Рулетки в космосе

Зачем конструкторы спутников используют обычные рулетки?

Мы привыкли считать, что космонавтика - это люди в белых халатах, стерильные лабораторные условия и ультра хай-тек. Однако за последнее время размер электроники уменьшился на порядки, возросла ее надежность и долговечность, снизилась стоимость, и космос стал гораздо доступнее. Сейчас никого не удивишь студенческим спутником, причём это спутник, не сделанный для студентов, а спутник, сделанный именно руками студентов. Да чего уж там, начали появляться космические аппараты, разработанные и управляемые на орбите самыми обычными школьниками.

Обычные строительные рулетки в качестве антенн на спутнике PhoneSat 2.5. Фото: NASA Ames

Чтобы сэкономить и без того ограниченные средства, но в то же время сделать надёжный космический аппарат, юным конструкторам приходится придумывать порой крайне нестандартные инженерные решения. В учебных спутниках студенты стали позволять себе такие вещи, которые пионеры космонавтики и у нас в стране, и за рубежом и представить себе не могли! Например, поставить на настоящий космический аппарат, выходящий на настоящую орбиту обычные строительные рулетки!

На самом деле, рулетки использовали в космосе с самых первых полетов. На первых, еще беспилотных кораблях «Восток» использовались упругие профили, чрезвычайно похожие на обычные бытовые рулетки, но сделанные из специальной «космической» стали. Эти же профили использовались на первом в мире аппарате, передавшем на Землю панораму другого небесного тела – это была советская «Луна-9». В дальнейшем подобного рода конструкции использовались и используются для создания радиоантенн, штанг гравитационной стабилизации и других конструктивных элементов.

Такая широкая область применения упругих деформируемых профилей в космосе обусловлена возможностью очень компактно их укладывать, например, свертывать в бобины на земле, а на орбите разматывать и получать достаточно жёсткий и прямолинейный стержень. При этом такие конструкции просты, надежны и раскрываются за счет запасённой упругой энергии.

Новая, малогабаритная космонавтика не стала отказываться от стальных упругих профилей, но применила их в самом простом и доступном исполнении – с полки строительного магазина. Большое количество разнообразных антенн и штанг малых аппаратов сделано из обычных  рулеток с желтыми полотнищами.

К примеру, раскрывающийся каркас солнечного отражателя малого космического аппарата «Маяк» тоже сделан из доступных и надёжных строительных рулеток. Узнать о ходе подготовки к запуску спутника и поддержать проект молодых инженеров можно здесь.