№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ПУСТЫННЫЙ УГОЛОК - СПОКОЙСТВИЯ ПРИЮТ?

Н. ПЛАКСИН, международный арбитр по шахматной композиции.

Окончание. Начало см. "Наука и жизнь" № 8, 1999 г.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл.6.
Илл. 7.
Илл. 8.

Вернемся к партии 1914 года между Ласкером и Капабланкой (см. позицию № 1), в которой 21-й и 34-й ходы черные сделали слоном - в угол и из угла (Сb7-а8 и Са8-b7), и теперь сравним эти ходы Капабланки с ходами слона в решении следующей миниатюры на мат в 5 ходов:

(Иллюстрация 1)

1.С:h8 b6 2.Са1 Кр:а1 3.h7 Кра2 4.h8Л Кра1 и 5.Ла8?. Здесь белый слон дважды прошел из угла в угол... А в № 9 подобное достижение удевятерено:

№ 9. Д. НАНН (1991)

(Иллюстрация 2)

Мат в 24 хода

Чтобы дать мат слоном - Сс6?, белые обречены выжидать, когда черные уведут коня с поля d8. Черные же не торопятся снимать контроль своих фигур над диагональю b7-g2 и флегматично маршируют пешками по вертикали "h": 1.Сh1 h3 2.Са8 h2 3.Сh1 h4 4.Са8 h3 5.Сh1 h5 6.Са8 h4 7.Сh1 h6 8.Са8 h1Ф 9.С:h1 h2 10.Са8 h3 11.Сh1 h5 12.Са8 h1Ф 13.С:h1 h2 14.Са8 h4 15.Сh1 h3 16.Са8 h1Ф 17.С:h1 h2 18.Са8, и терпение белых вознаграждается - 18... Кb7 19.С:b7 h1Ф 20.С:h1 Сg2 21.С:g2 Ке4 22.Сb4, угрожая 23.b3? (если 22.С:е4?, то черным пат!), 22... Кd2+ 23.С:d2 е1Ф. Однако это превращение черной пешки уже не мешает белым наконец-то достигнуть цели - 24.Сс6?. Слон пробежал из угла в угол 18 раз подряд!.. Автор этой задачи - английский математик (доктор наук) и гроссмейстер-практик (и призер чемпионата мира 1978 года по решению композиций) - подсчитал, что в его партиях ход слоном по большой диагонали встречался лишь трижды... Но еще более редкое явление в шахматных состязаниях - это ход в угол доски конем. Приведем уникальную комбинацию из турнира претендентов на мировое первенство:

№ 10. А. КОТОВ - П. КЕРЕС (Будапешт, 1950)

(Иллюстрация 3)

После 15-го хода черных

Несмотря на нападение черной пешки на слона h4, белые вдруг отправили под удар еще и коня - 16.Кh3-f4! g5:h4 (если бы черные взяли - 16...gf или 16...К:f4, то потеряли бы ферзя либо получили мат) 17.Кf4:g6 Лf8-е8. И здесь Котов сделал новый эффектный выпад, начинающий тотальное преследование черного короля: 18.Кg6-h8!! Ле8-е7 19.Фс2-h7+ Крg8-f8 20.f3-f4! Ка5:с4 21.f5-f4 е6:f5 22.0-0! Са6-с8 23.Сb1:f5 Сс8:f5 24.Лf1:f5 Крf8-е8 25.Лf5:f7 Кре8-d7 26.Фh7-f5+ Крd7-с6 27.Фf5-f6+ Крс6-d7 28.е5-е6+Крd7-с6 29.Лf7:е7 Фd8:h8 30.Ле7:с7+! Крс6-b5 31.Фf6-е7 а7-а5 32.Фе7-d7+ Крb5-а6 33.Ла1-b1, и черные сдались. Если 33...Фе8, то 34.Ла7+ с выигрышем ферзя, а на 33...К:а3 последует жертва ладьи - 34.Л:b6+ Кр:b6 и мат - 35.Фс6?... В 1954 году идея этой комбинации получила неожиданное развитие в задаче-двухходовке латвийских композиторов А. Домбровскиса и В. Ведерса:

(Иллюстрация 4)

После вступительного хода, аналогичного маневру Котова - 1.Кg6-h8, белые создают угрозу 2.Фf3-е4?, и на неочевидную защиту - 1...Кс7-а8 следует нешаблонная реплика - 2.Кb3-а1?! Дополнительные варианты: 1...Кd5 2.Ф:h3х, 1... Ф:f7 2.Ф:f7? и 1... Сg2 2.Фf5?. Здесь три коня уходили на угловые поля трижды... Но разные углы доски может навестить и один конь. Попробуйте проанализировать следующую позицию:

№ 11. Н. ПЛАКСИН (1988)

(Иллюстрация 5)

После 20-го хода белых. Откуда пришел конь b3?

