Ночной метан

Концентрация метана в марсианской атмосфере зависит от времени суток

Фотография марсианской поверхности, сделанная марсоходом НАСА Персеверанс. Фото: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

С тех пор как в марсианской атмосфере обнаружили метан, у исследователей нет однозначного ответа на вопрос, откуда же он берётся. Потенциальным источником метана могут быть как микроорганизмы, спрятавшиеся от холода и космического излучения под поверхностью Красной планеты, так и минералы по типу оливина, химически взаимодействующие с водой. Но с марсианским метаном связана ещё одна загадка – разные приборы «видят» разную его концентрацию. Если анализатор на борту марсохода Кьюриосити фиксировал всплески концентрации до 21 миллиардных долей, то приборы на орбитальном аппарате Trace Gas Orbiter, анализирующие состав атмосферы на высотах выше трёх километров, не регистрировали ничего даже близко похожего на такие цифры. Так какие же измерения «правильные»?

Как пишут в Astronomy & Astrophysics исследователи из Калифорнийского технологического института и нескольких других научных центров, скорее всего, и те и другие измерения точные, а причина таких разных наблюдаемых концентраций метана заключается в следующем.  Анализатор, установленный на марсоходе Кьюриосити, потребляет много мощности, поэтому концентрацию метана он измерял ночью, когда другие электрические системы и инструменты ровера «спали». Когда учёные поставили специальный эксперимент и с помощью приборов Кьюриосити измерили фоновую концентрацию метана во время марсианского дня, она оказалась примерно в десять раз меньше, чем в ночное время. Другими словами, ночью метан накапливается вблизи поверхности, а с наступлением дня быстро рассеивается по атмосфере. Хотя это и объясняет, почему марсоход «видит» метан, а орбитальный зонд – нет, остаётся вопрос, почему метан так быстро разрушается в атмосфере, и, конечно, что или кто его производит.