Чемпион мира Гарри Каспаров впервые сыграл с американским суперкомпьютером "Дип Блю" в 1996 году, причем не в блиц, не в быстрые шахматы, а с классическим контролем. Поединок из шести партий проходил в Филадельфии. Уже на старте робот взял верх, но Каспаров мобилизовал все силы, сравнял счет, а затем вышел вперед - 4:2. Матч-реванш в 1997-м в Нью-Йорке завершился сенсационно: на сей раз электронный гроссмейстер "Дип Блю" взял верх над чемпионом мира - 3,5:2,5. В те дни все информационные агентства мира поставили сообщение об этом событии на первое место, а в очередном издании Книги рекордов Гиннесса информацию об итоге матча торжественно пометили в рамку. Мир узнал, что наступила эра новых компьютерных шахматных чемпионов!
Продолжения, увы, не последовало. Фирма IBM благодаря победе "Дип Блю" добилась большого коммерческого успеха и "бросила" шахматы. Резон тут был: еще одна победа не принесла бы IBM особых завоеваний, а поражение могло разочаровать публику (Каспаров последовал примеру IBM спустя восемь лет).
В 2002 году в Бахрейне состоялся матч между чемпионом мира Владимиром Крамником и немецкой программой "Дип Фриц", усовершенствованным "Фрицем". Он закончился вничью - 4:4; вновь подтверди лось, что шахматные роботы достигли уровня чемпиона мира. В начале 2003-го в Нью-Йорке в четвертом матче короля шахмат Гарри Каспарова с компьютером против него играла израильская программа "Дип Джуниор", современная версия "Джуниор". И вновь мирный исход - 3:3. А в конце 2003-го прошел матч Каспарова с "Фрицем", совсем короткий - из четырех партий. Его провела американская фирма "Х3D". И опять ничья - 2:2.
Итак, после пяти матчей, сыгранных за 10 лет, паритет между шахматными королями и машинами сохранился. И вот с 25 ноября по 5 декабря 2006 года в Бонне прошел очередной матч между чемпионом мира - Владимиром Крамником и новейшей версией "Фрица" - "Дип Фриц-10". Авторы программы - голландец Франц Морш и немец Матиас Файст.
Организатор ы матча все обставили так, словно это поединок за шахматную корону. Внимание прессы было не меньшим, чем к недавнему матчу Крамника с Топаловым. Правила предусмотрели все до мелочей, включая откладывание партий (которое не понадобилось) и ситуацию, если забарахлит техника. Во время игры, пока компьютер пользовался дебютной базой, Крамнику разрешалось следить за ходом его мыслей, его выбором. Оператор отворачивал монитор от чемпиона мира только тогда, когда машина начинала делать ходы самостоятельно. Напомним, что Каспарову не давали распечатки анализа игры "Дип Блю", Крамник же получал распечатки сразу после партии. И самое главное: за два месяца до сражения Крамнику предоставили последнюю версию "Фрица", и он мог тренироваться сколько заблагорассудится. Владимир признался, что с контролем 10 минут он сыграл с программой около 60 партий и выиграл всего две.
Программа использовала четырехпроцессорный компьютер и анализировала до 10 миллионов ходов в секунду. Конечно, за прошедшие десять лет возможности машины значительно возросли, но вместе с тем у Крамника, как мы видим, было много преимуществ по сравнению с Каспаровым. Впрочем, все эти поблажки не помогли. Во 2-й партии матча Крамник умудрился зевнуть мат, а в 6-й игра закончилась его полным фиаско. Остальные четыре проходили с некоторой инициативой "Фрица" и завершились вничью. Приведем четыре партии этого исторического матча.
В. Крамник - "Дип Фриц"
1-я партия
Каталонское начало
1. d4 Кf6 2. c4 e6 3. g3. Крамник избирает против "Фрица" тот же дебют, что и недавно в поединке с Топаловым, здесь главное - надежность. 3...d5 4. Сg2 dc 5. Фa4+ Кbd7 6. Ф:c4 a6 7. Фd3. Ферзю все равно придется отступить, но чаще он располагается на с2 (так и случилось в 3-й партии). 7...c5 8. dc. Стратегия Крамника, которая проявится во всех партиях, - побольше разменов, чтобы уменьшить тактический ресурс электронного соперника и быстрее перейти в эндшпиль. 8...С:c5 9. Кf3 0-0 10. 0-0 Фe7 11 Кc3 b6 12. Кe4. Крамник делает новый ход (вместо 12. Кg5), и… больше не подглядывает в монитор - теперь "Фриц" играет самостоятельно...
