Среди хранящихся в Золотой кладовой Эрмитажа предметов древнего искусства есть те, что выполнены в так называемом скифо-сибирском зверином стиле. Характерны для него, казалось бы, совершенно неестественные позы животных: кольцевидные, развернутые, S-образные, выкрученные, которые, однако, придают изображению определенную экспрессию, мощь и напряжение борьбы. Что же обусловило появление столь своеобразного стиля, и чьему мироощущению он соответствовал? И почему в искусстве кочевников, экономической основой жизни которых служило скотоводство, господствовал стиль с изображением преимущественно диких животных?
Объясняется это особенностями жизни привилегированного слоя - воинов. Война для них, за исключени ем кратких периодов кровавых переделов земель и политического господства, была событием чрезвычай ным, а постоянным занятием становилась охота. Она носила форму облавы и была не столько экономичес ким подспорьем, сколько средством боевой подготовки воинов.
Как в древности, так и в средневековье существовал запрет применять оружие до последнего дня охоты, и облавщики должны были врукопашную сражаться со зверями, пытавшимися прорвать кольцо окружения. При этом убивать зверей не полагалось - их только связывали. Копытному животному достаточно было связать вместе четыре конечности, и оно уже оставалось лежать с подогнутыми ногами. Более гибкому хищному зверю приходилось не только связывать четыре лапы, но и привязывать к этому узлу морду с завязанными челюстями. Свернутый таким образом в кольцо хищник мог выражать свою агрессивность лишь скаля зубы, и именно эти особенности свойственны звериному стилю. Плененные животные как бы служили моделью для изображений, хотя путы на них, как правило, не наносились.
В характере охотника-воина должны были преобладать мужество, пренебрежение смертью, агрессивность, и все это как нельзя лучше высвечивается в произведениях искусства, отражающих борьбу с хищным зверем "на равных".