Любовь к зомби

Американским жукам нравятся самки-зомби

Жук Chauliognathus pensylvanicus. (Фото: sankax / Flickr.com.)

Некоторые паразиты так меняют поведение своих хозяев, чтобы с их помощью заразить как можно больше новых жертв – таких паразитов иногда называют зомбификаторами. Например, есть вирусы гусениц, которые заставляют их перед смертью заползать как можно выше на дерево, есть грибы кордицепсы, паразитирующие на муравьях и понуждающие их умирать перед входом в муравейник. Наконец, есть одноклеточный паразит токсоплазма, внушающая грызунам любовь к кошкам – потому что для размножения токсоплазме нужно попасть в кошачий организм.

Похожим образом действует грибок Eryniopsis lampyridarum, поражающий североамериканских жуков-мягкотелок Chauliognathus pensylvanicus. Жуки эти питаются цветами, и на цветах же спариваются. Грибок, который попадается на тех же цветах, заставляет жука крепко впиться челюстями в цветок, так что после смерти он никуда не свалится, и гриб рассеет свои споры с нужной высоты. Но это если гриб поразил самца; если же он попал в самку, возникает новая сюжетная линия: самцы, пролетая сверху, видят самку, спускаются к ней и стараются спариться – и, естественно, заражаются. В статье в Journal of Invertebrate Pathology исследователи из Университета Арканзаса и Корнельского университета пишут, что через несколько часов у зараженных жуков набухает брюшко и раздвигаются надкрылья, как если бы они собирались взлететь. Самки в таком виде кажутся самцам особенно привлекательными – вероятно, из-за большого размера – так что стратегию гриба-зомбификатора нельзя не признать вполне успешной.