Птичья помощь

Медоуказчики помогают людям искать мёд

Медоуказчики питаются пчелиным воском и пчелиными личинками, и, по легенде, чтобы добраться до гнезда пчёл, они зовут на помощь медоеда – крупного зверя, который любит мёд и спокойно разрывает пчелиные ульи. По другой легенде, медоуказчики с той же целью используют людей, показывая им, где находится гнездо насекомых. Но если про медоеда до сих пор так и не понятно, действительно ли он следует за птицей, то сотрудничеству медоуказчиков и людей удалось получить вполне достоверные доказательства. В статье в Science исследователи из Кембриджа и Кейптаунского университета сообщают, что у людей из племени яо, живущих на территории Мозамбика, есть специальный сигнал, привлекающий большого медоуказчика. Птица, услышав его, понимает, что люди идут искать мёд, и действительно показывает им, где находятся гнёзда диких пчёл – в 81% случаев совместная «охота» заканчивается успехом. По некоторым сведениям, племена хадза в Танзании тоже могут звать медоуказчиков, но используют для этого другой сигнал. Как вообще дикие птицы смогли научиться настолько понимать людей, остаётся загадкой, и загадкой тем большей, что медоуказчики, как кукушки, практикуют гнездовой паразитизм, то есть их птенцов выращивают другие птицы, которые просто не могут научить молодых медоуказчиков распознавать человеческие условные сигналы.

Большой медоуказчик.(Фото Philippe Dandois / www.flickr.com/photos/phil_dandois/14267395797/.)