12...К:e4 13. Ф:e4 Кf6. Конечно, робот ладью не зевает, он вообще зевать не умеет. После 14. Ф:а8 Сb7 15. Ф:f8+ Kр:f8 материальное равенство на доске сохраняется, а нестандартное соотношение сил "Фрица" устраивает.
14. Фh4 Сb7 15. Сg5 Лfd8 16. С:f6. Размен ферзей - правильный метод в игре с компьютером; к чему приводит присутствие на доске сильнейшей фигуры, мы увидим в следующей партии. 16...Ф:f6 17. Ф:f6 gf 18. Лfd1. Итак, возник примерно равный эндшпиль, не все в нем решает расчет вариантов. Некоторая слабость черных пешек может проявиться далеко за горизонтом видимости компьютера. 18...Kрf8 19. Кe1 С:g2 20. Kр:g2 f5 21. Л:d8+ Л:d8 22. Кd3 Сd4 23. Лc1 e5.
(Иллюстрация 1)
24. Лc2 Лd5? Неаккуратный ход. Сейчас после тактической операции получается окончание, где шансы белых выше. Правильно 24…а5, не допуская следующий маневр коня. 25. Кb4! Лb5 26. К:a6 Л:b2 27. Л:b2 С:b2 28. Кb4 Kрg7 29. Кd5. Белый конь очень хитрый и может пригодиться на обоих флангах. Перебор вариантов - далекий, но ограниченный - не позволяет машине почувствовать все тонкости позиции.
29…Сd4 30. a4. Точнее 30.e3! Сc5 31. Kрf3!, и у черных возникали серьезные трудности. 30....Сc5 31. h3? Потеря времени, лучше сразу 31. f3 f6 32.e4. 31...f6 32. f3 Крg6 33. e4? Крамник упускает последний шанс. Хитрее 33. e3! h5 34. Kрf1! Kрf7 35. Kрe2 Kрe6 36. e4 fe 37. fe f5 38. Kрf3 Сd4 39. Кe3! fe+ 40. Kр:e4, и черные могут оказаться в цугцванге. Правда, создатели "Фрица" считают, что он устоял бы и в этом случае.
33...h5 34. g4 hg 35. hg fe 36. fe Крg5 37. Крf3 Крg6 38. Крe2 Крg5 39. Крd3 Сg1 40. Крc4 Сf2 41. Крb5 Кр:g4 42. К:f6+ Крf3 43. Крc6 Сh4 44. Кd7 Кр:e4 45. Кр:b6 Сf2+ 46. Крc6 Сe1 47. К:e5. Ничья.
"Дип Фриц" - В. Крамник
2-я партия
Принятый ферзевый гамбит
1. d4 d5 2. c4 dc 3. e4 b5?! Редкий ход, но вскоре игра сведется к обычным вариантам славянской защиты. 4. a4 c6 5. Кc3 b4 6. Кa2 Кf6 7. e5 Кd5 8. С:c4 e6 9. Кf3 a5 10. Сg5?! Логичнее 10. 0-0. 10…Фb6 11. Кc1 Сa6 12. Фe2 h6 13. Сe3? С:c4 14. Ф:c4 Кd7 15. Кb3 Сe7 16. Лc1 0-0 17. 0-0 Лfc8 18. Фe2 c5! 19. Кfd2 Фc6! Черные собираются забрать пешку a4, после чего у них образуется опасная проходная на ферзевом фланге. 20. Фh5 Ф:a4 21. К:c5 К:c5 22. dc К:е3. Неудачно маневрировавший слон подвел машину, сдвоение пешек малоприятно. 23. fe С:c5 24. Ф:f7+ Крh8 25. Фf3 Лf8 26. Фe4 Фd7 27. Кb3 Сb6 28. Лfd1 Фf7 29. Лf1 Фa7! У Крамника серьезные намерения, и он отказывается от повторения ходов. 30. Л:f8+ Л:f8 31. Кd4 a4? Выпускает перевес, между тем простое 31…С:d4 32. ed a4 позволяло без всякого риска играть на победу. 32. К:e6 С:e3+ 33. Крh1 С:c1. Некоторые комментаторы рекомендовали за черных 33...Лe8, но после 34. Лf1 (34. Лd1 a3!) 34...Фa6 35. Лe1 Ф:e6 36. Ф:e3 Фе7 37. e6 a3 38. ba ba белым не справиться с компьютером.