Для ответа на вопрос в задании № 11 достаточно поинтересоваться участью отсутствующих на доске персонажей. И это подскажет, что все двадцать ходов белые сделали только одним конем...

Фигуры на угловых полях доски могут появляться и в результате пешечных превращений. Но пешки подчас норовят пройти отнюдь не в ферзи (как это встречалось, например, в № 6), а предпочитают иные перевоплощения. Реализация подобных идей заманчива и обычно базируется на нестандартных конструкциях. Вот характерный пример:

№ 12. В. ЛЕВШИНСКИЙ, Н. ПЛАКСИН (1984)

(Иллюстрация 6)

4 последних хода?

Обратим внимание, что материальный баланс белых закрыт: 14 (на диаграмме) + 2 (взято с:d и b:с) = 16. Кроме того, выделим из скопления фигур в данной позиции так называемый ретроузел на полях d7, е7, е8, f6, f7, f8, g6, g7, g8, h6 и h8. При его формировании были обязательно сделаны ходы слоном Сh8-g7 и пешкой g7-g6. Но при черной пешке на g7 белый слон h8 оказывается превращенным, как, кстати, и черный слон h4 (при черных пешках g7 и е7 он не мог прийти с поля f8). Последний ход белых был Лh7-h8+, а предыдущий - черных - b7:с6!, но не с7-с6? В этом случае пешка d5 пришла бы с b7, сделав два взятия на белых полях - b7:с6:d5, а это невозможно, поскольку в числе двух отсутствующих белых фигур был и чернопольный слон. А при черной пешке на b7 оказываются превращенными и белопольные слоны - белый а8 и черный е8. И теперь можно установить последние ходы, записав их в форме ретронотации: сперва последний ход, потом предыдущий и т. д. - 1.Лh7-h8+ b7:Сс6 2.Фb8-d6 d6-d5 3.Сh8-g7 с7:Сd6 4.Крh5-h6 g7-g6+... Итак, все четыре слона в № 12 превращены из пешек на угловых полях: белые - на а8 и h8, черные - на а1 и h1. Осталось проконтролировать баланс черных фигур: 10 (на диаграмме) + 2 (взято а:b и b:а, пропуская пешку а7 на а1) + 2 (взято h:g и g:h, пропуская пешку h7 на h1) + 2 (слоны черных взяты на с8 и f8) = 16. А иная попытка ретроигры - 1.Лh7-h8+ b7:Cc6 2.g2-g3? Сg3-h4 - не проходит, поскольку в этом случае черный превращенный слон с поля h1 не смог бы перейти на е8... Но тематические квартеты превращений бывают и не столь однородны:

№ 13. В. ЛЕВШИНСКИЙ, Н. ПЛАКСИН (1982)

(Иллюстрация 7)

Последний ход?

Точный ответ на этот вопрос можно найти, уделив внимание не только полям а1, h1, а8 и h8, но еще и пунктам е8 и b4...

В приведенных задачах и партиях углы шахматной доски посещали и ферзи, и ладьи, и слоны, и кони. А каковы перспективы кругосветного королевского путешествия?.. Мы затронули оригинальнейшую тему композиции, получившую название "Большой королевский вальс". Приглашаем на один тур этого шахматного танца, предлагая сделать минимум ходов:

№ 14. Н. ПЛАКСИН (1983)

(Иллюстрация 8)

Ход белых. Передать ход черным в той же позиции

В ритме вальса все плывет,
И доска, как небосвод.
Все кружится, скользя,
Ошибиться нельзя...
В ритме вальса все плывет...

Свои решения вы сможете проверить в следующем номере журнала. Но мы были бы очень признательны, если бы вы присылали в редакцию свои варианты решения задач. Самые интересные мы опубликуем в журнале.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Шахматы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее