюда! Я кому сказала!"
Бушка напал на попугая вот почему. Накануне я провела уборку в бушкином жилище, а содержимое его кладовой завернула в бумагу и положила на полку. Попугай, увидев сверток, захотел оторвать от него кусочек бумаги. Он не знал, что в этом свертке его любимые орехи и семечки. Однако бурундук уже определил по запаху, где теперь его кладовая. И решив, что попугай посягает на его добро, бросился на своего обидчика. Раздался крик ужаса.
Прожил Бушка у меня пять с половиной лет. Умер он от старости. Сколько лет ему было - точно сказать не могу. Думаю, больше семи. Потому что попал он ко мне не молодым: одно ухо у него было разорвано во время драки с собратьями из-за самочки.
Бушка не единственный долгожитель. Еще один бурундук, живший в домашних условиях, умер в восемь с половиной лет. Зубы у него стерлись, и он уже не мог есть твердую пищу. Самочке, которая также жила в квартире, было семь лет, когда ее выпустили на волю. В природе бурундуки вряд ли живут больше двух с половиной - трех лет: у них много врагов. Однако довольно быстро (примерно через год) погибают они и если, попав в квартиру, оказываются в маленьких клетках.
Бурундуки, братья белок, - очень шустрые зверьки. В естественных местах обитания они скачут с утра до вечера и за час способны пробежать 12,2 километра. Поэтому просторное жилище для них жизненно необходимо. Они могут жить в больших, полностью металлических клетках с беговым колесом. Но лучше сделать им из сетки и досок вольеру. Минимальные размеры вольеры: 1 метр в длину, 60 сантиметров в ширину, 1 метр в высоту.
В жилище бурундука должен быть домик - нора, сооружение наподобие скворечника (размеры естественной норы 29х25х29 сантиметров). Чтобы зверек смог сделать в этом домике гнездо, в вольеру надо положить сено, листья, тряпочки. Днем бурундук будет выносить из своего гнезда подстилку, чтобы она проветрилась. А вечером, собравшись спать, возвращать ее на место. Сколько подстилки окажется в гнезде в тот или иной день - будет зависеть от температуры воздуха. Перед тем как лечь спать, бурундук закрывает все отверстия в своей норе, а утром открывает их.
В вольере нужно поставить пенек или что-либо заменяющее его, а также укрепить в разных местах толстые ветки.
Бурундуки - заядлые индивидуалисты, они ведут одиночный образ жизни. Через 50-60 дней после рождения зверьки расстаются со своей матерью. Каждый занимает определенную территорию, роет себе нору и начинает жить самостоятельно. Самцы и самочки встречаются всего-навсего раз в году, весной, вскоре после выхода из спячки. Таких индивидуалистов сложно держать вместе.
Выпускать бурундука побегать по квартире можно тогда, когда он станет ручным: начнет подбегать на зов, брать корм из рук. Если он не захочет возвращаться в свое жилище, нужно дождаться, когда он проголодается, и заманить в вольеру его любимым кормом. Если в доме есть кошка, во время прогулок бурундука надо следить за ней, пока она не привыкнет к своему новому соседу: иначе она его поймает и может съесть.
Обеспечить бурундука едой легко. В неволе он всеяден. Очень любит кедровые и другие орехи, семена подсолнуха, апельсины. Не отказывается от груш, яблок, слив, абрикосов, винограда, крыжовника, малины. С жадностью ест семена конского щавеля, подходят ему и семена подорожника, многих зонтичных, диких злаков, особенно крупные, а также семена пшеницы, кукурузы, которые надо проращивать: держать сутки в воде. С удовольствием ест бурундук сливочное масло, другие молочные продукты, особенно подслащенные, перепелиные и куриные яйца, отварное мясо. Летом нужно давать ему листья пырея, салата, одуванчика, улиток, слизней, кузнечиков, жуков.
Бурундук будет сыт, если станет съедать за сутки от 6,4 грамма (самочки) до 10 граммов пищи (самцы). Беременной и кормящей двух бурундучат самочке нужно около 20 граммов пищи.