34. К:f8 Фe3?? Трагический случай, подобного которому не знает шахматная история: чемпион мира в серьезной партии зевает мат в один ход! Логичным финалом было 34…Крg8 35. Kg6 Фе3 36. Фd5+ Kph7 37. Kf8+ Крh8 38. Kg6+ с вечным шахом. Но Владимиру очень хотелось выиграть, к тому же он не ожидал от робота такого коварства. Забавно, что во 2-й партии матча на первенство мира с Топаловым Крамник тоже мог получить мат, но Веселин этого не заметил. А вот робот своего не упустил… 35. Фh7x!
(Иллюстрация 2)
Никакого цейтнота не было, и Крамник с нескрываемым удивлением обнаружил, что его король заматован. Как объяснить этот уникальный "зевок" гроссмейстера? Возможно, дело в том, что конь, поддерживающий белого ферзя, забрался слишком глубоко в тыл противника, на поле f8, и черные выпустили его из виду. Действительно, на доске весьма необычная матовая конструкция.
"Дип Фриц" - В. Крамник
4-я партия
Русская партия
1. e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. d4 К:e4 4. Сd3 d5 5. К:e5 Кd7 6. К:d7 С:d7 7. 0-0 Сd6 8. Фh5 Фf6. Редкий ход, подготовленный Крамником специально для встречи с роботом. Игра быстро переходит в незнакомое русло. Впрочем, электронного гроссмейстера это не смущает. 9. Кc3. Пешка d5 отравлена: 9. Ф:d5 Сc6 10. Фc4 0-0-0 11. Сe3 (сразу проигрывает 11. Кc3? - 11…С:h2+! 12. Кр:h2 Л:d4 13. Фb3 Кc5, и неотвратим удар на g2), и теперь 11...Сf4,11...Лhe8 или 11...Фh4 дает черным активную игру. Интересно, конечно, какой бы путь предпочел "Фриц".
9...Ф:d4 10. К:d5 Сc6 11. Кe3 g6. Коня на f5 пускать нельзя: 11...0-0 12. Кf5 Фe5 13. f3 Кf6 14. Фh4, и черные могут не устоять. 12. Фh3 Кg5. Крамник, как обычно, стремится к упрощениям. Не годится 12...0-0 13. Кc4! Сe7 14. Сe3 Фf6 15. f4! с атакой или 12...Сc5 13. Кg4! h5 14. С:e4 hg 15. С:c6+ bc 16. Лe1+ с лучшим эндшпилем.
13. Фg4 Фf4? Немедленный размен 13...Ф:g4 14. К:g4 Кe6 15. Лe1 0-0-0 вел к примерно равному эндшпилю, но с богатыми тактическими возможностями. Крамник опасался, что "Фриц" разберется в них лучше. Однако теперь белые получают четкий перевес в эндшпиле, и человеку предстоит пережить немало неприятных минут.
14. Ф:f4 С:f4 15. Кc4! Кe6 16. С:f4 К:f4 17. Лfe1+ Крf8 18. Сf1 Сb5 19. a4 Сa6 20. b4 С:с4 21. С:c4 Лd8 22. Лe4 Кh5 23. Лae1 Лd7 24. h3. Перевес белых в эндшпиле кажется угрожающим. Но в конце концов Крамнику вновь удастся соорудить неприступную крепость. Вместо последнего хода точнее 24. g3.
24...Кg7 25. Лe5 Кf5 26. Сb5! Вызывая некоторые ослабления в лагере черных, но воспользоваться ими машине не удастся. 26...c6 27. Сd3 Кd6 28. g4?! Естественнее выглядело 28. f4 Крg7 29. Крf2 Лhd8 30. g3, и черным еще предстояло помучиться. 28...Крg7 29. f4 Лhd8 30. Крg2 Кc8 31. a5 Лd4 32. Л5e4 Крf8 33. Крf3 h6 34. Л:d4 Л:d4 35. Лe4 Лd6 36. Крe3 g5! Итак, расставив пешки по черным полям, Крамник избавился от проблем на королевском фланге, сдерживает он натиск и на ферзевом. 37. Лd4. Больше шансов на успех давало немедленное 37. c4. 37...Крe7 38. c4 Л:d4 39. Кр:d4 gf 40. Крe4 Крf6 41. Кр:f4 Кe7 42. Сe4 b6! 43. c5 bc 44. bc Кg6+ 45. Крe3 Кe7 46. Крd4 Крe6 47. Сf3 f5 48. Сd1 Крf6 49. Сc2 fg 50. hg Крe6. Крамник выдержал трудную защиту - прорваться белым негде. 51. Сb1 Крf6 52. Сe4 Крe6 53. Сh1 Крf6 54. Сf3 Крe6. Ничья.
