Сердечно-суточные ритмы

Оперировать на сердце лучше в середине дня

Исследователи из Университета Лилля – Северной Франции сравнили самочувствие людей, которым хирурги ставили клапан в сердце, и пришли к выводу, что такие операции лучше проводить не утром, а днем: у тех, кого оперировали утром, в течение пятисот дней после операции вдвое чаще случались различные неприятности с сердцем. В статье в The Lancet говорится, что сердце у тех, кого оперировали днем, не так сильно страдает от операции и потом лучше работает. Причина тому, очевидно, кроется в суточных ритмах – и действительно, анализ генетической активности в сердечной мышце показал, что некоторые гены в клетках сердца активнее функционируют именно в середине дня. Однако операции не всегда можно перенести на нужное время, и здесь, по мнению авторов работы, здесь нам помогли бы такие лекарства, которые действовали бы на суточные гены в сердце, заставляя их (по крайней мере, на время) по утрам работать так, как будто уже день.