№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. МАЙ 1999 № 5

КОТТЕДЖ ДЛЯ XXI ВЕКА

Слева - "экологическая избушка", один из первых построенных под Новосибирском экологических домов, справа - макет другого варианта дома.
Полученные разбрызгиванием в магнитном поле игольчатые гранулы магния (слева), и спрессованные из них детали.

Экологический дом - так назвали свою разработку специалисты Института теплофизики имени С. С. Кутелидзе Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск). Дом представляет собой одноэтажный коттедж, оборудованный небольшим отопительным котлом, водяным тепловым аккумулятором и системой солнечных коллекторов. В Сибири, для которой разрабатывался этот дом, бывает за год в среднем 252 солнечных дня, и солнце может служить дополнительным источником тепла при условии хорошей теплоизоляции. Поэтому окна экодома оснащены четырехслойным остеклением.

Вентиляция в доме - приточная и осуществляется через теплообменник: выходящий из дома нагретый воздух отдает 70% своего тепла входящему холодному.

Благодаря всему этому на обогрев коттеджа требуется лишь половина обычно расходуемого топлива, а на несколько дней его можно даже зимой оставить вообще без отопления.

Оборудован экологический дом и системой водоснабжения - собственной или групповой. Питьевая вода очищается ступенчатыми фильтрами из расчета 10 литров на человека, а используемая для технических нужд не требует глубокой очистки.

Сточные воды очищаются биологическими методами, в результате получаются пригодная для технических нужд и полива огорода вода, а также ценный органический осадок для удобрения. В компостирующем туалете применена высокая - до 10 метров - вытяжная труба, обеспечивающая сильную тягу и отсутствие непрятных запахов.

Помимо всего в экодоме есть погреб, ледник, в кухне - зимний холодильник, а на чердаке - под крышей нестандартной формы - размещена теплица.

На проектирование дома получен грант Организации Объединенных Наций, и в скором времени под Новосибирском - неподалеку от Академгородка - должен появиться целый поселок из 50 подобных домов. И хотя на сегодняшний день их заложено только три, но уже в этом году планируется возвести два десятка таких коттеджей.

ДВИГАТЕЛЬ РАЗОГРЕВАЕТ ПЛАЗМА

Среди множества способов разогрева автомобиля в зимнее время появился новый - при помощи плазменного электронагревателя. Разработан он специалистами Московского государственного технического университета "МАМИ" (Московский автомеханический институт) и представляет собой цилиндрическую трубку из кварцевого стекла, заполненную инертным газом - ксеноном. На расположенные в торцах трубки вольфрамовые электроды-излучатели подается переменный ток промышленной частоты.

Надо сказать, что разогрев двигателя в холодное время года от внешней электрической сети широко применяется в Канаде и странах Северной Европы, а в какой-то степени и у нас. Но используют при этом обычно электронагреватели, в которых тепловыделяющим элементом служит заключенная в защитную оболочку нихромовая спираль. Концентрация тепловой энергии в таких нагревателях относительно мала, а мощность для разогрева двигателей требуется значительная. Для большегруз ных автомашин типа БелАЗ она достигает 10 киловатт, поэтому установка для их разогрева может быть только стационарной. Используют такие установки исключительно на автопредприятиях.

В газоразрядных же источниках теплового излучения тепловыделяющей средой служит плазма, а концентрация тепловой энергии плазменного разряда несравненно более высокая. Поэтому и габариты плазменного нагревателя весьма компактны: диаметр его трубочки - 8 мм, а длина - 15 см. Установить такой нагреватель можно практически в любом месте машины.

Для наиболее полной подготовки двигателя к пуску специалисты МАМИ предусмотрели вариант одновременного нагрева как жидкости в системе его охлаждения, так и масла в поддоне картера.

КАПЛИ МАГНИЯ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ

Новая технология измельчения металлического магния и его сплавов разработана в лаборатории магнитной гидродинами ки Березниковского титано-магниевого комбината (ОАО АВИСМА, Пермская область). Она позволяет получать мелкие и очень прочные гранулы, которые хорошо прессуются.

Технология основана на разбрызгивании жидкого магния (или его сплавов) в воздухе в условиях сильного и беспрестанно изменяющегося магнитного поля. Подобное поле, как оказалось, лишает магний, обычно легко воспламеняющийся, такой возможности.