"Дип Фриц" - В. Крамник
6-я партия
Сицилианская защита
1. e4 c5. Этот дебют Крамник давно не включал в свой репертуар, но ведь в русской партии черным почти невозможно выиграть, а чемпион мира при счете 2:3 еще надеялся спасти матч. 2. Кf3 d6 3.d4 cd 4. К:d4 Кf6 5. Кc3 a6 6. Сc4 e6 7. 0-0 Сe7 8. Сb3 Фc7 9. Лe1?! Кc6 10. Лe3?! В заключительный день игры "Фриц" демонстрирует какие-то фантастические, парадоксальные, немыслимые шахматы. Поле е3 предназначено в "сицилианке" для слона. Начинающим в таких случаях объясняют, что в дебюте надо развиваться, не стоит ходить одной и той же фигурой и т. д. Но компьютер не опирается на общие соображения, а исходит только из сухого расчета. 10...0-0 11. Лg3! Отвергая все позиционные принципы. Видно, "Фриц" убедился, что ради появления ладьи на вертикали "g" стоит пожертвовать несколькими темпами. И действительно, эта ладья принесет черным массу неприятностей.
(Иллюстрация 3)
11...Крh8 12. К:c6?! Еще один странный ход, робот по-прежнему отказывается от логичного 12. Сe3. 12...bc 13. Фe2 a5 14. Сg5 Сa6 15. Фf3 Лab8 16. Лe1. Вот и другая ладья вышла на е1, развитие фигур завершено. 16...c5 17. Сf4 Фb7. Не годится 17...c4 18. e5 de (еще хуже 18...cb 19. ef С:f6 20. Лh3 с разгромом) 19. С:e5 Фb7 20. Кe4 Лg8 21. К:f6 Ф:f3 22. Л:f3 gf 23. Л:f6 С:f6 24. С:f6+ Лg7 25. Сa4 Крg8 26. С:g7 Кр:g7 27. b3 с лишней пешкой у белых.
18. Сc1. Глубокие маневры компьютерного слона... 18...Кg8. Черные переходят в глухую защиту.
19. Кb1! А машина пользуется временем, чтобы перегруппировать фигуры. 19...Сf6 20. c3 g6 21. Кa3. Скачки коня вроде бы неубедительны, а на самом деле "Фриц" надежно укрепляет ферзевый фланг - именно здесь черные обычно ищут свои сицилианские выгоды. 21...Фc6 22. Лh3 Сg7 23. Фg3 a4 24. Сc2 Лb6?? Крамник не выдерживает напряжения и допускает решающий промах. После 24...е5 вся игра была впереди.
(Иллюстрация 4)
25. e5! Эффектное решение, которого черные явно недооценили. 25...de 26. Л:e5! Кf6. Увы, ладья отравлена: 26...С:е5 27. Ф:е5+ f6 28. Л:h7+! Kp:h7 29. Фh5+ Kpg7 30. Ф:g6+ Kph8 31. Фh7x.
27. Фh4. Атака на королевском фланге завершается выигрышем пешки на ферзевом. Настоящая учебная партия! 27...Фb7 28. Лe1 h5 29. Лf3 Кh7. Упорнее 29...Кd7, но дела это не меняет. 30. Ф:a4 Фc6 31. Ф:c6 Л:c6. Ферзи наконец покинули доску, но перевес белых слишком велик.
32. Сa4 Лb6 33. b3 Крg8 34. c4 Лd8 35. Кb5 Сb7 36. Лfe3 Сh6 37. Лe5 С:c1 38. Л:c1 Лc6 39. Кc3 Лc7 40. Сb5 Кf8 41. Кa4 Лdc8 42. Лd1 Крg7 43. Лd6 f6 44. Лe2 e5 45. Лed2 g5 46. Кb6 Лb8 47. a4. Черные сдались. Проходная пешка "а" беспрепятственно идет в ферзи.
Итак, матч закончился с разгромным счетом 4:2 в пользу компьютера, причем впервые во встречах с чемпионами мира машина не проиграла ни одной партии. Что ж, это был черный день в истории человеческих шахмат.
Робот нанес чемпиону мира не только моральный, но и материальный урон: в случае победы Крамник получил бы приз миллион долларов, а так ему пришлось довольствоваться лишь половиной миллиона. Но дело не только в гонораре. Поединок показал, что эра компьютерных шахматных чемпионов окончательно наступила. Если даже шахматный король не в состоянии противостоять электронному сопернику, то что же говорить о других!