Затвердевая, металлические капли становятся игольчатой формы гранулами, покрытыми тончайшей, но прочной оксидной пленкой и способными долго и без ухудшения качества металла находиться на открытом воздухе. А детали, полученные из этих гранул при помощи прессования, обладают в несколько раз лучшими механическими характеристиками, нежели литые, да и себестоимость их относительно невелика. Поэтому новая технология, по мнению ее авторов, может найти применение не только в авиационной и космической технике, где давно и широко используются легкие и прочные магниевые сплавы, но, например, в производстве инвалидных колясок или спортивного инвентаря - в частности велосипедов.

СПУТНИК В ПОМОЩЬ ДИСПЕТЧЕРУ

Разработки красноярских ученых в области спутниковых технологий нашли сугубо земное применение. На Красноярской железной дороге создается автоматизированная система управления движением поездов с применением средств космической навигации и связи.

На локомотиве при этом устанавливается бортовой информационно-управляющий навигационный комплекс, взаимодействующий не только с устройствами поездной радиосвязи, но и непосредственно со спутниками космических группировок "ГЛОНАСС-GPS" и спутником связи "Горизонт". При помощи спутников непрерывно определяются координаты и время следования поезда по маршруту, с высокой точностью рассчитываются скорость движения и пройденный путь. А наличие поездной радиосвязи позволяет взаимодействовать с Центром управления перевозками, который может регулировать движение любого поезда на каждом конкретном участке в зависимости от реальных скоростей и общей сложившейся ситуации.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВАКЦИНА ОТ ГРИППА

Принципиально новая противогриппозная вакцина создана в Государственном научном центре - Институте иммунологии (Москва). Разрабатывали ее сотрудники института около 20 лет.

Дело в том, что вирус гриппа отличается удивительной способностью постоянно видоизменяться, и эта способность делает его чрезвычайно коварным. Ведь радикального способа лечения гриппа до сих пор нет, а вакцинация оказывается эффективной лишь тогда, когда вводится вакцина против именно той формы гриппа, которой может быть заражен организм (А1, А2 или В).

Вот и бывает, что готовят ученые новую вакцину к наступлению очередной эпидемии гриппа, а он приходит какой-то другой формы, потому что вирус его снова видоизменился. И вводить заранее приготовленную (кстати, весьма недешевую) вакцину в этом случае не только бесполезно, но и не безвредно, поскольку примеси, в ней содержащиеся, могут вызывать высокую температуру, а то и осложнения.

Новая российская противогриппозная вакцина выполнена на основе созданных в том же институте веществ, которые усиливают общую иммунную реакцию организма, - их удалось химически соединить с белками вируса гриппа. Введение этого препарата в организм позволяет ему выработать реакцию на вирус гриппа любого вида, одновременно стимулируя его иммунную систему. Аналогов такой вакцины в мире пока нет.

Препарат прошел клинические испытания и рекомендован Минздравом РФ к широкому применению.

ПЕРВЫЙ ЗАПУСК "ОДИССЕЯ"

В ночь с 28 на 29 марта 1999 года впервые в мире был произведен запуск макета спутника не с земного космодрома, а с водной глади - в экваториальной части Тихого океана. Международный проект "Морской старт", осуществленный совместными усилиями специалистов США, России, Норвегии и Украины, оказался удачным: 15-тонный макет спутника вышел на расчетную орбиту. За год до этого в нашем журнале была опубликована статья одного из главных разработчиков этого проекта с подробными иллюстрациями (см. "Наука и жизнь" № 3, 1998 г.).

Макет спутника был выведен на орбиту двухступенчатой ракетой-носителем "Зенит" (КБ "Южное", Днепропетровск, Украина). В России были разработаны и изготовлены: комплекс технологического оборудования по подготовке пуска (КБ транспортного машиностроения, Москва), система управления разгонным блоком и ракетой (НПО автоматики и приборостроения, Москва) и прочее технологическое оборудование, в создании которого участвовали десятки российских фирм.

Всю оснастку этим оборудованием принадлежащей Норвегии платформы "Одиссей", а также командного судна осуществляли на верфях в Финском заливе российские специалисты.

Успешный вывод макета на орбиту позволит в дальнейшем производить с плавающего космодрома уже регулярные запуски спутников, и число претендентов составляет на сегодня не один десяток. Пока предполагается производить до 6 запусков в год, ближайший намечен на середину августа.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее